Найти тему

О борьбе Виктора Лихоносова за памятники Краснодара и судьбы кубанцев. Интервью с Н. А. Корсаковой

Фото: журнал "Родная Кубань"
Фото: журнал "Родная Кубань"

Многие знают Виктора Ивановича Лихоносова как великого русского писателя. Однако он занимался не только литературой. Классик, будучи уроженцем Сибири, прекрасно знал историю Кубани. Лихоносов проводил много времени, сидя в архивах и вычитывая старинные документы и прессу, а затем буквально отвоевывал культурные реликвии бывшего Екатеринодара.

По совершенной случайности удалось узнать, что в нынешнем Краснодаре живет подруга писателя, которая боролась бок о бок с Виктором Ивановичем за такие значимые городские объекты, как Всесвятское кладбище, Свято-Ильинский храм и Свято-Троицкий собор. Ее зовут Наталия Александровна Корсакова.

Нашу беседу мы провели в музее-галерее «ОсобнякЪ». Это место Лихоносов любил и часто посещал. В мае в честь дня рождения Виктора Ивановича «ОсобнякЪ» проводил выставку «Наш маленький Париж», на которой были представлены документы, книги, фотографии писателя, архивные газеты с ранним публикациями и многое другое. Залы украшали подлинные предметы эпохи и картины города современных краснодарских художников. Все дни выставка активно работала и имела прекрасные отзывы. С Наталией Александровной удалось познакомиться именно благодаря этому мероприятию.

Наталия Александровна Корсакова — заслуженный работник культуры Кубани, бывший старший научный сотрудник отдела истории, этнографии и природы Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына. Родилась 5 июля 1949 года в Башкирской АССР. С 1950 года живет на Кубани. В 1973 году окончила КубГУ по специальности «История». С того же года до 2022-го работала в музее-заповеднике им. Е.Д. Фелицына. Автор более 150 научных работ. Занималась формированием коллекции истории кубанского казачества в эмиграции. Совершила семь научных поездок в США, благодаря которым фонды музея и Краевой госархив пополнились более чем 3 тыс. документов. Кроме этого, благодаря ее работе в Российский госархив передано около 2 тыс. материалов и документов от атамана Кубанского казачьего войска в эмиграции Вячеслава Григорьевича Науменко. Сейчас находится на пенсии. Живет в Краснодаре.

- Наталия Александровна, почему вы решили связать свою жизнь с историей Кубани и работой в музее?

-  Вы знаете, музей является местом притяжения любителей истории. В 1973 году я закончила университет в качестве историка, поэтому была счастлива попасть на работу в музей-заповедник Фелицына. Это была большая радость, так как в школе не очень хотелось преподавать.

В музее мне предложили работать либо в отделе советского периода (самый престижный отдел), либо в дореволюционном отделе. Я выбрала второй и ни на секунду не огорчилась. Проработала почти пятьдесят лет.

Мой выбор был связан с тем, что я выросла в кубанской станице Вознесенской Лабинского района. Там находилось линейное казачество. В станице сохранился храм, возводившийся талантливым архитектором Иваном Клементьевичем Мальгербом. Этот, пожалуй, последний после Свято-Екатерининского, который не успели взорвать. В детстве мне показывали, где в нашем храме хранятся знамена первого и второго Лабинского полков. Я хорошо знала и любила историю старого периода. К тому же моя мама — учитель истории.

Н.А. Корсакова в молодости. Фото сделано Виктором Лихоносовым
Н.А. Корсакова в молодости. Фото сделано Виктором Лихоносовым

- Как вы познакомились с Виктором Ивановичем Лихоносовым?

- Начать следует с Виталия Петровича Бардадыма. Именно он, как никто другой, мог помочь Лихоносову познакомиться с историей Кубани. Хоть Виктор Иванович и был разносторонним человеком, но он родился в Сибири и про наш край знал мало. Виталий Петрович на протяжении двадцати лет был советником писателя в делах культурных и архивных.

Бардадым настолько хотел помочь Лихоносову, что сотрудники музея порой могли видеть следующую картину. Виталий Петрович нес из архива в одной руке папку со своими выписками, а в другой руке — портфель Виктора Ивановича. А молодой писатель в это время открывал пачку каких-то самых дешевых сигар и закуривал. Старший товарищ часто ругал младшего за курение.

В.П. Бардадым. Фото: открытый источник
В.П. Бардадым. Фото: открытый источник

У Виталия Петровича с его женой Варварой Петровной не было детей. Возможно, именно поэтому Бардадым относился к Лихоносову как к своему близкому, как к младшему родственнику.

Однажды в 1977 году Бардадым и Лихоносов занимались в нашем архиве. Важно сказать, что музей Фелицына и государственный архив находились в одном здании. Обсудив прочитанное в старых газетах, они отправились на выход. Когда приятели проходили мимо музея, то Виталий Петрович попросил одного из сотрудников позвать меня. Прям на порожках Бардадым и познакомил меня с Лихоносовым. Долго все вместе стояли и разговаривали. Музей закрывался, а мы все беседовали.

- После знакомства вы часто встречались с Лихоносовым?

- После того долгого разговора Виктор Иванович часто заглядывал в музей в обеденный перерыв, как говорится, «на чай». Мы обсуждали различные темы: от истории до современных новостей.

- Только общением за кружкой чая продолжалась ваша взаимосвязь с писателем?

- Конечно, нет. Виктор Иванович в семидесятые годы имел много неприятностей от критиков, потому что он был человеком талантливым, открытым и неравнодушным. Это, на мой взгляд, не всегда приветствуется на Кубани. Именно в этот период он вступил в «Клуб любителей старины».

У нас при музее были различные краеведческие кружки. Я совместно со знакомыми краеведами занималась этнографией и изучением дореволюционной истории. На этой базе и сложился наш «Клуб любителей старины». Впоследствии он сыграл большую роль как в творчестве Виктора Ивановича, так и в жизни Краснодара. Здесь выступали такие известные краеведы, как, например, Анатолий Алексеевич Красненко. Именно он рассказывал нам о неизвестных местах Краснодара.

Никто бы никогда из нас не узнал, что если от одного из городских музеев переместиться в сквер, где висит некая доска почета, а затем войти в непримечательную дверцу под большим замком, то можно проникнуть в огромный подвал собора Александра Невского. Анатолий Алексеевич проводил целые экскурсии, которые были в те годы запрещены.

- Что делал Виктор Иванович на заседаниях клуба?

- Он знакомился со всеми известными краеведами города. Эти люди рассказывали молодому писателю о станицах. Многие из них Виктор Иванович потом посетил. В клубе он регулярно участвовал в заседаниях: слушал, делал пометки в тетрадь.

Бардадым, Красненко и другие решили, что Виктора Ивановича понемногу нужно вводить в местную культурную среду, которая в те годы, как я говорила до этого, была не слишком приветливой для любителей Российской империи и дореволюционного казачества.

- Продолжалось ли общение любителей старины за стенами клуба?

- Виталий Петрович с женой, зная, что Лихоносов живет один, стали устраивать вечера, куда звали своего товарища, а также близких знакомых и краеведов. Виктор Иванович просто обожал эти встречи.

В.П. Бардадым. Фото: открытый источник
В.П. Бардадым. Фото: открытый источник

Бардадым любил старинные пластинки, включал нам Варвару Панину, хор донских казаков Сергея Жарова и других артистов. Мы любили все вместе гадать по книгам.

- Как вы можете оценить вклад Виктора Ивановича в дело о сохранении культурных и исторических ценностей Краснодара?

- Виктор Иванович сделал выдающееся дело по сохранению культурных традиций. В то время в тему казачества в советском Краснодаре «хлынули» массы людей, которые менее всего историей интересовались.

- А почему так произошло?

- Потому что слишком жестоко было подавлено казачество.

- То есть из-за какого-то сочувствия?

- Сочувствия никакого не было, это раз. Во-вторых, на казачестве хотели сделать карьеру. И некоторые делали, что видно сейчас. На мой взгляд и на взгляд Бардадыма, уже первые очерки Лихоносова отражали реальные проблемы казаков и их великую трагедию. Он не пытался за счет этой темы получить какой-то статус или обогатиться. Виктор Иванович, приехав на Кубань, по-настоящему сочувствовал здешним людям. Я считаю, что именно произведения Виктора Ивановича, его отношение и борьба за памятники старины положило начало возрождению казачества.

- Вы уже упоминали о том, что Виктор Иванович имел много неприятелей в городе. Как Лихоносов боролся с критиками?

- Нужно сказать, кем именно были его критики. Огромную долю из них составляли местные чиновники преклонного возраста, которые переезжали в теплую Кубани, чтобы спокойно и комфортно провести старость. Они не понимали здешних ценностей, не знали людей.

Отпор Лихоносов давал в прессе. Его печатали в газете «Комсомолец Кубани», «Советская Кубань» и других. Журналисты и писатели стали слушать Виктора Ивановича и помогать ему.

- Можете рассказать подробнее о том периоде, когда власть хотела уничтожить местные реликвии? Лихоносов же многие объекты в этой борьбе отстоял.

- Первая критика Виктора Ивановича обрушилась на Общество охраны памятников истории и культуры, где сидели практически «гоголевские персонажи». Повстречавшись с представителями этого Общества, Лихоносов не мог ничего не написать.

Если сейчас у нас в стране существует тенденция соединить все временные границы культуры, то тогда был упор только на продвижение советской идеологии и по большему счету отказа от Бога. Лихоносов стал писать жесткие статьи о том, что Общество охраны памятников разрушает памятники.

- Вы имеете в виду ситуацию вокруг Всесвятского кладбища, Свято-Ильинского храма и Свято-Троицкого собора?

- Да. Особенно остро в 1979 году встал вопрос Троицкой церкви. В тот период она находилась в разрухе: ворота были закрыты на замок, никого из прихожан не пускали. Власть находилась в сомнениях: оставить церковь или снести ее и возвести что-то другое. Хотя на территории храма работали (вернее сказать даже — просто находились) скульпторы и архитекторы. Со стороны пятиэтажек было видно, что возле церкви валяется какой-то хлам, стены ее были отбиты. Работы никакие не проводились.

Троицкая церковь. Фото из коллекции издательства "Традиция", автор снимка Б.Н. Устинов. 22 февраля 1987 года.
Троицкая церковь. Фото из коллекции издательства "Традиция", автор снимка Б.Н. Устинов. 22 февраля 1987 года.

Однажды Виктор Иванович встретил одну женщину, которая, как выяснилось позже, служила в Троицкой. Сначала она поведала Лихоносову о своей тяжелой судьбе. Ее родители были репрессированы. Часть родственников уехала заграницу или погибла после выдачи казаков в Лиенце. Сама женщина молилась в Троицкой церкви и ухаживала за остатками кладбища. У нее был ключ, чтобы попасть во двор.

Мы решили от «Клуба любителей старины» пойти туда и оценить состояние работ. Когда мы вошли в церковь, то увидели, что все фрески были разбиты, бесхозно лежали урны и даже скульптура русалки. Ничего не напоминало бывший некогда храм.

Увидев этот бардак, наш клуб пригласил в храм Общество охраны памятников и журналистов. Виктор Иванович зачем-то пришел на эту встречу с небольшой баночкой белой краски. Все время она была у него в руках.

Члены Общества охраны памятников вели себя курьезно: бесконечно спорили, не понимали, зачем городу Троицкая церковь. Затем кто-то и вовсе сказал, что у государства нет на восстановление денег.

И тогда Виктор Иванович, не дослушав слова члена Общества, сказал примерно следующее: «Скажите, вы от кого закрыли это все?! Я хочу у вас спросить, за что мой отец погиб в сорок третьем году?! За страну и Бога! Воевал за то, что вы в будущем разрушите храм? Вы уже практически его разрушили". А потом Лихоносов подбежал к представителям Общества со своей банкой краски. Я подумала, что после такой речи он кого-то обольет. Но Виктор Иванович сказал: «Возьмите пожалуйста. Покажите свое отношение к охране этого памятника. Вы ведь состоите в Обществе охраны памятников? Возьмите и вылейте эту краску на русалку, на памятники или залейте фрески. Я вас прошу». Кучка из Общества стала смущенно отпираться. Баталия была большая.

А потом Лихоносов написал про Троицкую церковь статью.

Троицкая церковь в наши дни. Фото: открытый источник
Троицкая церковь в наши дни. Фото: открытый источник

Через некоторое время к нему потянулись жители станиц в лице учителей, библиотекарей, музейных работников. В семидесятые годы посредством прессы о Лихоносове понемногу узнавали в крае. Виктор Иванович связывался с людьми, которые зачастую становились персонажами его произведений, в том числе романа «Наш маленький Париж».

- Сможете вспомнить какой-нибудь случай, когда Лихоносов помогал станичникам?

- Ярким примером может послужить текст Виктора Ивановича о Константине Михайловиче Холявко. Сразу поясню, кто это такой. Холявко — поручик лейб-гвардии Уланского Его Величества полка. Он воевал в Польше в Первой мировой, одним из первых был награжден золотым георгиевским оружием. Армейским соединением Холявко командовал генерал-майор Маннергейм. После удачного взятие города Янов, командующий приказал казакам и эскадронам лейб-улан, в число которых входил Константин Михайлович, ликвидировать остатки австрийцев. Но враг оказался сильнее. Холявко погиб в возрасте двадцати пяти лет и был похоронен в братской могиле.

Однако мать казака, Анна Ивановна, не смогла оставить сына в тысячах километрах от дома. Храбрая мамочка выкупила тело и перевезла его на Родину. Похоронили Холявко на территории женского монастыря Марии Магдалины в станице Роговской. Казалось, что смелого бойца и защитника России уже никто не сможет побеспокоить.

Но в семидесятых Лихоносову от станичников приходит письмо о том, что монастырь находится в разрухе, а могила Холявко разбита.

К.М. Холявко. Фото: открытый источник
К.М. Холявко. Фото: открытый источник

Мы с Виктором Ивановичем выдвинулись в Роговскую. Увидели страшную картину: по полю разбросаны человеческие кости. В это время землю пахал тракторист. Лихоносов остановил машину. Спросил у водителя: «Вы видели, чьи вы кости распахали? Вы просто бросили их. Хотя бы отнесли на кладбище останки и кусочек от памятника. Это же герой».

Конечно, с трактористом было не о чем беседовать. И Виктор Иванович написал по этому поводу разгромную статью.

В той же станице мы встретили бабушку. Она попросила нас зайти в местный дом престарелых. Мы, естественно, пошли, ведь по поводу могилы Холявко в сельсовете нас принять отказались.

Дом престарелых представлял собой часть кельи монастыря Марии Магдалины. Это было, как говорится, «зрелище не для слабонервных». Десять стареньких бабушек — некоторые неходячие — в лохмотьях сидят в грязной комнатке без окон. Виктор Иванович не стал чураться и поговорил с ними. Одна из старушек рассказала, что живет так уже десять лет. «Мы первые колхозницы. Вступили первыми», — продолжила другая женщина. Затем разговорилась третья, четвертая…Бабушки показывали свои сухие черные руки. Они провели нас в место, где купались раз в месяц. Это был темный чулан с огромными грязными ведрами.

«Интересно, своих родителей они также содержат?» — обратился ко мне Лихоносов, когда мы вышли из монастыря. Он написал еще один очерк. После него этих бабушек перевели в другое, более удобное помещение.

Эти публикации повлияли на некоторых партийных работников. Они стали «поворачиваться» и где-то содействовать в реальном сохранении культуры и истории. Многие осознавали, что долгое время трагедию казачества скрывать нельзя, обрекать казаков на явную смерть не получится.

- Как Виктор Иванович готовился к написанию романа? Наверняка именно на заседаниях клуба у него появилась идея написания этого произведения.

- Он много ездил по станицам, которые находились недалеко от Краснодара: Темрюк, Тамань и другие районы.

Сильнее всего он любил Тамань. Сначала — по-лермонтовски. Потом там стали проводить раскопки: Фанагория и другие. А затем недалеко оттуда, в Пересыпи, он купил домик маме. Большую часть своей жизни он проводил именно там, в скромной хибарке писал главы романа. Туда же приезжало много знаменитых людей, его друзей и обычных жителей России и даже мира (эмигранты).

Набережная Тамани
Набережная Тамани

В какой-то момент мы решили каждые две недели выезжать из Краснодара. Так Виктор Иванович написал серию чудесных очерков о жителях Кубани, которые были опубликованы в разных краевых газетах. Это «Ефим Иванович из станицы Удобной», «Память народная», «Биография родства», «Сними проклятие, господи», «Тайна хаты Царицыхи», «Печальный юбилей», «Все это очень грустно» (об атамане Бабыче) и другие.

- Можете рассказать о каком-нибудь из этих произведений?

- Например, текст «Ефим Иванович из станицы Удобной» был написан после знакомства Виктора Ивановича с Михаилом Николаевичем Ложкиным, который внес неоценимый вклад в развитие историко-археологического музей в станице Отрадненской.

Герой очерка Ефим Иванович Кияшко служил в Конвое Его Императорского Величества. У этого человека вся семья по мужской линии была доблестными казаками, участвовала в разных войнах. После Революции Ефим Иванович не стал примыкать ни к белым, ни к красным. Решил, что он достаточно взрослый человек, чтобы участвовать в сражениях и политической жизни. Тем не менее, Ефима Ивановича осудили на десять лет.

- Почему ему дали столь большой срок?

- По словам самого Ефима Ивановича, — за получение четырех Георгиевских наград. Он был полным Георгиевским кавалером.

Несмотря на все невзгоды Кияшко прожил долгую жизнь. В 1979 году в станице Удобной Отрадненского района с ним встретился Виктор Иванович. Так Лихоносов заключает свой очерк о старом казаке: «Да, он родился в 1887 году. Задумайтесь же над этими цифрами: что значили бы они в вашей судьбе? Кияшко — наш современник. Приезжайте в станицу Удобную, пройдите мимо его двора и взгляните через забор: там среди зелени копается в земле плотный крепкий старик. "Главное, чтоб земля рожала!" — думает он. Это чисто крестьянское. От земли — матушки — все! И здоровье, и долголетие, и нравственность. Поглядите на него, душе вашей будет полезно. Иногда надо судить себя жизнью патриархов, задержанных самой природой нам на внушение» (читает Наталия Александровна. — прим. А.Н.).

Такими текстами через судьбу человека Лихоносов хотел показать историю государства, историю культуры.

- Жизни каких еще «патриархов» оказали на Виктора Ивановича большое впечатление?

- Лихоносов глубоко уважал Михаила Павловича Бабыча, о чем написал в очерке «Все это очень грустно».

Всегда считалось, что Бабыч был расстрелян седьмого августа 1918 года в Пятигорске. На своем последнем заседании он произнес чудесную патриотическую речь. Ее Виктор Иванович приводит в своем материале. Когда Временное правительство Бабыча сняло с атаманской должности, то он с семьей решил отдохнуть у родственников в Пятигорске. Там его арестовали, но не расстреляли.

М.П. Бабыч. Фото: открытый источник
М.П. Бабыч. Фото: открытый источник

Михаила Павловича вывезли под гору Машук, живого пытали, выкалывали глаза, требовали казачье золото. В конечном итоге обнаженное тело Бабыча привезли в Пятигорск, захоронили в могиле красноармейца и написали: «Не раскапывать. Здесь захоронен красноармеец, умерший от тифа».

- Как Лихоносов смог узнать об этом?

- Когда я была в Америке в одной из научных поездок, то подружилась с дочерью атамана Кубанского казачьего войска в эмиграции Вячеслава Григорьевича Науменко.

В.Г. Науменко. Фото: открытый источник
В.Г. Науменко. Фото: открытый источник

В Штатах мне удалось прочитать письма Софии Иосифовны Бабыч (жены Михаила Павловича. — А.Н.), которые она писала атаману Науменко. В них вдова упоминает, что когда к власти пришел Деникин, то он поручил Батырбеку Шарданову, дружившему с семьей Бабычей, провести расследование. Именно Шарданов и раскрыл тайну смерти атамана Бабыча. Оттуда Виктор Иванович взял информацию.

Для Лихоносова Михаил Павлович — безупречная, сверхпорядочная и грамотная фигура.

- Особой темой для Виктора Ивановича ведь была еще и судьба Лавра Георгиевича Корнилова.

- К дому Корнилова мы в первый раз приехали в 1982 году с Лихоносовым и Бардадымом. Здание находилось в убогом состоянии: оно разваливалось, сильно покосилось. В нем жили два человека, хотя комнат было четыре. Обитали там люди явно неблагополучные.

Мы исследовали дом. Сохранилось окно, в которое попал убивший Корнилова снаряд. Это окно не застеклили, а забили. В комнате, предназначенной под кабинет, жила какая-то старушка. Зрелище «впечатляющее».

Л.Г. Корнилов. Фото: открытый источник
Л.Г. Корнилов. Фото: открытый источник

Затем поехали через Долиновку. В этом селе произошло первое захоронение Корнилова и офицера Неженцева. Здесь их тела выкопали красноармейцы. Труп Лавра Георгиевича привезли в здание современного музея Фелицына (тогда там находился ЧК), повесили на балкон, рубили шашками. Позже тело перевесили на дерево в сквере. Пьяные командиры отрядов стреляли с балкона по обездвиженному Лавру Георгиевичу. В последнем вандалистском акте, по воспоминаниям самих красноармейцев, тело сожгли так, чтобы даже пепла не осталось. И об этом всем написал Лихоносов как и отдельно, так и в романе «Наш маленький Париж».

Позже мне даже удалось пообщаться с внуком Корнилова, который в советские годы приезжал в Краснодар якобы как журналист из Нью-Йорка. До прибытия к дому в Елизаветинской он разговаривал со мной только через переводчика. Когда переводчик отлучился на несколько минут, мужчина представился мне внуком Корнилова на чистом русском языке и попросил навестить его, если я буду в Америке.

В двухтысячном году мне и вправду посчастливилось приехать в Нью-Йорк, но родственника генерала уже не было в живых.

- Наталия Александровна, какие главные личностные качества, по вашему мнению, более всего выделялись в Викторе Ивановиче?

- Лихоносов не боялся высказывать свое мнение и защищать исторические традиции и реликвии. Многие письма, которые написаны Виктором Ивановичем в крайком партии и другие инстанции, спасли в свое время Всесвятское кладбище и большое количество церквей.

Он всегда был внимательным, имел массу записных книжек. Где-то что-то услышал, записал и поставил дату.

Могила В.И. Лихоносова
Могила В.И. Лихоносова

Знаете, еще в начале нашего общения меня поразило уважение Виктора Ивановича к старости, то есть к старым людям. Он бережно относился к своим родителям. Память о матери и отце была священна. Также бережливо он относился ко взрослому поколению кубанцев. Виктор Иванович многое прощал старым людям. Однако ему самому в преклонном возрасте мало что простили.

Из-за больших нападок критиков Виктор Иванович, по моему мнению, в старости был несчастливым человеком. Он настолько много пережил мучений, что это не могло не сказаться на нем. Но, повторюсь, он боролся за кубанскую историю всем своим нутром.

- Надеемся, что через годы память о классике будет жива. Спасибо за познавательный разговор.

- И вам спасибо.

Беседу вел Андрей Нейжмак.

За предоставленную для интервью площадку выражаю благодарность директору музея-галереи «ОсобнякЪ» Елене Ивановне Коняхиной.

Впервые опубликовано 29.06.2024 в журнале "Родная Кубань"