Associated Press
Медленно, но неуклонно этим летом российские войска прорывают оборону Украины, превосходящую по вооружению и недостаточно укомплектованную людьми, в безжалостном наступлении, побуждая Запад продвигать новое оружие и стратегии для укрепления Киева.
Это, в свою очередь, привело к новым угрозам со стороны президента Владимира Путина нанести ответный удар Западу — прямо или косвенно.
Действия Запада по сдерживанию наступления и потенциальный ответ Кремля могут привести к опасной эскалации— поскольку война длится уже третий год, что еще больше повышает опасность прямой конфронтации между Россией и НАТО.
Пробное наступление России
Россия воспользовалась своим преимуществом в огневой мощи на фоне задержек с американской помощью, чтобы усилить атаки в нескольких районах вдоль 1000-километрового (600-мильного) фронта. Относительно небольшие подразделения прощупывают украинскую оборону в поисках слабых мест, потенциально подготавливая почву для более амбициозного наступления.
Наступление России возле второго по величине города Украины Харькова, начавшееся в мае и обеспокоившее западных союзников Киева, очевидно, утратило обороты после того, как украинская армия усилила свои силы в этом районе за счет передислокации войск из других секторов.
Тем временем Россия постепенно, но неуклонно продвигается в Донецкой области, в том числе вокруг стратегического города Часов Яр на вершине холма, который является воротами в районы Донецка, все еще находящиеся под контролем Украины. Аналитики говорят, что падение Часового Яра поставит под угрозу ключевые военные центры Славянска и Краматорска.
Путин заявил, что Москва не стремится к быстрым достижениям и будет придерживаться текущей стратегии медленного продвижения.
Джек Уотлинг из Королевского института объединенных вооруженных сил сказал, что, растягивая украинские силы по широкому фронту, Россия преодолевает ограничения своих вооруженных сил, которым не хватает численности и подготовки для крупного наступления.
Размах ударов вынудил Украину развернуть свою артиллерию, "расходуя боеприпасы для отражения последовательных российских атак”, - сказал он в анализе. “Цель России - не добиться грандиозного прорыва, а скорее убедить Украину в том, что она может продолжать неумолимое продвижение, километр за километром, вдоль фронта”.
Майкл Кофман из Фонда Карнеги заявил, что очевидной целью России является поддержание давления и попытка растянуть силы на Украине. Он отметил, что, хотя Украине удалось стабилизировать линию фронта, ей пришлось использовать резервы, предназначенные для развертывания в другом месте.
“Из-за этого потребуется все больше и больше времени, чтобы фактически восстановить боевую мощь Украины”, - сказал он в недавнем подкасте.
Москва также усилила авиаудары по энергетическим объектам Украины и другой жизненно важной инфраструктуре с использованием ракет и беспилотных летательных аппаратов. Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что страна потеряла около 80% своей тепловой энергии и треть гидроэлектростанции в результате забастовок.
“Это будет растущей проблемой, когда мы будем говорить о будущей экономической жизнеспособности Украины”, - сказал Кофман.
Уотлинг сказал, что нехватка средств противовоздушной обороны ставит Украину перед трудным выбором между их концентрацией для защиты критически важной инфраструктуры или защиты войск на фронте.
“Продолжение российской кампании нанесения ударов на большие расстояния означает, что фронт не только растягивается в стороны, но и расширяется в глубину”, - сказал он.
Запад реагирует, Кремль парирует
Вашингтон и некоторые союзники по НАТО отреагировали на наступление, разрешив Киеву использовать западное оружие для ограниченных ударов по территории России. США разрешили Украине использовать американское оружие против военных объектов в России недалеко от Харькова и в других местах вблизи границы, но, к разочарованию Киева, Вашингтон пока не дал разрешения на нанесение ударов вглубь территории России.
Президент Франции Эммануэль Макрон и некоторые другие западные официальные лица утверждают, что Киев имеет право использовать свое оборудование для нанесения ударов по военным объектам в любой точке России. Макрон и лидеры стран—членов НАТО из стран Балтии, но не США, также говорили о вводе войск на Украину.
Путин предупреждает, что это приведет к серьезной эскалации, и он пригрозил принять ответные меры, предоставив оружие западным противникам в других частях мира.
Он подкрепил этот аргумент подписанием пакта о взаимной обороне с Северной Кореей в июне и оставил дверь открытой для поставок оружия Пхеньяну.
Он заявил, что точно так же, как Запад говорит, что Украина может решать, как использовать западное оружие, Москва могла бы поставлять оружие Северной Корее и “точно так же сказать, что мы что-то кому-то поставляем, но не контролируем, что происходит потом” — очевидный намек на роль Пхеньяна как торговца оружием.
Заместитель главы Совета Безопасности России Дмитрий Медведев отметил, что Москва может вооружить любого, кто считает США и их союзников своими врагами, “независимо от их политических убеждений и международного признания”.
Еще одна угроза эскалации последовала за атакой Украины ракетами ATACMS американского производства, в результате которой погибли четверо и более 150 получили ранения в Севастополе на Крымском полуострове, который Россия незаконно аннексировала в 2014 году. Министерство обороны России предупредило, что может принять неуказанные меры против американских беспилотных летательных аппаратов над Черным морем, которые предоставляют разведданные Украине.
Ядерная угроза и затянувшаяся игра Путина
Путин сказал, что НАТО неправильно предполагать, что Россия не будет использовать свой ядерный арсенал, подтвердив, что она будет использовать “все средства”, если ее суверенитету и территориальной целостности будет угрожать угроза.
Он также предупредил, что Москва обдумывает возможные изменения в своей доктрине, определяющей, когда она прибегает к ядерному оружию.
Подчеркивая это, Россия провела военные учения с использованием боевого ядерного оружия с участием Беларуси. В прошлом году Москва разместила часть этого оружия в Беларуси, чтобы попытаться отбить у Запада военную поддержку Украины.
По словам Путина, военное поражение на Украине нанесет смертельный удар российской государственности, и он поклялся добиваться своих целей “до конца”.
Он заявил, что для того, чтобы Россия прекратила боевые действия, Украина должна вывести свои войска из четырех регионов, аннексированных Москвой в 2022 году, идею, которую Киев и его союзники отвергли. Он также сказал, что Украина должна отказаться от своей заявки на вступление в НАТО.
Ястребиные российские комментаторы критиковали Путина за то, что он не смог решительно отреагировать на наращивание НАТО поддержки Киева и позволил Западу постоянно отодвигать красные линии России. Некоторые утверждали, что, если ущерб от украинских ударов западными ракетами большей дальности вглубь России возрастет, Москве следует нанести удар по объектам НАТО.
Василий Кашин, военный аналитик из Москвы, отметил, что, хотя Украина уже использовала западное оружие для нанесения ограниченного ущерба, Путину “придется что-то предпринять, если будут нанесены удары крылатыми ракетами вглубь российской территории, приводящие к значительным жертвам”.
Россия может отреагировать, нацелившись на западные беспилотники или американские спутники-шпионы, или также нанести удар по активам некоторых стран НАТО на заморских территориях, чтобы свести к минимуму возникновение полномасштабного конфликта с альянсом, сказал Кашин.
Однако другие российские комментаторы утверждали, что подобные действия, чреватые прямым конфликтом с НАТО, не отвечают интересам Москвы.
Московский аналитик по вопросам безопасности Сергей Полетаев заявил, что Кремль стремится неуклонно истощать украинские ресурсы, чтобы заставить Киев принять мирное соглашение на условиях России.
Хотя на передовой не происходит ничего впечатляющего, по его словам, "постоянное падение изнашивает камень”.
Военное преимущество Москвы позволяет ей “поддерживать давление по всей линии фронта и добиваться новых успехов, ожидая, пока Украина сломается”, - сказал он в комментарии.
Не имея ресурсов для крупного наступления, Кремль выбрал медленное продвижение, стремясь “продолжать оказывать давление на Украину, одновременно удерживая Запад от прямого участия в боевых действиях”, сказал Полетаев.
“Мы должны пройти по лезвию бритвы между нашей победой и ядерной войной”, - сказал он.