На 5-м месяце ребёнок начинает лепетанием целенаправленно вызывать воздействие на окружающий мир. очень скоро он поймет, что окружающий мир состоит из двух частей: мира вещей, который никак не реагирует на звуки, и мира людей, где голосом можно вызвать значительное воздействие. Это познание является условием начала использования голосовых проявлений, как средства установления социального контакта. До этого времени ребёнок пассивно реагировал на контакты с людьми, например, поворачивал голову в сторону откуда его звала мама, но в 6 месяцев он начинает использовать собственный голос, как средство к активному установлению контакта с мамой: например, мама не обращает внимание на ребёнка, но ребёнок видит её и разными звуками стремиться привлечь её внимание. Это очень важный этап в социализации процессов ребёнка, но это ещё не специфический человеческий знак, т. к. многие животные целенаправленно обращают внимание на себя звуковыми проявлениями.
Лепетание, основная задача которого направлена на привлечение внимание мамы на ребёнка, имеет одну и ту же цель, что и примитивный крик, но отличается от него тем, что оно целенаправленное, а не рефлекторное, что оно направлено на определённое лицо, а не призывает просто кого-либо на помощь
Нижеследующие игры для 5-6 месячного младенца нацелены на его обучение использованию своего голоса для достижения социального результата.
71.Упражнение.
Обращение к маме.
Когда у ребёнка есть настроение поговорить, мама закрывает перед ним лицо пелёнкой. Если ребёнок начинает “гулить”, мама сдергивает пелёнку с лица, показывается ему, улыбается ему, “гулит” в ответ и через минуту вновь прячет лицо за пелёнку. Очень скоро ребёнок понимает принцип игры, и он начинает сознательно кричать маме, чтобы она показала ему лицо.
72.Упражнение.
Подача игрушек.
Когда ребёнок лепечет, мама подаёт ему какой-то интересный предмет, даёт ребёнку немного поиграть с ним, а затем забирает его. Когда ребёнок вновь аукает, у него появляется новый интересный для игры предмет. Подача интересных предметов после лепетания повторяется 5-6 раз. Занимаемся 2-3 раза в день.
73.Упражнение.
Поднимание ребёнка после лепетания.
Когда ребёнок лепечет, мама берёт его под мышками, поднимает вверх, весело ему улыбается и опять укладывает его на спину. Упражнение повторяем, когда ребёнок вновь лепечет. Повторяем 5-6 раз. Вместо поднимания вверх можно провести с ребёнком другое подобное упражнение, которое ребёнку нравится.