В принципе, тут дело даже не в особенностях. Думаю, в любом детском коллективе всегда найдутся такие ребята, которые не захотят рассказывать о своих родителях воспитателям или учителям.
Да-да, вопреки тому стереотипу, который то и дело выскакивает в байках воспитателей. Ведь все мы помним шутки о том, как детки в саду "чокаются" за обедом чашками после праздничных выходных... или говорят воспитателям о том, какими плохими словами папа ругается.
Однако, есть такие детки, которые вроде бы и милые, и контактные, и воспитанные, и занимаются хорошо, и могут грамотно отвечать на вопросы педагогов, и даже полноценно в беседе участвовать. Но когда дело доходит до вопросов о родителях - почему-то смущаются, "тушуются" и стараются от вопросов уклониться... Почему?
Сейчас я не про сад и не про школу
Сейчас я говорю о детях, которые приезжают в стационары специализированного учреждения для детей с ОВЗ, где я работаю (веду творческие кружки и мероприятия).
И в данный момент обсуждаю не тех деток, которые ввиду серьезных ментальных нарушений совсем говорить не умеют или ничего не понимают (хотя таких ребят у нас - большинство). И не о тех, кто что-то понимает, но не может толком это объяснить, ввиду отсутствия связной речи.
Я говорю о тех, кого, относительно других детей, пребывающих в стационаре, можно назвать более-менее "сохранными", а значит, вполне осознающими то, о чем они говорят.
И почему же такой достаточно умственно развитый ребенок вдруг ррраз - и замыкается, когда педагог о родителях спрашивает?
А ведь в нашем случае, хоть данных о ребенке у нас почти не было (не положено теперь педагогам диагнозы знать), однако начальство уверило нас, что этот ребенок - "из полной и благонадежной семьи".
Откуда такая информация?
Итак, приехала к нам в стационар очередная трехнедельная смена ребят.
В основном - все наши давние знакомые, т.е. уже несколько раз они у нас лежали и многие из них хорошо запомнились. А значит, не нужно бегать к "диагностам" в приёмное крыло и выспрашивать хотя бы малюсенькую информацию о детях.
Однако, в списке также была незнакомая фамилия (девочки). И напротив нее - так и написано было: первично.
Зная, что КАЖДОГО ребенка мы должны непременно взять к себе на кружковые занятия, мы с коллегами из отдела, разумеется, пошли таки к диагностам что-нибудь узнать о ребенке!
Нет, на диагноз мы уж не претендуем, но хотя бы возраст и кратенькую характеристику: разговаривает ли, агрессивная или нет, кусается или только кричит... А может вообще - ни то ни другое, но зато крестиком вышивает и на терминвоксе играет... всякое же может случиться в нашем уникальном месте!
А диагносты сказали так:
- Девочка как девочка! Вам-то какая разница? Ну, такая, ничё так. В группу - можно. Тут другая "прищепочка" есть: ребенок - эээ... мммм... не простой. То есть - не с улицы. Ну, в общем, хорошо постарайтесь.
Обижаете, товарищи диагносты! Вообще-то, мы всегда стараемся, и со всеми! Но... мало кому приятно, когда говорят загадками, а суть - прячут под юбкой.
Девочка Е.
Тот самый ребенок, 6 лет, психоэмоциональные нарушения, а также небольшие "моментики", связанные с неврологией.
Контактная, разговаривает, на вопросы - отвечает, с простыми тестами - справляется. Читает и считает! С творческой деятельностью - знакома: рисует, танцует, песенки поёт.
В общем, ребенок как ребенок. Ну, разве что сильно зубами хрустит, моргает, морщит носик и пальцами трясет, когда волнуется. Но и в этом состоянии - ни на кого не кричит, а всегда вежлива и любезна.
На занятиях и мероприятиях - так вообще умница, везде активно участвует и помогает педагогам. Иной раз даже мамочки других ребят завистливо вздыхают:
- Ох, да что вообще ребенок делает в этом заведении? Только место занимает!
Эх, мамочки, милые-дорогие, знали бы вы, что место, занятое девочкой Е., нам только в радость! Должна же быть в работе педагогов хоть изредка какая-то "отдушина"!
Девочка Е. на тематическом занятии
Занятие - групповое, по плану, в рамках обязательной(!) профориентационной работы с подрастающим поколением. Тема: профессии наших родителей.
Хорошо, что на этот раз заведующая нашим отделением заранее позаботилась о "вменяемой" организации мероприятия и внесла в список участников только более-менее "сохранных" деток, способных отвечать на вопросы и выполнять несложные задания
А т.к. занятие было "открытым", на нем присутствовали не только педагоги нашего отдела, но и психолог, логопед, воспитатели, и даже несколько медицинских работников.
Наверное, заведующая вспомнила предыдущее занятие, на котором из всей группы присутствовало только двое "говорящих", которые так и не смогли "поговорить", потому что остальные ребятки - кричали, разбегались кто куда и рвали реквизит... да-да, не преувеличиваю. Но, как говорится, на ошибках учатся.
Каждый участник вкратце рассказал о том, кем работает мама или папа (например, мы узнали, что у одного мальчика папа - водитель автобуса, а мама другой девочки - медсестра, и т.д.)
Далее - у деток спросили, нравится ли им мамина или папина профессия, ходили ли они к маме-папе на работу, что им там понравилось, а что - нет, ну и хотелось ли бы им самим работать так же как родители. Ничего сложного и страшного.
А вот девочка Е. - отказалась отвечать на вопрос о маме. Отвернулась, покраснела...
- Нет, не буду, не скажу! - говорит. А у самой - привычно захрустели зубы, затряслись руки.
- Почему? - удивилась коллега.
- Мне мама запретила это говорить! - ответила девочка Е. чуть не плача.
Коллега, которая проводила опрос, не стала "мучить" девочку и передала очередь следующему ребенку.
Что не так с девочкой Е.?
Нет, не надо думать, что девочка Е. - капризный и противный ребенок-манипулятор, который получает удовольствие от того, что все его просят и умоляют!
Когда она пришла ко мне на следующий день на урок и увидела, что моей коллеги-соседки (той самой, что задавала вопросы) нет в кабинете, она расстроилась:
- Ой, а я хотела перед ней извиниться. Ну, за то что "на профессиях" плохо себя вела!
- Не расстраивайся, - говорю ей, - наша ведущая на тебя вовсе не сердится. Ну а если хочешь, сможешь поговорить с ней завтра, а сегодня у нее выходной.
- А как ей сказать? - спрашивает девочка, и я замечаю, что она снова начинает моргать и личико кривить...
- Ну ты сейчас скажи, что именно тебя волнует, а мы вместе придумаем, что дальше делать, - отвечаю ей, но сама еще не совсем "врубаюсь", ЧТО она имеет в виду.
ЧТО девочка Е. имела в виду?
Наверное, она сама мечтала поскорее "освободиться" от информации, которая её угнетала, поэтому и доверилась мне.
И сама уже без лишних вопросов рассказала, почему вопрос о маминой работе так её напугал.
- Оказалось, что её мама работает здесь же, в нашем же учреждении... в бухгалтерии. О как!
- Так как мама устроилась работать относительно недавно, да и фамилии у них с дочерью - разные, никто так и не понял, ЧЕЙ это ребенок и особо не знал и не вникал в чьи-то родственные связи. А воспитателям стационара, видимо, тоже сказали что-нибудь в духе "ребенок не с улицы", как нам.
- Однако, как мне рассказывала девочка Е., однажды она услышала, как воспитатели беседовали в игровой комнате и возмущенно обсуждали нашу нищую зарплату, а вдогонку - "какие ... работают в бухгалтерии" и "уж себя-то они, ... этакие, не обделят".
- А потом, когда она передала этот разговор своей маме по телефону, мама вообще запретила девочке приходить к ней в кабинет, а уж тем более - говорить, ЧЕЙ она ребенок.
Вот как! Однако, мне лично согревало душу, что девочка Е. решила мне признаться... наверное, я все-таки не такой уж плохой человек! Поэтому я и сейчас ни её имя не скажу, ни имя её мамы.
Только вот такое впечатление сложилось, что девочка Е. молчала о маме не потому что боялась маминого гнева и четко следовала запрету... Такое ощущение, что она боялась за саму маму! Ведь она говорила так:
- Воспитательницы - они ненавидят мою маму, потому что она - бухгалтер. Но мама у меня - хорошая! А скажите, так же бывает? Ну, когда человек хороший, а его профессия - плохая? Нет, я не хочу быть бухгалтером! Я хочу врачом работать, когда вырасту!
- Вот и прекрасно, - отвечаю, - врач - это замечательная профессия!
А что я ей еще отвечу? Знаю, что пока будет учиться, еще сто раз свои предпочтения поменяет. А за то, что защищает маму - могу её только похвалить!
И, кстати, если что: было это всё уже больше полутора лет назад. Мама-бухгалтер - уже у нас не работает. Да и девочка с того момента к нам больше не приезжала. Однако, хорошо ее помню.
А как хорошего человека не помнить...
И Вам, дорогие читатели, желаю встречать на пути только хороших людей.