Найти в Дзене
Азбука отцовства

Как ребёнок научится понимать слова на 4-6-ом месяце.

Прежде чем ребёнок выговорит первые осмысленные слова (активная речь) он научится понимать множество слов (пассивная речь). Ребёнок должен прежде всего создать банк пассивных слов, прежде чем одно из них использовать активно. Взрослые также имеют определённый запас пассивных слов (это слова, которые мы понимаем, когда слышим или читаем, но не используем их в разговорной речи) и активных слов (эти слова не только понимаем, но и используем их в обычной речи). По этой причине банк пассивных слов больше, чем запас активных слов.

Позовем ли 4-5-ти месячного ребёнка по имени, ребёнок повернёт голову, но это не реакция на слово (имя), т. к. ребёнок повернёт голову на любое имя или слово. Это реакция только на звук. Реакция на «слово» появляется на 6-ом месяце при определённых условиях воспитания. Для понимания нижеследующих упражнений покажем, как возникает первая реакция ребёнка на «слово», а не реакция только на звук.

Если 5-6-ти месячный ребёнок с интересом наблюдает за маятниковыми часами, сопровождаем его наблюдение следующими словами «часы тик-так!». На 6-7-ом месяце произнесём «часы тик-так» на обычном месте и обычным способом в момент, когда ребёнок не смотрит на часы. Если ребёнок повернёт голову и глаза в сторону названного предмета, то воспринимаем это, как ориентирующую реакцию и доказательством того, что у него возникла ассоциация между словом и объектом, и он понимает, что означает фраза «часы тик-так».

74.Упражнение.

Перевод взгляда к обозначенному объекту при стабильных условиях.

Определим предмет, к которому ребёнок проявляет повышенный интерес; возможно это часы, лампа, картина, керамика, окно и т. д. Этот предмет должен выделяться по цвету, размеру, блеску, изменениям (например, тикает, светится, гаснет). Он должен постоянно находиться на одном и том же месте. Встанем с ребёнком на определённом месте рядом с данным предметом. Ребёнка держим определённым образом, обратим его взгляд на данный предмет, а затем четко назовём его (например, произнесём слово «лампа», при этом включим и выключим её). Повторяем то же самое, при тех же условиях (один и тот же человек, голос, слова, удержание ребёнка и т д.) несколько раз в день. Иногда спрашиваем ребёнка: «Где лампа?» в тот момент, когда ребёнок не смотрит на неё. Первоначально поворот бывает в сторону обозначенного предмета спонтанным, но постепенно случайный характер пропадает и становится осознанной реакцией на слово «лампа».

75.Упражнение.

Перевод взгляда к обозначенному предмету при изменённых условиях.

Чем стабильнее будут условия, тем быстрее выработается реакция предыдущего упражнения. Тем самым мы выработали реакцию на целую ситуации; как только изменяем некоторую часть ситуации, реакция ребёнка становится неуверенной: ребёнок не реагирует, если вместо мамы спрашивает бабушка. В этом упражнении речь идёт о том, чтобы ребёнок научился реагировать при различных изменениях ситуации. Если маме удаётся вызвать поворот головы ребёнка к обозначенному предмету в стабильных условиях, она начнет менять отдельные условия, например, она встанет на другое место по отношению к предмету (ребёнок должен повернуть голову в другую сторону, чем было ранее)., она держит ребёнку другим способом (не на руках, например, а на коленях), позднее заменит свой голос и окончательно доверит эту задачу папе или бабушке и т. д. Всё изменится, только предметлампа и слово лампа останутся без изменений. Этим создаётся ассоциация между этими основными явлениями и остальными дополнениями, несущественные элементы всей ситуации постепенно теряют своё значение. Мы видим, что это упражнение является одновременно тренировкой абстрактных способностей ребёнка.

76.Упражнение.

Распознавание предметов, обозначенных словом.

Это упражнение полезно после освоения упр. 74 и 75; по большей части его начинают отрабатывать на 7-ом месяце. Упражнение предназначено для закрепления и совершенствования реакций, отработанных в упр.74 и 75. Разместим 2-3 различных предмета на столе или на другой мебели, чтобы ребёнок смотрел на 1-н предмет, но не видел 2-3 другие предмета. Ребёнка усаживаем на колени и спрашиваем: «Где мишка?», когда ребёнок посмотрит на медведя, то хвалим его и спрашиваем: «Где лампа?». Вопросы задаём в разной последовательности, спустя 1-2 минуты предметы меняем местами и вновь задаём вопрос. Хвалим и ласкаем ребёнка за каждую правильную реакцию. Если ребёнок ошибается, то ласково поправляем его: «Это не мишка, это лампа».