Найти в Дзене
Писатель Сполох

Не найденные клады.

Северский Донец на закате.
Северский Донец на закате.

Старинная казачья пословица гласит «Берегись бед, пока их нет!» Самый старый житель хутора Швечиков станицы Гундоровской Области войска Донского дед Митрофан от себя ещё и добавлял: «А пришла беда, открывай ворота!»

Мало того, что на всю придонецкую округу обрушилась жесточайшая засуха 1894 года, так стали твориться одна за другой и беды поменьше, но тоже чувствительные в домашнем хозяйстве. Загорались без видимых причин усадьбы с казачьими куренями, тонул скот в обмелевшем Донце, недосчитывались птицы по вечерам. На самом деле это была обычная жизнь со своими бедами и заботами. Радостей только в тот год особых не было!

Каждый вечер, перед тем, как пригонялось хуторское стадо с окрестных пастбищ, на привычном месте у Северского Донца, возле поваленных давным-давно сильнейшей бурей стволов могучих дубов, собирались хуторяне. Такая была повседневная традиция для каждого земледельца - встречать домашнюю скотину. Делали это в основном дети и женщины. Хотя и взрослые казаки – даже главы семейств, иногда прогуливались к дубкам. Но стояли и сидели всегда отдельно, своей компанией.

По тому как вечером возвращались коровы на свои базы можно было определить, как день для них прошел, напились и наелись они, не косятся ли в сторону пугавших их щелчками бичей пастухов, нет понурости в их облике, а то, не дай Бог, хромоты или ещё какой-нибудь увечности.

Казачки самых разных возрастов, в светлых платках и в чистой, но рабочей одежде, лепились к одному краю дубков, а детвора на небольшом отдалении рассаживалась на отполированных задами стволах ближе к реке. Особенно детишки любили послушать в эти предвечерние минуты деда Митрошу, который не скотину вместе со всеми встречал, ему уже не под силу было за ней угнаться, а просто любил вечерком пообщаться с хуторянами, своё веское слово сказать при необходимости, да казачатам поведать о том, о чём рассказать со всего хутора только он один и мог.

Начиналось всё с возгласов:

- Дедунь, а дедунь! Расскажи нам что-нибудь интересное!

- Сказку лучше, сказку!

Митрофан только и ждал такой просьбы. Всё ж какое, ни какое, а внимание! Да и помнил старый хуторянин замечательный завет предков: «Молодого казака повсюду и во всём наставляй! Не услышал он слово – повтори его снова!»

Дед как всегда был во вседневном своём одеянии, в рубашке косоворотке, подпоясанной шёлковым шнурком, в простеньких шароварах с красными лампасами и в летних просторных чувяках на босу ногу. Держался он бодро, будто и не было за плечами почти века, прожитого им в одной и той же станице. Хотя небольшие отлучки были, в основном на русско-турецкие войны, да на кавказские походы. Постучав своим байдиком по гладкой поверхности дубка, словно призывая всех ко вниманию, быстро откашлявшись, он начал свой сказочный рассказ:

- Мне это рассказывал мой прадед, а он рождён был чуть ли не в петровские времена.

Казачата притихли и стали прикидывать, сколько же лет прошло с этих самых петровских времён. А дед Митрофан тем временем продолжил.

Однажды донесли верховному правителю земель русских, что живущие в южных степях племена на Дон напасти разные напускают. То засуху нагонят несусветную, вот как в нынешнем году, то другие беды страшные. И творили это недобрые люди из злых племён самыми изощренными способами. Раздували кузни и через их гигантские меха гнали горячий дух на донские земли! А то, размахивая своими огромными опахалами, поднимали пыль под небеса, чтобы заволокло ею солнце и его лучи к земле не пробились. То завернут тучи с благодатной влагой и добьются, чтобы они дождём пролились у них, а к казачьим землям подошли пустыми, словно корова с выдоенным выменем.

То саранчу выпестуют в больших медных котлах и дождавшись попутного ветра выпустят её и направят на поля у казачьих станиц. В стародавние времена поняли первые насельники берегов Дона и Северского Донца, что беды, которые сыпались на их головы, все до одной были рукотворными и готовились для того, чтобы изгнать их с насиженных мест и заселиться своими племенами в благодатной степи.

Был среди казаков всем известный в то время донской богатырь Елисей, то есть спасённый Богом. По отцу его прозвание было Силыч. Верно то, что небывалой силы и крепким, как самый могучий дуб был тот знаменитый казак, а за смелость, мудрость и справедливость всенародно избрали его атаманом казаки, проживавшие издавна на Северском Донце.

После одной из жестоких битв Елисея Силыча захватили в плен басурмане и тогда увидел он своими глазами всё то, что они творили. В первые дни сумел сбежать из плена, перебив охрану, и тут же собрал бессчётную ватагу из своих сотоварищей и как пошёл мстить чужеземцам! Разбил и обратил в бегство их войско. Развалил все кузни, нагонявшие жар, перевернул медные котлы с саранчей, изничтожил и пожег её. Переломал все опахала стоаршинные. Связал и утопил в ближайшем озере тех, кто управлял ветрами, а потом сразил в открытом бою главного своего врага Галыз-хана, которого прозывали Бешеным. Ну а потом наступил на донской земле мир и благодать и никто уже не мешал хлеборобам выращивать урожай, а напасти все прекратились начисто, как будто их и не бывало.

Митрофан оглядел притихших подростков, удивлённых его рассказом, и завершил такими словами:

- Вот я и не знаю, не вернулись ли те недобрые времена и не подняли ли снова голову наши многочисленные враги?

Все дослушали Митрошу, задумались и стали пристально смотреть на заходившее на западе солнце и закатную полоску под ним, гадая при этом, каким будет следующий день. По всем приметам выходило, что и наутро будет такое же пекло и вряд ли прольётся дождь.

Потом из-за бугра появилось стадо со скотиной и собравшиеся у дубков быстро разобрали её и погнали по хуторским улочкам и проулкам домой. Подгонять ни коров, ни телят не приходилось. Они и так, взбрыкивая от нетерпения, неслись на свои подворья, где их ждал обильный водопой и кормёжка. В высушенной суховеем степи скоту есть уже было почти нечего. Только высокие будылья сухого бурьяна, да серо-зелёная полынь, которая скотину не насыщала, а молоко портила до последней капли. И так была в то лето жизнь не сытной и не сладкой, а тут ещё и молоко горчило. Пастухов ругали, а те сетовали на погоду и на небывалую сушь.

На следующий вечер дед Митрофан также по привычке приковылял на дубки и за ним хвостом стайка казачат. Интересно же, что ещё расскажет всеобщий хуторской любимец. Митрошу детвора слушала так, как никого из своих учителей в церковно-приходской школе. К тому же, уроков добрый дед не задавал и даже никого не призывал, чтобы внимали его рассказам.

Вход в пещеру.
Вход в пещеру.

Особенно казачата любили дедушкины рассказы о запрятанных в юрте станицы Гундоровской кладах. Юрт то немалый по своим размерам и старейший на Дону. Примыкал он к Валуйскому тракту, который вёл до самой златоглавой Москвы. Немало люда разбойного в давние годы на нём промышляло. И кому-то приходилось добычу свою прятать и уходить вниз по Донцу, а затем и по Дону от погонь отрядов, посланных на их поимку. Куда девать в открытой степи награбленное? Либо топить в реках и озёрах, либо разыскивать одну из пещер, вырытых ещё древними людьми в прибрежных горах у Донца. Уж что-что, а расположение таких пещер было известно с незапамятных времён.

Про одну из пещер в меловой горе, которую называли Стременной, и начал в тот вечер рассказывать дед Митрофан.

Словно невзначай, повернувшись в пол-оборота, стали его слушать и женщины, и даже стоявшие рядом казаки. Ведь не было в казачьем хуторе Швечиков ни одного куреня, в котором бы его обитатели не мечтали найти клад. Многие после вечерней молитвы, перед тем забыться во сне, представляли, как они найдут клад, запрятанный разбойниками. И главное, как после этого, самым чудесным образом, их жизнь изменится и заиграет новыми красками.

Не нужно будет с раннего утра и до позднего вечера гнуть спину на казачьем пае и в огороде. Собирать каждую мелкую монетку, чтобы отнести их за какую-то покупку в хуторскую лавку к торговому казаку Карапышу. Вместо монет, зажатых в ладони, можно было тогда бы завести настоящий кошелёк, а ещё лучше портмоне шириной с лопату, как у заезжих купцов. Да хватило и потайного, но крепкого кармана, лишь бы деньги были. Их пока не было! Были только мечты и древние поверья, которые так красочно и ярко пересказывал их детям самый старый хуторской дед.

Митроша, бросив взгляд в сторону Северского Донца, туда, где виднелись порозовевшие на закате меловые горы произнёс:

- Так ли это на самом деле то, что я вам сейчас поведаю, или не так, но много было за все годы охотников отыскать клад у Стременной горы. Кто из них себя осчастливил, сие доподлинно неизвестно, однако послушать всем надо.

Искать этот клад можно только раз в году, в ночь под Светлое Воскресенье. Имейте ввиду, если кто-то из хуторян не пришёл на богослужение в эту ночь, значит он точно отправился клад искать. По поверью о своей задумке никому говорить нельзя! Счастье только одному достаётся! Другие пусть в очереди за ним постоят!

Прежде, чем идти за сокровищами, нужно обязательно вымыться в бане, одеть ни разу не надёванное бельё и трижды прочитать молитву на поиск заветного клада:

«Владыка всемогущий! Ниспошли мне свои благодати! Вознагради за труды нелёгкие, земные! Помоги овладеть кладом с сокровищами несметными. Знаю, клад тот глубоко лежит, злой дух его сторожит! Молитвой нечистого духа отгоню! Всё пройду и ото всех отобьюсь! Бог в уме, крест на мне! Никого и ничего не боюсь! Обязательно с кладом вернусь!»

После молитвы пообещать, что часть найденного искатель непременно отдаст святой церкви. Только тогда с чистым сердцем и светлой душой можно отправляться к пещере. Те, кто в ней побывал говорили, что длиной она с полверсты. Но идёт не по прямой, а с отворотами. В одном из этих отворотов и находится тяжёлая кованая дверь с пудовым замком, а к нему подходит всего один-единственный ключ, зарытый у входа в пещеру. И его можно отыскать только в ту же самую ночь под Светлое Воскресенье. Для этого следует долго-долго отбивать земные поклоны, переходя с места на место и там, где нательный крест приникнет намертво к земной тверди, там ключ и находится.

Все слушатели враз насторожились и закивали головами. Они то почти все видели, что перед меловыми горами нарыто много глубоких ям. Значит одна примета сходится. Только вот дело было совсем в другом.

Это не ключ там искали охотники за сокровищами. Просто так хуторяне добывали белую глину, которая славилась во всей округе. Ею подмазывали казачьи курени и она хорошо держалась на стенах от одной весны до другой. Кому-то удавалось эту глину вывозить на ярмарки и менять цибарку доступного и простейшего строительного материала на такое же количество драгоценной пшеницы. Так что получалось, что кто-то свой клад в том месте уже нашёл.

Но понимающе переглянувшись, деда Митрофана всё равно продолжили слушать. Интересно же, что почти столетний дед рассказывает.

С найденным ключом надо смело, не оглядываясь по сторонам, войти в пещеру. Перед этим ключ на гайтан с крестом подвесить, чтобы было удобнее крестным знамением себя осенять. В левой руке держать лампу с ярким огнём. На него тоже запомнить заклинание: «Огонь, огонечек не погасни дружочек! К месту меня приведи, мне не навреди!» Иначе без огня останешься, вообще из пещеры не выйдешь!

В карман следовало положить маслёнку с лампадным маслом, освящённым в церкви. Перед тем, как вставить найденный ключ в замок, его нужно полить чудодейственным маслом, иначе он не откроется и не будет доступа к кладу.

Найдя ту самую дверь в одном из отворотов пещеры, следовало в неё три раза тихо постучаться, как будто спросить разрешения войти. Если в ответ было только молчание, можно было смело поворачивать ключ, открывать дверь и входить в большой подземный зал, где и стоят стопками разбойничьи сундуки. Брать то можно только один – крайний, по весу и виду не выбирать. Какой попадётся, тот и тащить на поверхность к Северскому Донцу. Это будет уже на рассвете и при первых солнечных лучах нужно обязательно посмотреть на своё отражение в речной воде. Если себя узнаешь, значит клад у тебя останется, а если другое что-то заметишь, морду лошадиную или чего хуже - козлиную, значит клад для тебя оказался начисто заговоренным, или ты какие-то условия не выполнил и тогда, если что и окажется в сундуке, так это комочки той самой белой глины, которые возили гундоровцы на продажу и на обмен повсюду.

Заветный клад.
Заветный клад.

Дослушали хуторяне деда Митрошу и вспомнили, что вход в пещеру давно уже перекрыл оползень, который в одну дождливую осень обрушил земляные слои вниз с горы и даже своим языком дотянулся до Северского Донца. Хорошо, что ему сил не хватило, а то бы куда больше бед наделал. Наводнение могло быть для всех хуторов и станиц, расположенных вверх по реке. Но не случилось такого, а Донец промыл себе другое, более безопасное русло. Теперь уж вход в эту пещеру и не найти, сколько его не искали любители лёгкой наживы. А то, что такие испокон веков были и в хуторе Швечиков, все знали. С одним из них, теперь уже пожилым казаком Захаром, по прозвищу «Трёкало» в детстве такая беда приключилась. Наслушался он разных историй и решил обязательно найти клад в Стременной горе. Стал в каждую лисью нору лазить, вход в пещеру выискивать. Однажды провалился в не заваленный шурф местной шахтёнки. Ничего себе не поломал, только страху и голоду натерпелся. Пять дней его искали, а он голосу не мог подать – онемел с перепуга. Когда его выручили и домой привели, то перво-наперво накормили. За семерых котёл каши съел и всё равно ни слова. Мать просит, уговаривает, а он молчит. Отец широким ремнём пригрозил, а от него ни слова. Тогда бабка-знахарка точно определила, что этот мальчонка с хранителем пещерного клада встретился, всё от него узнал, как сокровища забрать, а тот, чтобы он не проговорился, взял и голоса его лишил. Ошиблась старая. Через полгода, как раз в ночь Светлого Христова Воскресенья заговорил казачок. Ещё как заговорил! Полвека уже прошло, а он всё в своей болтовне остановиться не может. И во всём то он знаток, от поиска кладов и до лечения домашней скотины. «Трёкалом» не зря же нарекли. Народ даром прозвища не даёт. Тут и он на дубках появился, с бесхитростной, простоватой физиономией, как всегда с всклокоченными редкими волосами и глуповатой улыбкой.

- А я вот вам в дополнение к деду Мирофану такое расскажу!

Никто его слушать не стал, тут же начали расходиться, поскольку заранее знали в какую сторону его понесёт.

В этот вечер казачата так засиделись на дубках, что вся скотина сама прошла по улицам хутора, залезая в палисадники и обрывая листву с деревьев в садах. Ох и досталось этим погонычам дома! Нечего о кладах мечтать! Только дурень думкой богатеет, а казаку сызмальства работать надо!

Член Союза писателей России Сергей Сполох.

Примечание: Все иллюстрации, использованные в настоящей статье, взяты из архива автора и общедоступных источников.