В Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике открылась новая выставка - "Шедевры Русского музея. XV–XX вв.". Экспозиция посвящена выдающимся классикам русского искусства и демонстрирует как классические живописные формы, так и редкие "жемчужины" советского авангарда.
Как смотреть выставку? В чем состоит кураторский замысел? Получилось ли сделать действительно "шедевральную" выставку? Предлагаем поразмышлять над этими вопросами.
Выставка представлена пятью залами (по официальной информации, по застройке можно выделить 7 залов): пейзаж, натюрморт, портрет, крупноформатная живопись, авангард, советский реализм, русская иконопись.
Проходя в экспозицию, вы оказываетесь в зале с монументальными полотнами, а далее определяете собственную логику движения по выставке. На этот счет куратор указаний не дает: экспликаций нет (прим. экспликация - документ, знакомящий зрителей при входе на выставку с её концепцией или информирующий о художнике), дополнительные схемы также отсутствуют. Нам удалось найти единственный текст, объясняющий зрителям происходящее, но найти его было не так уж и сложно, ведь он буквально был белым пятном на темно-серой застройке.
Вступительная экспликация давала информации не больше, чем краткие новостные сюжеты и отсюда следует вопрос: какова глобальная цель проведения данной выставки для региона? К этому вопросу мы еще вернемся в конце статьи.
Теперь "пройдемся" по разделам экспозиции и отметим, что картины внутри жанра были развешаны будто интуитивно. Очевидно, что нетривиальной задачей было показать, как уживается калейдоскопичный Лентулов и реалистичный Куинджи, а затем и авангард с русской иконописью. Данная логика понятна профессионалам, но напоминаем, что в экспозиции не было ни одного текста, объясняющего рядовому зрителю неочевидные связи внутри русского искусства. Возвращаемся к главному вопросу: какова цель проведения выставки, если люди уходят после нее, просто посмотрев на картины? Достаточно ли этого?
Отметим, что мы не сразу заметили "Заросший пруд" Василия Поленова. И дело не в том, что это небольшая работа, а в том, что она висела в углу и довольно низко. Такая же судьба настигла и Каземира Малевича - выдающегося авангардиста, разработавшего новый живописный язык в начале XX века; Василя Кандинского - всемирно известного гения, изобретателя цветовой теории живописи, работы которого находятся преимущественно в западных коллекциях; Павла Филонова - художника-исследователя, чей живописный язык отсылает к естественно-научным исследованиям. Авангард - это течение, которое надо объяснять: он сложен, многогранен и до сих пор крайне смел и именно к данным полотнам обязательно необходимо давать кураторский комментарий, чтобы зритель ушел с выставки не просто под впечатлением от картин, но еще и со знаем и пониманием того, что именно он увидел.
Портреты составляли довольно большую долю от общего количества произведений, но именно их люди чаще всего проходят и оценивают с точки зрения красоты, хотя именно портреты несут довольно интересный исторический посыл: мелкие детали быта, задний план, интерьер, необычные предметы, тайные надписи и скрытые послания - все это требует кураторского комментария, которого, как все уже догадались, не было.
Были и занятные моменты: картина Зинаиды Серебряковой "Баня" (1913) ярко контрастировала с работой Ильи Репина "17 октября 1905 года" (1907). Не знаем, специально ли это сделано или есть еще какие-то причины, но впечатление произвело. Были и разнесенные в разные залы "живописные рифмы": та же "Баня" и огромное полотно Константина Маковского "Русалки" (1879) показывают подобные формы и образы, но совершенно разным языком. Так, от фантастической живописи мы переходим к реализму, но получить комментарий о таких контрастах на выставке можно разве что во время экскурсии.
Завершить обзор выставки мы бы хотели обсуждением эргономики пространства: заходим в зал - сразу же сбоку висит огромное полотно, которое из-за близости к двери едва ли удастся нормально рассмотреть (речь о постоянном потоке людей). Также важно отметить узкие проходы в зале авангарда и русской иконописи: казалось, что смотрители изрядно нервничали, когда пять и более человек пытались протиснуться между двух стен застройки. Ну и отдельной болью стало помещение небольшой работы Василия Верещагина "Колоннада в джайнском храме на горе Абу" (1874-1876) так же вплотную к выходу из зала. Да, работа действительно небольшая, но рама заслуживает отдельного внимания и как бы является продолжением интерьера храма: живопись выходить за пределы плоскости и будто вовлекает зрителя в коридор из узорчатых колонн. Во время посещения выставки рекомендуем вам обратить внимание не только на действительно выдающиеся размером и именем полотна, но и на этот, не побоимся сказать, объект.
Таким образом, выставка действительно грандиозная и сама по себе важная для культурной жизни региона, но наш субъективный взгляд, она является отчасти самоцелью. Кураторский замысел был озвучен в новостном сюжете (поэтому теперь обязательно смотрите новости перед походом на выставку - узнаете то, чего там не расскажут, не покажут и не напишут), а в экспозиции он прослеживается частично только после того, как о нем узнаешь.
И все же вернемся к главному вопросу: в чем цель данной выставки? Мы увидели лишь то, что картины привезли. Да, это важно и хорошо, но узнали ли люди что-то о развитии художественной идеи, могут ли они после выставки отличить Дейнеку от Серебряковой, понять, в чем сила авангарда и почему он стал такой важной вехой в развитии искусства, увидеть, как менялся живописный язык в зависимости от времени и исторических предпосылок? Ответ очевиден.
Закончим статью словами директора Русского музея Аллы Юрьевны Маниловой: "Рязанский музей, который 10 лет был в такой безызвестности, и в общем-то в изрядном унынии, он получает вот такие возможности экспозиционные. Такой выставки не было. Будет ли еще когда-нибудь – не знаем". Напоминаем, что зимой этого года в РИАМЗ были представлены уникальные предметы из собрания ГИМ, а прямо сейчас в музее проходит выставка не менее редких экспонатов из коллекции Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Высказывание подводит своеобразный итог, а выводы каждый сделает сам.
Подбор работ 10/10
Кураторская концепция 4/10
Целеполагание 2/10
Выдающиеся работы русских мастеров не оставят зрителя равнодушным, поэтому рекомендуем вам посетить выставку "Шедевры Русского музея. XV–XX вв." в РИАМЗ по адресу ул. Соборная, 22 и составить собственное мнение о ней, которым вы можете поделиться в комментариях.