Найти тему

Спектакль «Голод» по мотивам романа Кнута Гамсуна на малой сцене МХАТ.

Режиссер: Елизавета Бондарь.

Инсценировку романа написала Анна Лифиренко.

«Куда ж нам плыть?»

Спектакль вызвал у зрителей неоднозначные оценки от «понравился» до «скучно, не мое». Насмешила и вдохновила фраза театрального блогера Славы (канал «Слово Славы»): «Спектакль нужно смотреть оголенным мясом». Посмотрела глазами, но захватило целиком!

Светлана Бондарь склонна к исследованию пограничных состояний психики. Она уже поставила на малой сцене театра Наций спектакль «Макбет» (2023 год), в котором показала измененное сознание людей, прошедших войну.

Но в этом спектакле, на мой взгляд, в центре внимания режиссера не ужасы физического состояния голодающего человека и не тема униженных и оскорбленных. Елизавету Бондарь, вслед за Кнутом Гамсуном, интересует безграничный хаос ощущений, стихийные порывы плоти, причудливая жизнь фантазии, загадочность всей подсознательной душевной жизни художника. И этим спектакль и интересен!

Пробуждение героя. Спектакль «Голод» на малой сцене МХАТ. Фото автора.
Пробуждение героя. Спектакль «Голод» на малой сцене МХАТ. Фото автора.

Что же это за герой у Лизы Бондарь и у я Кнута Гамсуна?

Гамсун создает мистерию нервов в изголодавшемся теле своего главного героя, писателя. В фокусе Елизаветы Бондарь главным образом его творческое сознание. Музыкально в спектакле это разыграно блестяще. На сцене перкуссионист Глеб Хохлов и пианистка Марина Садурдинова, извлекающие немыслимые звуки по ходу мистерии ( саунд- дизайн - Олег Макаров).

Главный герой - натура утонченная, нервная, впечатлительная. Он живет литературным трудом, пишет статьи в газеты, но его заработки случайны, и герою приходится голодать. К тому же, он одинок. Свое одиночество писатель компенсирует пребыванием в двух мирах. Его беды во многом проистекают из того, что он презирает толпу. Он, по сути, ницшеанец, как и Гамсун. Просить взаймы у низких людей он не может и идет на это в крайней ситуации. В то же время он часто отдает свои последние деньги. Однако мотивом его является не всегда милосердие. Чаще - невозможность признать себя нищим и благородная гордость, как у героев Достоевского.

Жилет заложен, но есть надежда... Спектакль «Голод» на малой сцене МХАТ. Фото автора.
Жилет заложен, но есть надежда... Спектакль «Голод» на малой сцене МХАТ. Фото автора.

Творческое сознание героя в состоянии голода, отчужденности от людей и непризнания творит мир вокруг себя с неповторимой интенсивностью: ему на голову «летит» горшок, огромная муха прохаживается по сцене, крыса разговаривает с ним, он пристает к случайным прохожим, дразнит их и включает на время в свою игру воображения. Писатель из проститутки создает образ Прекрасной Дамы - Илаяли и влюбляется в нее. И в этой роли Полина Романова очень хороша. В ней не проглядывает простая, развязная девушка, как в романе, потому что в спектакле только творимый писателем мир, сквозь который почти не пробивается внешний.

Илаяли. Спектакль «Голод» на малой сцене МХАТ. Фото автора.
Илаяли. Спектакль «Голод» на малой сцене МХАТ. Фото автора.

В спектакле герой существует в постоянном диалоге с Богом. Он все время спрашивает: за что ему посланы такие страдания? Чем он хуже других? Эти вопросы звучат все яростнее и ожесточеннее. Герой проходит путь изменений: от внешней благожелательности до черной депрессии, богохульств и полного отказа от Бога. В спектакле это подчеркнуто световым оформлением ( художник по свету - Игорь Фомин). Голубой фон сменяется сначала лиловым, потом кроваво-красным, а под конец и вовсе исчезает и сменяется глухой, в грязных подтеках, стеной.

Она - мечта. Спектакль «Голод» на малой сцене МХАТ. Фото автора.
Она - мечта. Спектакль «Голод» на малой сцене МХАТ. Фото автора.

Мир бетона и прямых линий, рамок не для него. Он и спит-парит на каком-то странном ложе ( художник - Константин Соловьев). Все реальные персонажи в его фантазии, кроме Илияли, становятся гротескными и сниженными: вальяжный редактор, глуповатый держатель ломбарда, злая (а на самом деле добрая) продавщица пирожков, нищий и слепой - два человека, а в сознании героя это одно лицо. Следить за взрывами фантазии героя, а также переходами от одного состояния в другое очень интересно.

Исполнитель главной роли Сергей Волков мягкий, обаятельный и при этом жесткий. Актер резкими переходами буквально создает магнитное поле вокруг себя. Он издевается над миром вокруг, «клоуничает». В его фантазийном мире существуют женщины-фантомы в вуалях, говорящие ботинки и главное - его рукопись! Он одержимо верит в свою гениальность.

Разговор с ботинками. Спектакль «Голод» на малой сцене МХАТ. Фото автора.
Разговор с ботинками. Спектакль «Голод» на малой сцене МХАТ. Фото автора.

А кульминация его мытарств в спектакле - сцена с костью. В романе герой сам идет на рынок и рассказывает продавцу мяса, что ему нужна кость для собаки, потому что сознаться, что он нищий и голоден, этот герой не может. Кость он получает и потом тайком грызет ее в переулке.

В спектакле девочка приносит писателю огромную кость на подносе со словами «гениальному писателю». Ужас этой сцены состоит в том, что изголодавшийся по признанию художник мыслит себя причастником, которому наконец уготовано приобщиться святых тайн. А Судьба снова выкидывает ему свинцовые кости.

Безысходность. Спектакль «Голод» на малой сцене МХАТ. Фото автора.
Безысходность. Спектакль «Голод» на малой сцене МХАТ. Фото автора.

Художник, лишенный постоянного заработка, постепенно теряет жилье и способность писать. Он находится на пределе человеческих сил и буквально на наших глазах переходит в горизонтальное существование. Голос и облик его меняются. Мир больше не фантанирует красками, и он умирает, сидя в грязной ванной. Нам говорят: «Конец». Свет в зале гаснет, и стены покрываются рябью от мелькания пленки. Фильм закончен.

И вдруг герой снова появляется со своей обаятельной улыбкой и начинается второй, голливудский финал, конец которого формально совпадает с финалом романа. Там герой уплывает на русской шхуне. А в спектакле он в лучах света «отправляется в новое путешествие» и машет нам шляпой.

Вторая концовка счастливая. Она происходит в мире героя, теперь блаженном и нереальном, где «другие»: редактор, ростовщик и капитан, ждут и зовут его с нетерпеньем на работу, а он выбирает роль капитана и уплывает. Неожиданно художник протягивает руку миру, и мир открывается ему.

Последняя фраза «редактора»: «Может, не было его?» опять возвращает нас к теме иллюзий, в мир художника-одиночки, творящего яркий неповторимый мир. Елизавета Бондарь отказалась от реалистичной концовки, потому что современному романтическому герою, не нашедшему точек соприкосновения с реальностью, некуда плыть. Зато есть театр, есть зрители, которых художник снова позовет в свободную даль.

В спектакли заняты прекрасные актеры: Евгений Перевалов, Мария Сокова, Павел Филиппов, Арсений Журил, Саша Зырянова.