Режиссер: Елизавета Бондарь.
Инсценировку романа написала Анна Лифиренко.
«Куда ж нам плыть?»
Спектакль вызвал у зрителей неоднозначные оценки от «понравился» до «скучно, не мое». Насмешила и вдохновила фраза театрального блогера Славы (канал «Слово Славы»): «Спектакль нужно смотреть оголенным мясом». Посмотрела глазами, но захватило целиком!
Светлана Бондарь склонна к исследованию пограничных состояний психики. Она уже поставила на малой сцене театра Наций спектакль «Макбет» (2023 год), в котором показала измененное сознание людей, прошедших войну.
Но в этом спектакле, на мой взгляд, в центре внимания режиссера не ужасы физического состояния голодающего человека и не тема униженных и оскорбленных. Елизавету Бондарь, вслед за Кнутом Гамсуном, интересует безграничный хаос ощущений, стихийные порывы плоти, причудливая жизнь фантазии, загадочность всей подсознательной душевной жизни художника. И этим спектакль и интересен!
Что же это за герой у Лизы Бондарь и у я Кнута Гамсуна?
Гамсун создает мистерию нервов в изголодавшемся теле своего главного героя, писателя. В фокусе Елизаветы Бондарь главным образом его творческое сознание. Музыкально в спектакле это разыграно блестяще. На сцене перкуссионист Глеб Хохлов и пианистка Марина Садурдинова, извлекающие немыслимые звуки по ходу мистерии ( саунд- дизайн - Олег Макаров).
Главный герой - натура утонченная, нервная, впечатлительная. Он живет литературным трудом, пишет статьи в газеты, но его заработки случайны, и герою приходится голодать. К тому же, он одинок. Свое одиночество писатель компенсирует пребыванием в двух мирах. Его беды во многом проистекают из того, что он презирает толпу. Он, по сути, ницшеанец, как и Гамсун. Просить взаймы у низких людей он не может и идет на это в крайней ситуации. В то же время он часто отдает свои последние деньги. Однако мотивом его является не всегда милосердие. Чаще - невозможность признать себя нищим и благородная гордость, как у героев Достоевского.
Творческое сознание героя в состоянии голода, отчужденности от людей и непризнания творит мир вокруг себя с неповторимой интенсивностью: ему на голову «летит» горшок, огромная муха прохаживается по сцене, крыса разговаривает с ним, он пристает к случайным прохожим, дразнит их и включает на время в свою игру воображения. Писатель из проститутки создает образ Прекрасной Дамы - Илаяли и влюбляется в нее. И в этой роли Полина Романова очень хороша. В ней не проглядывает простая, развязная девушка, как в романе, потому что в спектакле только творимый писателем мир, сквозь который почти не пробивается внешний.
В спектакле герой существует в постоянном диалоге с Богом. Он все время спрашивает: за что ему посланы такие страдания? Чем он хуже других? Эти вопросы звучат все яростнее и ожесточеннее. Герой проходит путь изменений: от внешней благожелательности до черной депрессии, богохульств и полного отказа от Бога. В спектакле это подчеркнуто световым оформлением ( художник по свету - Игорь Фомин). Голубой фон сменяется сначала лиловым, потом кроваво-красным, а под конец и вовсе исчезает и сменяется глухой, в грязных подтеках, стеной.
Мир бетона и прямых линий, рамок не для него. Он и спит-парит на каком-то странном ложе ( художник - Константин Соловьев). Все реальные персонажи в его фантазии, кроме Илияли, становятся гротескными и сниженными: вальяжный редактор, глуповатый держатель ломбарда, злая (а на самом деле добрая) продавщица пирожков, нищий и слепой - два человека, а в сознании героя это одно лицо. Следить за взрывами фантазии героя, а также переходами от одного состояния в другое очень интересно.
Исполнитель главной роли Сергей Волков мягкий, обаятельный и при этом жесткий. Актер резкими переходами буквально создает магнитное поле вокруг себя. Он издевается над миром вокруг, «клоуничает». В его фантазийном мире существуют женщины-фантомы в вуалях, говорящие ботинки и главное - его рукопись! Он одержимо верит в свою гениальность.
А кульминация его мытарств в спектакле - сцена с костью. В романе герой сам идет на рынок и рассказывает продавцу мяса, что ему нужна кость для собаки, потому что сознаться, что он нищий и голоден, этот герой не может. Кость он получает и потом тайком грызет ее в переулке.
В спектакле девочка приносит писателю огромную кость на подносе со словами «гениальному писателю». Ужас этой сцены состоит в том, что изголодавшийся по признанию художник мыслит себя причастником, которому наконец уготовано приобщиться святых тайн. А Судьба снова выкидывает ему свинцовые кости.
Художник, лишенный постоянного заработка, постепенно теряет жилье и способность писать. Он находится на пределе человеческих сил и буквально на наших глазах переходит в горизонтальное существование. Голос и облик его меняются. Мир больше не фантанирует красками, и он умирает, сидя в грязной ванной. Нам говорят: «Конец». Свет в зале гаснет, и стены покрываются рябью от мелькания пленки. Фильм закончен.
И вдруг герой снова появляется со своей обаятельной улыбкой и начинается второй, голливудский финал, конец которого формально совпадает с финалом романа. Там герой уплывает на русской шхуне. А в спектакле он в лучах света «отправляется в новое путешествие» и машет нам шляпой.
Вторая концовка счастливая. Она происходит в мире героя, теперь блаженном и нереальном, где «другие»: редактор, ростовщик и капитан, ждут и зовут его с нетерпеньем на работу, а он выбирает роль капитана и уплывает. Неожиданно художник протягивает руку миру, и мир открывается ему.
Последняя фраза «редактора»: «Может, не было его?» опять возвращает нас к теме иллюзий, в мир художника-одиночки, творящего яркий неповторимый мир. Елизавета Бондарь отказалась от реалистичной концовки, потому что современному романтическому герою, не нашедшему точек соприкосновения с реальностью, некуда плыть. Зато есть театр, есть зрители, которых художник снова позовет в свободную даль.
В спектакли заняты прекрасные актеры: Евгений Перевалов, Мария Сокова, Павел Филиппов, Арсений Журил, Саша Зырянова.