Активное перераспределение стояночных мест в пользу автомобилей каршеринга набирает обороты в столичном мегаполисе. Недавние исследования консультационных компаний подчеркивают впечатляющий рост сектора арендных автомобилей в Москве. По результатам текущего года, рынок каршеринга показал увеличение на треть, а прогноз на следующий год обещает рост более чем на 40%. Такое ускорение заметно опережает другие области автоиндустрии, в частности, сферу такси. Городу предстоит задача найти дополнительные парковочные места, чтобы обеспечить развитие этого направления.
Учитывая объем рынка каршеринга, который сейчас достигает 44 миллиарда рублей и ожидаемый рост до 62 миллиардов рублей в 2024 году, арендные авто потребуют новых мест для парковки. Такое экспоненциальное развитие сектора в четыре-пять раз превышает динамику роста такси и долгосрочной аренды, делая каршеринг выделяющимся направлением.
Повышение стоимости владения личным транспортом, включая расходы на страховку, обслуживание и запчасти, топливо, а также саму покупку транспортного средства и оплату за парковку в городе, делает краткосрочную аренду гораздо более привлекательной в финансовом плане. Следовательно, услуги такси также становятся менее доступными из-за роста тарифов.
Одним из основных преимуществ каршеринга является возможность бесплатной парковки в платных зонах города, что существенно снижает конечную стоимость аренды автомобиля по сравнению с такси. Эту льготу предприниматели, такие как Владимир Попов, владелец московского таксопарка, относят к преимущественным отношениям операторов каршеринга с городской администрацией.
В условиях роста автопарка каршеринга на 40%, вопрос поиска новых парковочных мест стоит особенно остро. Возможными вариантами решения этой задачи могут стать использование дворовой парковки и интеграция городских парковочных территорий. Представители ЦОДД постоянно подчеркивают, что внедрение платных парковочных зон планируется только в пределах улично-дорожной сети, однако наблюдаются исследования, проводимые городскими службами в московских дворах.
Юристы, включая Алексея Голубева, акцентируют внимание на потенциальных рисках для многоквартирных домов, придомовые территории которых не оформлены как общедолевая собственность, а также на необходимости защиты уже существующих мест для парковки вдоль местных дорог. Велика вероятность, что без соответствующих юридических мер эти территории могут быть быстро интегрированы в городской парковочный фонд и стать платными, не исключено и предоставление приоритета автомобилям каршеринга при парковке во дворах наравне с городскими улицами.