Двое подсудимых по делу о рекордной для России взятки в 7,3 млрд – бывший теперь уже начальник следственного отдела СКР по Тверскому району Москвы Марат Тамбиев и его экс-подчиненная и тоже в прошлом молодая следователь Кристина Ляховенко, уроженка Брянска – упрекнули расследование в некомплектности и нежелании видеть очевидное. Об этом сообщает газета “КоммерсантЪ”.
По версии следствия, бывшие следователи столичного СК Марат Тамбиев и Кристина Ляховенко плюс их третий коллега-фигурант, уехавший за границу, сколотили организованную преступную группу (ОПГ), которая получала взятки в особо крупном размере от хакеров. В биткоинах – неимоверной дорогой криптовалюте.
Наиболее крупную взятку в размере 2718 биткойнов (что эквивалентно 7,3 млрд рублей!), предполагаемые участники ОПГ могли получить по месту службы от адвоката хакерской группировки Infraud Organization Марка и Константина Бергманов (не родственников), а также Кирилла Самокутяевского. Те сами стали фигурантами уголовных дел – их обвинили в хищениях данных банковских карт и их продаже в “даркнете” («теневой интернет»), что причинило ущерб на сумму более 1 млрд рублей.
В ноутбуке начальника следственного отдела СКР по Тверскому району Москвы Марата Тамбиева на этапе расследования нашли папку, названную «Пенсия». В ней были коды доступа к двум счетам с криптовалютой, на которых находились 1032,1 биткойна, или 1,662 млрд рублей, которые по иску Генпрокуратуры обратили в доход государства. Остальные биткоины, настаивает следствие, получили арестованная экс-следователь лейтенант юстиции Кристина Ляховенко и спевший укатить за рубеж ее бывший коллега Дмитрий Губин.
Кроме того, по версии ГСУ СКР, бывшие сотрудники Следкома Губин и Ляховенко превысили должностные полномочия, не приняв мер по конфискации у обвиняемых хакеров имущества — 5212,9 биткойна, что эквивалентно 14 млрд 16 млн 447 тысяч рублей, и обращению их в собственность государства в рамках дела по ст. 187 УК. Отдельно экс-следователя Кристину Ляховенко обвиняют в сфальсифицированном протоколе осмотра крипто-кошельков хакеров – те якобы были пусты. Хотя крипту участники махинаций, по данным следствия, участники ОПГ уже успели перевести на свои счета.
Однако на начавшемся судебном процессе Марат Тамбиев и Кристина Ляховенко не признали вменяемые им преступления. А подсудимый Тамбиев еще и заявил, что только находясь в СИЗО, он понял: «Борьба с коррупцией хуже самой коррупции». Экс-следователь Кристина Ляховенко в ответ на обвинение в получении ею более чем 5 миллиардов теневого дохода (части общей взятки), заявила, что это бред. Она снимала комнату и вскоре после того, как получила якобы нечестные деньги, вынуждена была взять кредит в банке в размере 200 тысяч рублей…
“Абсурдно полагать, что в 33 года рядовой сотрудник со своей подчиненной, живущей в съемной комнате, похитили какие-то баснословные миллиарды”, – попытался из клетки защитить на словах себя и свою экс-подчиненную Тамбиев, закончивший вуз с красным дипломом и неоднократно признававшийся за десять лет работы лучшим следователем. А еще он мечтал стать преподавателем, но пришлось работать в СК, поэтому грозящую ему тюрьму Тамбиев даже считает не самым плохим для себя вариантом – больше заниматься тем, чем занимался, он уже не мог, мол.
После оглашения фабулы обвинения Тамбиев заявил, что категорически не признает себя виновным. И считает версию прокуратуры и следствия оскорбительной, а легшие в основу обвинения факты «абсолютно возмутительными и однобокими». Об этом пишет газета “КоммерсантЪ”. Но ни на кого «стучать» Тамбиев, как ему якобы уже предложили, не будет – считает это недопустимым.
«В деле все есть. Кто хочет – пусть разбирается, – сказал Тамбиев на суде, затронув в эмоциональной форме понятия чести и достоинства, традиционных ценностей, Иисуса Христа, а также чувства юмора. – Унижаться, защищаясь по принципу “не ешьте меня, а ешьте их”, я не намерен».
Что до Кристины Ляховенко, то она вовсе была краткой. Заявив, что ее оговорили лица, которые «сами находились» под подозрением и незаконно «обогатились» за счет части ненайденных биткойнов. Кристина также отметила, что у нее так и не нашли исчезнувшую криптовалюту, а со службы в СК она ушла по собственному желанию. И только через полтора года после случившегося, к чему ее подтолкнули проблемы со здоровьем.
Кристина Ляховенко немного рассказала о себе. Оказалось, что ее мать работала продавцом в Брянске, а отец – охранником. Она получала зарплату в 66 тысяч рублей, а за 20 тысяч рублей снимала комнату в Бутово и никогда не ездила за границу.
Суд по делу о рекордной для страны взятки продолжается.