Найти тему
neznamovneznam

Мохамад Хасан Свеидан: Переломный момент, апогей достижений израильской армии пришел и ушел

Вечером 9 июня  израильские министры военного кабинета Бени Ганц и Гади Эйзенкот объявили о своем выходе из правительства чрезвычайного положения. Министры правительства, побеждающего в войне, так не делают. Наоборот. Они сказали, что премьер министр Беньямин Нетаньяху «мешает нам идти вперед к настоящей победе».

Подав в отставку, Ганц и Эейзенкот выполнили две главные задачи. Во-первых, они хотели услилить нажим на Нетаньяху, чтобы тот согласился на прекращение войны, в чем вероятно они действовали заодно с Вашингтоном.

Во-вторых, они одни из самых хорошо информированных израильских чиновников о положении на войне, и поэтому решили сбежать с тонущего корабля, рассчитывая, что упорство Нетаньяху в продолжении войны приведет только к катастрофе. На военном жаргоне это значит, что они решили, что операция Израиля в Газе дошла до апогея.

В 1992 году Колледж перспективных военных исследований Военной академии армии США опубликовал исследование: «Апогей и тактическая доктрина армии США». В нем доказывается, что искусство наступления на всех уровнях заключаетя в том, чтобы достичь важных целей до достпжения апогея. А искусство обороны заключается в том, чтобы приблизить апогей наступающих и быть готовыми после этого перейти в конрнаступление. И что же такое апогей?

Военный теоретик Карл фон Клаузевиц определял момент кульминации как линию, после которой военное продвижение становится политически разрушительным, достигнув всего, что могло. После этой точки, любое будущее наступление ставит под угрозу предыдущие достижения. Клаузевиц объяснил, что выход за апогей не только не добавляет успеха, но вредит и вызывает несоразмерные реакции.

Недавние заявления госсекретаря США Энтони Блинкена отражают реальность — Израиль достиг апогея в Газе. В интервью в середине мая Блинкин сказал об израильской армии: «Даже если она пойдет и проведет серьезные действия в Рафахе, все равно останутся тысячи вооруженных бойцов Хамас», и заметил, что «мы видели, в районах, которые Израиль очистил на севере, даже в Хан Юнисе, Хамас возвращается».

Оценка Блинкина — продолжающиеся усилия израильской армии в Газе не достигнут новых целей, что показывает, что они достигли апогея и должны прекратить войну, чтобы не потерять тактические достижения.

Израиль достиг апогея, и теперь у него выбор из двух возможностей: или прекратить войну с наименьшим возможным уроном (для них), что предагает Вашингтон через планы нормализации отношений с Саудовской Аравией и более мягкому подходу к искоренению сопротивления в Газе, или продолжать военные действия, что скорее всего усугубит их стратегическое положение.

Пока Нетаньяху продолжает войну, все больше признаков того, что Израиль идет к стратегическому поражению. Отставка Ганца и Эйзенкота отражает углубление внутреннего раскола, подстегнутого провалом в достижении военных целей.

Но северном фронте оккупированной Палестины на границе Израиля с Ливаном положение быстро ухудшается. В марте министр обороны Израиля Йоав Галант предупредили, что перемирие в Газе не затронет цель Израиля удержать Хизбаллу вдали от северной границы. В феврале Галат объявил, что даже с прекращением огня в Газе Израиль продолжит бить по Хизбалле. Но операции ливанского сопротивления только усилились после слов Галанта, демонстрируя растущую решимость Хизбаллы.

Согласно отчету «Alma Center for Israeli Research» в мае 2024 года Хизбалла сильнее всего нападала на Израиль с октября 2023 года, всего 325 нападений, в среднем по 10 в день. Также значительно возросло использование противотанковых ракет и БПЛА.

Противотанковые ракеты использовались в 93 случаях, в апреле — 50, БПЛА — 85, в апреле 42. За последние 4 месяца число ударов БПЛА выросло более чем в 12 раз. Число ракетных ударов тоже увеличивается, 139 против 128 месяц назад.

Если эти цифры о чем-то говорят, так это о возможном дальнейшем усилении. 12 июня СМИ на иврите сообщили об ударе 200 ракетами, включая залп 100 ракет по Голанским высотам и оккупированному Сафаду («Цфату»). Это во всех отношениях можно оценить как крупнейший на сегодняшнй день удар. На следующий день 13 июня Хизбалла опять ударила  как минимум 150 БПЛА, ПТРК и ракетами по военным целям Израиля на оккупированных Голанах и в Галилее — за менее, чем полчаса, как пишет ивритская газета Маарив. Источник в Хизбалле сказал Al Jazeera, что ливанское сопротивление ударило сразу как минимум по 15 целям.

10 июня ливанское сопротивление также провело крупнейшую операцию БПЛА с начала войны, всего через несколько дней после предыдущего рекорда.

Хотя эксалация Хизбаллы в эту неделю была как видно прямо связана с израильским убийством ее командира «Абу Талиба», группа показала, что не уклонится от эскадации, если необходимо, и ее риторика соответствует этому. На похоронах Хашем Сафиеддин глава исполнительного комитета Хизбаллы поносил убийц:

«Если сейчас израильский враг вопит и стонет, как он страдает в Северной Палестине, пусть готовится рыдать и выть. Враг все еще глупит, н не выучился на прошлом опыте, если считает, что убийство лидеров ослабляет сопротивление, но опыт показал, что чем больше лидеров становятся мучениками, тем упорнее и укрепленнее становится сопротивление».

Такие виды эффективных операций сопротивления изменили поведение израильтян, которые, несмотря на угрозы на публику, теперь убеждены, что срочно неоходимо прекращение огня на северной границе. Но для этого нужно также полностью прекратить войну Тель Авива против Газы, что правое правительство до сих пор не желает принять.

Израильяне много раз пытались разделить происходящее в южном Ливане от войны в Газе, но многие теперь понимают, что палестино-ливанскиие фронты сопротивления едины, и они наконец начали понимать влияние ударов Хизбаллы на израильские действия в Газе.

Бывший глава Мосада Наим Томер открыто признал, что открытие Хизбаллой ливанского фронта не дало Израилю достичь основного превосходства в Газе.

Израильские чиновники, которых цитирует «Израильская вещательная  корпорация, также дают понять, что Тель Авив не может добиться соглашения на севере, не договорившись прежде с Газой. Даже союзники Тель Авива это признают: Вашингтон начал включать прекращение боевых действий в северной оккупированной Палестине как часть более широких планов уговорить Израиль прекратить войну в Газе.

Стойкость сопротивления в Газе, вкупе с успешными ударами ее союзников, были частью усилий Оси Сопротивления ускорить дохождение израильской армии до апогея, за которым следует упадок. Возможности Тель Авива в эскалации в Газе или Ливане уменьшаются, что объясняет, почему правительство Байдена все время пытается навязать прекращение огня правительству Нетаньяху.

Достигнув военного апогея, Израиль может выбирать: продолжать войну в Газе и тем расширить свое стратегическое поражение, или прекратить войну и ограничить объем поражения. После восьми месяцев безоговорочной военной поддержки Израиля, правительство Байдена наконец признало то, что его союзник пока не может — повышение ставок только ускорит падение и поражение Израиля.

Статья на английском https://thecradle.co/articles-id/25420