297 подписчиков

Выработала алгоритм работы для развития навыка быстрого выполнения краткосрочных этюдов

Этюд груши по сырому
Этюд груши по сырому

Выполнение краткосрочных этюдов призвано помочь студентам освоить основы живописной грамоты, развить навыки более уверенного владения масляными красками, без боязни брать тоновые и цветовые отношения сразу с достаточной степенью тональной плотности и цветовой насыщенности. 

Учу двигаться от простых задач к сложным. Начинается работа над этюдами с простых предметов или фруктов на цветном фоне с разным освещением. Главными задачами в них являются анализ формы, решение объем цветотоном. 

Предлагаю использовать следующий алгоритм работы над краткосрочным живописным этюдом:

  • ставится предмет или в последствие несколько на фон на расстоянии вытянутой руки, для того, чтобы хватало охвата зрения;
  • подбирается освещение; 
  • кисточкой и краской намечается рисунок предметов, что позволяет находить местоположение предметов в формате и их масштабное соотношение; на этом же этапе важны пропорциональные соотношения предметов и их характер;
  • выявляется объем предметов с помощью определения пятна света и тени, как собственной, так и падающей.
  • при работе с цветом ведется поиск отношений одного пятна с другим, что позволяет работать равномерно по всей изобразительной плоскости; 
  • на завершающей стадии работы над этюдом усиливаются или смягчаются контрасты, добавляются чуть явнее, при необходимости, рефлексы в тенях или бликовые части на свету.

Приведу основные моменты, с чем приходится столкнуться начинающему автору вначале своего пути при обретении навыка работы масляными красками самостоятельно над этюдом. 

Отображать падающие тени, подбирать нужный тон для изображаемых предметов и фона, находить тональную и цветовую разницу между светом и собственной, неточность в передаче масштабных и пропорциональных соотношений предметов.

При выполнении задания вначале неизбежны погрешности, но они постепенно прорабатываются. В решении задач и в выявление плюсов и минусов помогает обсуждение этюдов с преподавателем. И в таких случаях преподаватель помогает автору более уверенно вести работу, несмотря на возможные затруднения. Приобретая подобный опыт быстрого выполнения самостоятельных заданий масляной краской, студент глубже понимает ее технологические особенности и выразительные возможности.

Комплекс действий для решения выявленных трудностей

В первый месяц обучения на 2 курсе раз в неделю во время аудиторных занятий пишутся этюды под руководством преподавателя. Затем в неделю студентами приносятся этюды, которые должны были решить ряд задач, и я помогаю анализировать принесённые работы. После выявления часто повторяющихся ошибок, могу снова поставить задания на выполнение ряда этюдов в аудитории.

В процессе создания работ и обсуждения их с преподавателем у студентов появляется опыт работы над живописными этюдами.

Важное: Для создания этюдов должно быть подобрано освещение: естественное, или электрическое (искусственное); при учёбе этюды начинают писать с простых предметов (форм) – круглых, как например, фрукты шарообразной формы; узнала и научилась, как показывать перелом формы; узнала, что тень имеет самый насыщенный и тёмный оттенок на границе её со светом.

Полезное: На первых этапах работы важно отделить свет и тень предмета (чёткая граница), затем работа ведётся внутри света и тени, добавляются оттенки, полутона и смягчается граница светотени; вести работу над этюдом следует по всей поверхности (предметы и окружение/плоскость прописываются одинаково); свет по тону светлее, чем световой рефлекс.

Приглашаю обучаться живописи @VYULYIYA.