В начале июня во время ПМЭФ гендиректор «Аэрофлота» Сергей Александровский заявил о намерении отказаться от планов покупки Sj 100 и Ту-214 и заменить их на МС-21. У наблюдателей возникли вопросы и версии по поводу причин. Претензий к Ту-214 у нацперевозчика немало, но это сертифицированный самолет, который в отличие от МС-21 можно использовать на коммерческих рейсах. Поговорив со специалистами, я подготовил статью для онлайн-журнала о возможной подоплеке решения нацперевозчика. Здесь публикую ее с небольшими сокращениями.
Изначально соглашение «Аэрофлота» с Объединенной авиастроительной корпорацией, заключенное в 2022 году, предусматривало, что до 2030 года группа получит 210 лайнеров МС-21, 89 импортозамещенных суперджетов и 40 Ту-214. При этом поддержку в закупке обеспечит федеральный бюджет.
Но программу развития авиаотрасли, принятую тогда же, в 2022 году, корректировали уже несколько раз. Например, Ту-214 в этом году построят в единственном экземпляре, хотя планировалось семь. В 2025-м ожидается не 10, а всего четыре «туполевых».
МС-21 пока проходит испытания в опытной версии. А что касается суперджетов, то после замещения импортных узлов и агрегатов машину фактически надо сертифицировать заново и это, возможно, займет годы.
Перспективы эксплуатации Ту-214, первые экземпляры которого поднялись в небо еще в 1996 году, выглядят гораздо более прогнозируемо. Это проверенный и допущенный к полетам на коммерческих линиях тип воздушного судна. Ранее он был в парке «Трансаэро», «Владивосток Авиа», «Кавминводыавиа», а когда-то Ту-204 имелись и в самом «Аэрофлоте».
В Red Wings Ту-214 активно использовались вплоть до 2017 года, а в декабре 2023-го один восстановленный самолет вернули в парк.
Чтобы понять, почему «Аэрофлот» не хочет летать на Ту-214, стоит вспомнить замечания, выдвигавшиеся национальным перевозчиком. Еще в декабре 2022 года Сергей Александровский говорил, что «Аэрофлот» не откажется от своего требования переделать кабину Ту-214 под двух членов экипажа.
В Ту-214, который вырос из Ту-204, разработанного еще в СССР, предусмотрено третье рабочее место – для бортинженера. Он «разгружает» пилотов и тем самым способствует повышению безопасности полетов, но в современной гражданской авиации функции бортинженеров выполняет автоматика. Поэтому в штате «Аэрофлота» их просто нет.
Однако наблюдатели отмечают, что другие перевозчики находят возможность эксплуатировать Ту-214. Самолеты этой марки составляют основу флота СЛО «Россия», услугами которого пользуются первые лица государства. В декабре прошлого года один Ту-214 после восстановления летной годности вновь поступил в распоряжение Red Wings. Кстати, в мае этот перевозчик совместно с Казанским авиационным учебным центром начал подготовку бортинженеров.
«Даже в период временного отказа от использования Ту-204/214 на регулярных маршрутах авиакомпания продолжала успешную эксплуатацию ВС данного типа, обслуживая VIP-авиацию. Поэтому штат бортинженеров укомплектован», – рассказала «ТурДому» пресс-секретарь Red Wings Дарья Раздобудкина. Как объяснили в авиакомпании, при среднем налете в 280–320 летных часов в месяц требуется от четырех до пяти бортинженеров на одно воздушное судно.
Теоретически обучение и прием на работу мог бы наладить и «Аэрофлот». Главред отраслевого ресурса «Авиа.ру» Роман Гусаров считает, что при желании проблему с нехваткой бортинженеров можно было решить. По его словам, подоплека отказа «Аэрофлота» от Ту-214 – сугубо экономическая. Чтобы обслуживать эти самолеты, «Аэрофлоту» придется создавать под них инфраструктуру, в том числе нанимать людей. Это было бы оправданно, если бы речь шла о поставке сотни самолетов, но распыляться ради приема в парк единичных машин невыгодно. С этой точки зрения сделать ставку на единообразие парка и дождаться поставок МС-21 действительно логичнее.
По словам Гусарова, больших объемов производства Ту-214 в ближайшее время явно ожидать не стоит. В прежние годы Казанский авиазавод строил от одного до трех Ту-214 в год. Чтобы кратно увеличить это количество, нужно нарастить производственную базу – найти станки, материалы и, главное, квалифицированных инженеров, которых не хватает. Поэтому Ту-214 продолжат поступать в ограниченном количестве.
Эти претензии к Ту-214 не единственные. Еще в мае 2023-го нацперевозчик выставил список из 99 изменений, которые нужно внести, чтобы салон соответствовал стандартам «Аэрофлота». Они увеличивают стоимость производства и еще больше ставят под сомнение выполнение сроков поставок. Хотя ценностью «тушек» считается именно возможность производить их «как есть», здесь и сейчас.
«Изначально складывалось ощущение, что перевозчик пытается любыми способами отказаться от приобретения этих лайнеров», – пишет «Бизнес-Онлайн». «Аэрофлоту» припоминают его стремление стать люксовой авиакомпанией, чье руководство делало ставку на зарубежную технику и скептически относилось к возможностям отечественной.
Эксперты предполагают: перевозчик занял отстраненную позицию, которая «противоречит логике строительства нового гражданского воздушного флота», – а по ней производители и авиакомпании, «как в советские времена», действуют совместно. Нельзя исключать и то, что «Аэрофлот» тянет время, рассчитывая дождаться окончания СВО и продолжить летать на иномарках. Наши собеседники из авиаотрасли говорили, что наблюдают признаки брожения умов западных производителей авиатехники из-за потери российского рынка и не исключают поиска путей их возвращения в Россию уже через несколько лет.
Источник: www.hotline.travel