Найти тему

Педагоги и сопровождающие: кто помогает ребятам ассоциации «Краски этого мира» учиться в школе

Еще один школьный год пролетел, каникулы в разгаре, а мы хотим вспомнить про тех, без кого невозможна была бы учеба ребят с ТМНР из ассоциации «Краски этого мира»: учителях и сопровождающих.

Учебные дни ребят подчиняются определенному распорядку. Накануне занятий вечером в общем телеграм-канале проводится опрос: кто как себя чувствует и кто собирается в школу. На основании ответов составляется индивидуальное расписание для Миши, Саши, Мирона, Ани, Алены, Алисы, Насти, Сережи и Ильи. Сопровождающие готовятся встречать своих подопечных в классе, а некоторые заезжают за учениками домой, чтобы вместе отправиться в школу на социальном такси.

В этом году сопровождающих стало больше благодаря гранту Фонда президентских грантов, который «Краски этого мира» выиграли летом 2023-го. Этими средствами ассоциация оплатила работу помощников для Саши, Мирона, Миши и Насти, и ребята смогли продолжить расширять круг общения, учиться коммуницировать не только с родителями, что, безусловно, важно и необходимо для взрослой жизни, в которой могут быть разные помощники. У пап и мам появились свободные часы: раньше они сопровождали детей в школу, теперь же это делают специально обученные (также на средства президентского гранта) люди. Сопровождающие проводят с ребятами весь учебный день: помогают перемещаться по кабинетам, переодеваться, обедать, совершать гигиенические процедуры, а также активно участвуют в учебном процессе. Например, работают «феей» - так называют человека, который молча помогает ребенку оперировать карточками Pecs, если тот «завис» и забыл, что делать. Тихая помощь подталкивает к самостоятельности, вырабатывает у ребенка навык работы с карточками (выбрать, оторвать от липучки, протянуть собеседнику) и ощущение, что он все делает сам. Постепенно ребенок запоминает нужные движения и начинает обходиться без помощи феи.

Сопровождающий вместе с ребенком с ТМНР учит его «язык» и осваивает способы альтернативной коммуникации. Например, Мирон не говорит. Он сообщает о своих потребностях небольшим набором жестов, а иногда может показать, что ему некомфортно, нежелательным поведением. Постороннему трудно понять Мирона, а сопровождающий - это тот самый «человек со стороны», который, помимо родителей, изучит его и сможет наладить с ним контакт. Так, Дима распознает, о чем Илюхины «песни», Катя, по редким словам и выражению лица, понимает потребности Алисы, Умида узнает, как Миша себя чувствует, не только по его лучезарной улыбке, но и по определенным движениям и выражению лица. Кроме того, в помощь сопровождающим – ай-трекеры, кнопки с записанными словами (да-нет) и фразами, карточки Pecs и язык жестов.

-2
-3
-4
-5
-6

Сопровождающие также помогают на уроках, которые ведут опытные преподаватели. И этим важным людям в ассоциации «Краски этого мира» хочется выразить особую благодарность. Некоторые их них сами себя в шутку называют «училки», а по факту - это наши любимые педагоги в школе для подростков с ТМНР. Они не только проводят занятия и при необходимости приезжают к ребятам на дом, но и активно участвуют в праздниках, ставят сценки, читают стихи, придумывают игры.

Логопед Регина Савкова помогает развивать речь ребятам, которые говорят, и осваивать систему коммуникации с помощью карточек Pecs подопечным «Красок». Ученицы Саша и Алиса достигли за год больших успехов в этой области. А еще Регина ведет общий круг – это теплая встреча всех учеников и сопровождающих в начале учебного дня. На ней дети с помощью карточек рассказывают про свое настроение, отмечают всех присутствующих, отвечают, какой сегодня день и погода за окном. В конце каждого круга обязательно играют в игры, например, «шляпу» или «парус» – и это очень весело, заряжает настроением на целый день. Также Регина - автор уроков «Человек», на которых ребята узнают интересные факты про себя и друг про друга.

Педагог Саша Анурова направляет детей в конструктивное русло и помогает им развивать навыки самообслуживания. На сашиных уроках дети сами готовят (конечно, с помощью взрослого). Например, Мирон любит варить и потом есть макароны, а ученица Саша – резать колбасу и сыр и делать с ними бутерброды. Педагог Саша ведет утренние «круги», урок «Окружающий мир», а еще она придумала киноклуб, на котором дети смотрят сказки и интересные фильмы, а преподаватель комментирует сюжет, героев, события. Зимой Саша организовала теплый рождественский вечер с любимыми стихами и песнями: она играет на гитаре и красиво поет.

Психолог Ляля (Евлалия Просветова) ведет коммуникативные встречи с ребятами, а также собирает информацию про всех детей, их текущие навыки и умения и разрабатывает стратегию их дальнейшего развития. На основе этого анализа разрабатывается план: в какую сторону двигаться педагогам, на что обратить внимание сопровождающим, чему учить каждого ребенка. Ляля проделала огромную методическую работу в этом году и провела несколько встреч сопровождающих с обсуждением насущных вопросов коммуникации с детьми и обучением навыкам взаимодействия с подопечными «Красок». Например, помощники ребят обсуждали, как их удобнее кормить и тренировались друг на друге.

Психолог Арина Коломыцева находит контакт с каждым ребенком. В частности, она помогает «красочному» художнику Мише в процессе рисования картин: выбирать цвета с помощью кнопок или ай-трекера, разрабатывать сюжеты и использовать краски. Коммуникативные уроки с Мишей и Алисой помогли детям за год совершенствовать навыки общения с окружающими и лучше ориентироваться в большом и разнообразном мире.

Учительница Настя Арсенова готовит вместе с детьми на кулинарных занятиях, преподает математику для Миши и Сережи, участвует в уроках социальной адаптации: например, ходит с Мироном в магазин и помогает ему делать покупки по списку.

Музыкальный педагог Соня Юрьева проводит индивидуальные занятия с каждым ребенком, а также общие встречи, на которых дети выбирают себе инструменты, подыгрывают мелодиям, слушают песни на выбор и изучают разные музыкальные жанры. На уроках Сони – живая музыка: она играет на гитаре и поет, а также шаг за шагом учит детей музыкальной грамоте и игре на инструментах - укулеле или фортепиано.

Юля Крывелева, создательница студии «Керамика для радости», дарит радость от керамики и в школьной жизни «Красок». На ее уроках ребята учатся чувствовать глину, работают на гончарном круге, создают керамические подарки родителям и экспонаты для выставок: панно, фигурки животных, тарелки с узорами, барельефы.

Петр Войтенок занимается адаптивной физической культурой с Мишей, Ильей, Аленой и Матвеем в школе и дома, помогает не только детям, но и взрослым укреплять спины и расслаблять мышцы.

Уроки рисования Люси Столяровой любят все подопечные «Красок этого мира». Ребята берут в руки кисти и свободно творят, наносят на бумагу мазки, брызги, линии, в итоге получаются работы в стиле современного искусства. Так, Мирон создал несколько работ, напоминающих творчество художника Миро. На стенах школы «Ясенева поляна» — постоянная выставка детских картин, которые Люся подписала и профессионально оформила. Кроме того, она проводит увлекательные яркие мастер-классы на мероприятиях интегративного клуба в Московском зоопарке - на них все желающие мастерят, лепят, клеят, раскрашивают и уносят с собой работы, созданные своими руками.

Игорь Разуваев столярничает вместе с ребятами, учит их работать с деревом и инструментами. Миша Сухотин ведет занятия с воском в свечной мастерской, находит к каждому ребенку индивидуальный подход и подбирает продуктивную деятельность по душе.

-7
-8
-9
-10
-11

Также педагоги трудятся в интегративном клубе в учебном центре Московского зоопарка. Алена Мигунова знакомит ребят с разнообразием животного мира и приносит на встречи местных обитателей: кролика, гуся, змей, крысу, черепаху и т.д. Дети разглядывают животных, гладят, слушают про них интересные истории. Весной Алёна помогла организовать яркую выставку картин Миши Хандажинского и керамических работ ребят ассоциации «Краски этого мира» в Жилом Доме Клюева на территории зоопарка.

На встречах интегративного клуба звучит живая музыка: Вероника Юрьева играет на скрипке и дарит всем присутствующим возможность проникнуться чистым звуком и узнать известные мелодии. Педагог Настя Чесалова ведет очень разные занятия и мастер-классы, ориентируясь на то, какие гости в этот день пришли в интегративный клуб.

-12
-13
-14

А еще наши педагоги – креативные и веселые. В конце года они придумали концепцию городского лагеря, который прошел на ура. Они втайне от всех нарядились в тоги, превратились в древнегреческих богов ветра, земли, воды и огня и записали видеоролик с легендой о том, как боги перессорились и разлетелись по всей Москве, и инструкцией, как их искать. В результате ребят ждало увлекательное путешествие по городу с приключениями, поиском стихий, артефактов и секретных карт.

Мы очень благодарны преподавателям за высочайший профессионализм, надежность, терпение, мудрость, индивидуальный подход к каждому из подопечных «Красок этого мира» и творческий взгляд на решение всех задач, которые были поставлены перед ребятами.

-15