Найти тему
Покажи как | Рязань

Шедевры Русского музея в Рязани

В Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике открылась новая выставка - "Шедевры Русского музея. XV–XX вв.". Экспозиция посвящена выдающимся классикам русского искусства и демонстрирует как классические живописные формы, так и редкие "жемчужины" советского авангарда.

Как смотреть выставку? В чем состоит кураторский замысел? Получилось ли сделать действительно "шедевральную" выставку? Предлагаем поразмышлять над этими вопросами.

Выставка представлена пятью залами (по официальной информации, по застройке можно выделить 7 залов): пейзаж, натюрморт, портрет, крупноформатная живопись, авангард, советский реализм, русская иконопись.

Проходя в экспозицию, вы оказываетесь в зале с монументальными полотнами, а далее определяете собственную логику движения по выставке. На этот счет куратор указаний не дает: экспликаций нет (прим. экспликация - документ, знакомящий зрителей при входе на выставку с её концепцией или информирующий о художнике), дополнительные схемы также отсутствуют. Нам удалось найти единственный текст, объясняющий зрителям происходящее, но найти его было не так уж и сложно, ведь он буквально был белым пятном на темно-серой застройке.

-2

Вступительная экспликация давала информации не больше, чем краткие новостные сюжеты и отсюда следует вопрос: какова глобальная цель проведения данной выставки для региона? К этому вопросу мы еще вернемся в конце статьи.

Теперь "пройдемся" по разделам экспозиции и отметим, что картины внутри жанра были развешаны будто интуитивно. Очевидно, что нетривиальной задачей было показать, как уживается калейдоскопичный Лентулов и реалистичный Куинджи, а затем и авангард с русской иконописью. Данная логика понятна профессионалам, но напоминаем, что в экспозиции не было ни одного текста, объясняющего рядовому зрителю неочевидные связи внутри русского искусства. Возвращаемся к главному вопросу: какова цель проведения выставки, если люди уходят после нее, просто посмотрев на картины? Достаточно ли этого?

-3

Отметим, что мы не сразу заметили "Заросший пруд" Василия Поленова. И дело не в том, что это небольшая работа, а в том, что она висела в углу и довольно низко. Такая же судьба настигла и Каземира Малевича - выдающегося авангардиста, разработавшего новый живописный язык в начале XX века; Василя Кандинского - всемирно известного гения, изобретателя цветовой теории живописи, работы которого находятся преимущественно в западных коллекциях; Павла Филонова - художника-исследователя, чей живописный язык отсылает к естественно-научным исследованиям. Авангард - это течение, которое надо объяснять: он сложен, многогранен и до сих пор крайне смел и именно к данным полотнам обязательно необходимо давать кураторский комментарий, чтобы зритель ушел с выставки не просто под впечатлением от картин, но еще и со знаем и пониманием того, что именно он увидел.

Поленов В.Д. "Заросший пруд". На картине изображена Вера Дмитриевна Хрущева, рожд. Поленова, сестра художника (1880)
Поленов В.Д. "Заросший пруд". На картине изображена Вера Дмитриевна Хрущева, рожд. Поленова, сестра художника (1880)

Портреты составляли довольно большую долю от общего количества произведений, но именно их люди чаще всего проходят и оценивают с точки зрения красоты, хотя именно портреты несут довольно интересный исторический посыл: мелкие детали быта, задний план, интерьер, необычные предметы, тайные надписи и скрытые послания - все это требует кураторского комментария, которого, как все уже догадались, не было.

-5

Были и занятные моменты: картина Зинаиды Серебряковой "Баня" (1913) ярко контрастировала с работой Ильи Репина "17 октября 1905 года" (1907). Не знаем, специально ли это сделано или есть еще какие-то причины, но впечатление произвело. Были и разнесенные в разные залы "живописные рифмы": та же "Баня" и огромное полотно Константина Маковского "Русалки" (1879) показывают подобные формы и образы, но совершенно разным языком. Так, от фантастической живописи мы переходим к реализму, но получить комментарий о таких контрастах на выставке можно разве что во время экскурсии.

-6

Завершить обзор выставки мы бы хотели обсуждением эргономики пространства: заходим в зал - сразу же сбоку висит огромное полотно, которое из-за близости к двери едва ли удастся нормально рассмотреть (речь о постоянном потоке людей). Также важно отметить узкие проходы в зале авангарда и русской иконописи: казалось, что смотрители изрядно нервничали, когда пять и более человек пытались протиснуться между двух стен застройки. Ну и отдельной болью стало помещение небольшой работы Василия Верещагина "Колоннада в джайнском храме на горе Абу" (1874-1876) так же вплотную к выходу из зала. Да, работа действительно небольшая, но рама заслуживает отдельного внимания и как бы является продолжением интерьера храма: живопись выходить за пределы плоскости и будто вовлекает зрителя в коридор из узорчатых колонн. Во время посещения выставки рекомендуем вам обратить внимание не только на действительно выдающиеся размером и именем полотна, но и на этот, не побоимся сказать, объект.

Верещагин В.В. "Колоннада в джайнском храме на горе Абу" (1874-1876)
Верещагин В.В. "Колоннада в джайнском храме на горе Абу" (1874-1876)

Таким образом, выставка действительно грандиозная и сама по себе важная для культурной жизни региона, но наш субъективный взгляд, она является отчасти самоцелью. Кураторский замысел был озвучен в новостном сюжете (поэтому теперь обязательно смотрите новости перед походом на выставку - узнаете то, чего там не расскажут, не покажут и не напишут), а в экспозиции он прослеживается частично только после того, как о нем узнаешь.

И все же вернемся к главному вопросу: в чем цель данной выставки? Мы увидели лишь то, что картины привезли. Да, это важно и хорошо, но узнали ли люди что-то о развитии художественной идеи, могут ли они после выставки отличить Дейнеку от Серебряковой, понять, в чем сила авангарда и почему он стал такой важной вехой в развитии искусства, увидеть, как менялся живописный язык в зависимости от времени и исторических предпосылок? Ответ очевиден.

Закончим статью словами директора Русского музея Аллы Юрьевны Маниловой: "Рязанский музей, который 10 лет был в такой безызвестности, и в общем-то в изрядном унынии, он получает вот такие возможности экспозиционные. Такой выставки не было. Будет ли еще когда-нибудь – не знаем". Напоминаем, что зимой этого года в РИАМЗ были представлены уникальные предметы из собрания ГИМ, а прямо сейчас в музее проходит выставка не менее редких экспонатов из коллекции Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Высказывание подводит своеобразный итог, а выводы каждый сделает сам.

Подбор работ 10/10
Кураторская концепция 4/10
Целеполагание 2/10

Выдающиеся работы русских мастеров не оставят зрителя равнодушным, поэтому рекомендуем вам посетить выставку "Шедевры Русского музея. XV–XX вв." в РИАМЗ по адресу ул. Соборная, 22 и составить собственное мнение о ней, которым вы можете поделиться в комментариях.