Выполнение краткосрочных этюдов призвано помочь студентам освоить основы живописной грамоты, развить навыки более уверенного владения масляными красками, без боязни брать тоновые и цветовые отношения сразу с достаточной степенью тональной плотности и цветовой насыщенности.
Учу двигаться от простых задач к сложным. Начинается работа над этюдами с простых предметов или фруктов на цветном фоне с разным освещением. Главными задачами в них являются анализ формы, решение объем цветотоном.
Предлагаю использовать следующий алгоритм работы над краткосрочным живописным этюдом:
- ставится предмет или в последствие несколько на фон на расстоянии вытянутой руки, для того, чтобы хватало охвата зрения;
- подбирается освещение;
- кисточкой и краской намечается рисунок предметов, что позволяет находить местоположение предметов в формате и их масштабное соотношение; на этом же этапе важны пропорциональные соотношения предметов и их характер;
- выявляется объем предметов с помощью определения пятна света и тени, как собственной, так и падающей.
- при работе с цветом ведется поиск отношений одного пятна с другим, что позволяет работать равномерно по всей изобразительной плоскости;
- на завершающей стадии работы над этюдом усиливаются или смягчаются контрасты, добавляются чуть явнее, при необходимости, рефлексы в тенях или бликовые части на свету.
Приведу основные моменты, с чем приходится столкнуться начинающему автору вначале своего пути при обретении навыка работы масляными красками самостоятельно над этюдом.
Отображать падающие тени, подбирать нужный тон для изображаемых предметов и фона, находить тональную и цветовую разницу между светом и собственной, неточность в передаче масштабных и пропорциональных соотношений предметов.
При выполнении задания вначале неизбежны погрешности, но они постепенно прорабатываются. В решении задач и в выявление плюсов и минусов помогает обсуждение этюдов с преподавателем. И в таких случаях преподаватель помогает автору более уверенно вести работу, несмотря на возможные затруднения. Приобретая подобный опыт быстрого выполнения самостоятельных заданий масляной краской, студент глубже понимает ее технологические особенности и выразительные возможности.
Комплекс действий для решения выявленных трудностей
В первый месяц обучения на 2 курсе раз в неделю во время аудиторных занятий пишутся этюды под руководством преподавателя. Затем в неделю студентами приносятся этюды, которые должны были решить ряд задач, и я помогаю анализировать принесённые работы. После выявления часто повторяющихся ошибок, могу снова поставить задания на выполнение ряда этюдов в аудитории.
В процессе создания работ и обсуждения их с преподавателем у студентов появляется опыт работы над живописными этюдами.
Важное: Для создания этюдов должно быть подобрано освещение: естественное, или электрическое (искусственное); при учёбе этюды начинают писать с простых предметов (форм) – круглых, как например, фрукты шарообразной формы; узнала и научилась, как показывать перелом формы; узнала, что тень имеет самый насыщенный и тёмный оттенок на границе её со светом.
Полезное: На первых этапах работы важно отделить свет и тень предмета (чёткая граница), затем работа ведётся внутри света и тени, добавляются оттенки, полутона и смягчается граница светотени; вести работу над этюдом следует по всей поверхности (предметы и окружение/плоскость прописываются одинаково); свет по тону светлее, чем световой рефлекс.
Приглашаю обучаться живописи @VYULYIYA.