Многие слышали, что "история - это болезнь". Но думаю, у большинства этот тезис связан с личными негативными воспоминаниями о школе. С сотнями непонятных дат для зубрёжки, с бесконечными Рюриковичами, которые постоянно воевали друг с другом и, конечно, многочисленными эпизодами Великой Отечественной войны. Вот уже семь лет я - учитель. Могу отметить, что редко кто из коллег выходит за рамки требований ФГОС, часто используют нелюбимый мной метод "для галочки" и пр. Хотя история - идеальна в контексте "прожить, чтобы понять, прочувствовать, чтобы знать". Я много раз видел, как в глазах детей даты сами связываются в пучки и схемы, владимиро-суздальские, новгородские и киевские Рюриковичи чётко обозначаются в сознании, а пахнущие порохом, политые кровью даты Великой Отечественной вызывают слезы о погибших, гордость за наших предков. Именно в этом, дорогие друзья, и выражается моя болезнь. Предоставлять, проживать, ощущать историю.
Я помню, когда я заболел. Мне было лет одиннадцать, учительница на уроке нам рассказывала о Куликовской битве. Помимо даты, сути и итогов она обратила внимание на незначительную, казалось бы, деталь из летописи. Рядом с Дмитрием Донским (он переоделся в доспехи простого воина и спешился) в строю стоял некто Родион. Простой кузнец, который залихватски размахивал топором, как молотом, круша ряды татар в щепки. Учительница обратила внимание на то, что её фамилия Родионова. И очень может быть, она - далёкий потомок того самого Родиона. У меня перехватило дыхание... Только сейчас, через 25 лет, я понимаю, что за чудо произошло в ту минуту. Учительница связала воедино историю страны и её личную историю. И пока весь 5а записывал в тетрадь "8 сентября 1380 года - Куликовская битва", я улетел куда-то. В моём сознании загорелся огонь любопытства, а вдруг и мои предки могут быть связаны с Большой историей?...
С того дня, что бы я не делал, где бы не учился или работал, болезнь прогрессировала. В моей голове сами собой вспыхивали картины эпох, облик правителей, диалоги людей, запахи блюд, звуки рынков и портов...
Помню, как в студенческие годы я возвращался с прогулки, проводив свою девушку домой. У меня с собой был и телефон, и плеер с любимой музыкой, но я их не включал. Просто шёл. Спокойно смотрел вперёд и мне казалось, что иду я не по Волжскому в начале XXI века, а по греческому городу Афины в IV веке до нашей эры. Его только что захватил македонский правитель Антигон, которому досталась Македония после смерти великого Александра. Я - македонский пехотинец, несущий службу в Афинах. Меня командир отпустил в увольнение к девушке в город. И вот я возвращаюсь обратно в лагерь фалангитов. Под моими ногами был не асфальт, а мраморная дорожка, рядом виднелся не типовой детский сад, а Храм богини Афины с колоннами, в пространстве школьного стадиона мне видилась рыночная площадь Агора в сумерках. Да, вряд ли это нормально, но это так.
У всех моих знакомых появилась привычка: если мы сидим в компании, ни при каких условиях не упоминать исторические термины, эпохи или правителей. Иначе начнётся мой рассказ минут на 40. Как раз можно было освежиться, выйти на улицу. Но это была, скорее, шутка.
Я читал взахлёб: летописи, воспоминания, биографии, работы великих русских историков XIX века. И представлял - воспроизводил в своей фантазии в деталях.
В итоге, я получил управленческое образование, работал на заводе, в банке и в гипермаркете. Но везде было что-то не то. Моя болезнь никак не помогала - я был просто интересным собеседником. Некоторые, конечно, любили послушать меня за обедом. Но не более.
А потом - авария. ДТП на трассе почти лоб в лоб. Переломы всей левой части организма, 10 дней комы и счастливое, но непонятное выздоровление. Дальше три года операций, реабилитаций, попыток построить жизнь заново. И обещание себе делать только то, что хочу, что считаю нужным. За ответами на вопрос, почему я не умер в этой страшной аварии, пошёл работать в школу. Вдохновлять маленьких людей своими рассказами и инсценировками быта. В первый же год моей работы десятиклассники ставили сценки по культуре России XVII века, разыгрывали лекцию в Славяно-греко-латинской академии и пр. Потом восьмиклассники стали изучать своих предков, открыли множество забытых героических страниц из Великой Отечественной. Своих Родионов, только уже вполне реальных. Вдохновлять детей оказалось моим призванием. Представлять картины эпох стало моей профессией. Позже подключилось право, экономика, на которых дети особенно ценили мои примеры из жизни. Это было что-то вроде философии и психологии вместе взятых.
В 2018 году я был в Венеции. И она меня, знаете, разочаровала. По сравнению с моими собственными картинами из эпохи Медичи, венецианских карнавалов, где кого-то могут тайно отравить, реальный город оказался пресен и скучен.
А потом я увидел её же, но в сериале "Есенин" с Безруковым в главной роли. И эта Венеция, из сериала, оказалась уже гораздо более яркой и красочной, похожей на ту - мою. В одной из серий "Есенина" было скрыто ещё одно чудо - Хабенский в роли Троцкого. Я был настолько поражён, насколько это было похоже. В точку. Вновь перехватило дыхание. Вновь шок. Мелькнула мысль: вот бы это была не эпизодическая роль, а целый сериал.
Видимо, так подумал не только я. И вскоре Хабенский сыграл одну из лучших своих ролей - Льва Давидовича Троцкого *. Создатели картины вложили столько души и разума в неё, что выглядит до дрожи похоже. Как будто они тоже были там.
В сериале герой Хабенского говорит о причинах убийства верного Троцкому матроса: "он превращал небожителя, председателя Реввоенсовета в обычного мирского человека". Для политики и управления, наверное, это важно. Авторитет власти. Но для нас, историков интереснее, наоборот, увидеть человека в каждом историческом лице, его простые привычки, эмоции.
Я много раз думал над тем, почему девочки, получающие одни пятёрки по истории почти всегда объясняют это так: "да, у меня папа любит историю". Почему не мама? Знаете, друзья мои, вряд ли можно точно ответить на этот вопрос. Но лично мне кажется, что мамы они про математику, экономику, географию, химию или изо. Про текущие процессы, про факты. Папы же, они о другом - почему всё так, как было бы (хотя история не любит сослагательного наклонения) и как должно быть. Про прошлое и будущее. Хотя есть множество контрпримеров.
Вот, почему роль Хабенского в сериале "Троцкий" я считаю главной для актёра, не смотря на множество очень сложных и точных работ. Потому что очень похоже. Потому что в ней и факты, и все почему. Не смотря на то, что это - авторская концепция, и мамам, и папам есть о чём подумать. Вишенка на торте - это трек из финальной сцены "Скалон". Очень вдохновляюще.
Я это всё к чему говорю? То, что всю свою жизнь считал заболеванием, психическим отклонением, оказалось моим призванием, тем, что отличает меня от других учителей истории, да и вообще от людей. Ищите себя, друзья мои. Но только внутри себя. Поверьте, в каждом есть уйма интересного.
АВ
* - сериал "Троцкий", некоторые сцены 18+, детям смотреть нельзя