В моей кулинарной книге много рецептов по картинам знаменитых передвижников, знала, что их сделало знаменитыми объединение передвижников. Передвижники — сокращенное название «Товарищества передвижных художественных выставок». На выставках картин в разные годы встречала работы таких виртуозов своего дела, как Илья Репин, Иван Шишкин, Виктор Васнецов, Исаак Левитан, Иван Крамской…
И этот список можно продолжать и продолжать. Меня всегда интересовало, кто такие передвижники, но никогда глубоко не копала. Так что это? Политическое движение художников или, может быть, какая - нибудь богемная секта? На деле все гораздо проще и, в то же время, глубже и сложнее. Передвижниками называли художников, которые противостояли на тот момент основному стилю живописи. Решила обратиться к истории.
В 1863 году в Академии художеств в Санкт-Петербурге
был объявлен конкурс на Большую золотую медаль.
В конкурсе должны были участвовать четырнадцать самых лучших учеников Академии. Победитель получал возможность за счёт Академии поехать в Италию и на полном обеспечении прожить там несколько лет. Участникам конкурса предложили написать картину на тему: «Скандинавский бог Один на пиру в Валгалле». О, прямо моя тема для кулинарной книги.
Современное представление по теме "Пир викингов".
Будущим молодым художникам эта тема не понравилась. Неинтересно им было про богов и викингов. Я, например, их понимаю, они были уже взрослые дяденьки, многие с бородами. В то время считалось, что на картинах надо обязательно изображать мифологические
или исторические сюжеты.
Всё остальное недостойно серьёзной академической живописи. Обратите внимание, в каких вычурных позах замерли персонажи.
Молодые художники не хотели изображать древних героев в позах мраморных статуй. Им хотелось, чтобы их искусство было связано с живыми людьми,
хотелось рисовать то, что происходит в жизни.
Но выполнять требования бунтовщиков отказались.
И тогда все четырнадцать претендентов на медаль покинули Академию. Возможность говорить правду, точнее, изображать правду, оказалась для них важнее, чем жить и творить несколько лет за границей. Тогда и Чернышевский призывал: «Прекрасное – это действительное». Но! Чтобы жить, нужно продавать свои картины и показывать свои работы на выставках. После конфликта с Академией на все официальные выставки бунтарям вход был закрыт. Они же недоучки, Академию не окончили. И вот тогда…
Тогда бунтари с мольбертами создали сначала артель художников, основанную на взаимопомощи, что, очевидно, перекликалось с идеями Чернышевского романа «Что делать?», а потом «Товарищество передвижных выставок». Вместе они стали сами устраивать выставки в разных городах, продвигая в массы искусство. К слову, у них даже был свой устав, в котором один пункт мне ооочень понравился: предоставление жителям провинций возможности ознакомления с русским искусством и развитие любви к искусству в обществе. Первая выставка была проведена в 12 городах страны.
Смутьян Иван Крамской, кстати, именно он был зачинщиком бунта четырнадцати и основателем товарищества,
писал своему другу о первой выставке так: «Теперь поделюсь с Вами новостью. Мы открыли выставку…, и она имеет успех, по крайней мере, Петербург говорит весь об этом. Это самая крупная городская новость, если верить газетам. Ге царит решительно,
затем Перов
и даже называют Вашего покорного слугу.
Пейзаж Саврасова есть лучший, и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов,
и барон Клодт,
и Шишкин.
Но это всё деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в "Грачах".»
Участников товарищества, создавших эти шедевральные полотна, стали называть коротко – передвижники. Составила галерею картин передвижников, которые должен знать каждый.
"Рожь" Ивана Шишкина.
"Московский дворик" Василия Поленова.
"Золотая осень" Исаака Левитана.
"Тройка" Василия Перова.
"Лунная ночь на Днепре" Архипа Куинджи.
"Утро стрелецкой казни" Василия Сурикова.
"Над вечным покоем" Исаака Левитана.
"Крестный ход в Курской губернии" Ивана Репина.
Друзья - передвижники часто приезжали в гости к художнику Илье Репину, автору знаменитых картин "Бурлаки на Волге", "Не ждали"
и "Иван Грозный и сын его Иван...",
с удивлением вспоминали бифштекс из клюквы, котлеты из картофельной шелухи, рисовые котлеты, куропатку из репы, жаркое из морковного зайца, кофе из свеклы, печенье из подорожника, консервированные фрукты, суп из сена и другие необычные блюда без мяса, которыми их угощала жена живописца.
Она написала «Поваренную книгу для голодающих», где призывала всех перейти на подножный корм. «Посвящается пресыщенным», — вынесла на обложку писательница. И продолжила: «Вегетарианство нужно очень богатым и очень бедным людям. Бедным оно необходимо по своей дешевизне и питательности. Богатым — чтоб промыть все яды трупов, накопившиеся в перекормленном организме».
В книгу вошел и полюбившийся Репиным бульон из сена. Рецепт вегетарианского супа из сена прост: в кастрюлю кидают сено, мелко нарезанный лук, лавровый лист, перец и соль. Все это заваривают кипятком, а затем ставят ненадолго на огонь. Такой бульон, по словам автора кулинарной книги, обеспечивает сытость на весь день, хорош для почек и всего организма. Сам Репин на суп из сена не жаловался. Напротив, в письме другу он писал: «Бульон из сена, из кореньев, из трав – вот эликсир жизни. Сытость полная на 9 часов. Тело помолодело, я стал вынослив в ходьбе, сильнее в гимнастике и гораздо успешнее в искусстве». «Многие приезжали к Репину не столько для того, чтобы побывать у него в мастерской, сколько для того, чтобы отведать его знаменитое сено», — вспоминал один из художников.
Жена приучила Репина к вегетарианству.
Репин с восторгом писал: «Насчёт моего питания — я дошёл до идеала: ещё никогда не чувствовал себя таким бодрым, молодым и работоспособным».
Но я нашла ответ, откуда эта работоспособность у художника: тайно друг от друга супруги порой ели мясо. Однажды застали жену художника с бутербродами с ветчиной, а самого художника не раз видели уписывающим обычные мясные щи где-нибудь в буфете на вокзале. В буквальном смысле тайная вечеря.
Готовить блюдо из сена и проверять на себе не стала. И не стану. Как пропагандировать или осуждать вегетарианство. Не только прекрасные
пейзажи мастера с описанием полей,
просторов рек
способны воодушевить меня на новый рецепт по картине, но и этюд с простой капустой его кисти,
к тому же приправленный историями о знаменитом живописце. Гениальный художник гениален во всем. У него даже простая капуста выглядит гениально. Работая над подобными картинами и этюдами, художник отдыхал душой и признавался, что портреты, особенно заказные пишутся значительно тяжелее: «Нет тяжелее труда, как заказные портреты. И сколько бы художник ни положил усилий, какого бы сходства он ни добился, портретом никогда не будут довольны вполне.»
Зато капусткой, полагаю, будут довольны все. «Салаты! Какая прелесть! Какая жизнь с оливковым маслом! Фрукты, красное вино, сушеные плоды, маслины, чернослив… орехи – энергия. Можно ли перечислить всю роскошь растительного стола?» - писал Иван Репин.
Готовлю сегодня салат по - репински из капусты, чернослива, грецких орехов, маслин и оливкового масла. Беру полвилка белокочанной капусты, морковь, горсть чернослива без косточек, горсть грецких очищенных орехов, 6 шт. оливок, пол - лимона, 2 ст. ложки оливкового масла. Чернослив сначала мою, потом замачиваю в теплой воде на пару минут. Капусту, очистив от верхних грубых листьев, разрезаю пополам и удаляю кочерыжку. Капусту тонко шинкую соломкой. Морковь натираю на крупной терке. Смешиваю капусту с морковью, поливаю соком лимона, солю и с силой перетираю. Чернослив, отбросив на дуршлаг, нарезаю небольшими кусочками, маслины —маленькими колечками. Орехи рублю ножом в крупную крошку. Добавляю в капусту чернослив, орехи, оливки и цедру лимона. Перемешав, поливаю оливковым маслом и посыпаю кунжутом и семенами льна. Вкус описываю словами самого мастера: «Какая прелесть! Какая жизнь с оливковым маслом!»
Возможно, благодаря этому салату, который приготовила по цитате художника, Илья Ефимович написал столько шедевров, а в истории остались прекрасные портреты многих известных людей того времени, например, Льва Толстого,
с которым вместе Репин как-то пробовал вспахать поле,
или его знаменитые запорожцы.
Передвижники, конечно же, изменили историю русского искусства. И между прочим, многие из них потом стали действительными членами Академии художеств. Той самой, против которой когда-то сами восстали. Представляю, что было бы, если бы тогда, в 1863 году, каждый из этих четырнадцати захотел на пять лет бесплатно в Италию съездить, ведь такое раз в жизни бывает: «Поезжай за моря-океаны, надо всею землёй пролети.
Есть на свете различные страны,
но такой, как у нас, не найти...»
Нет, своё, родное
оказалось бунтарям — передвижникам
ближе и роднее.