Найти в Дзене
BLAGOVOLITELNITSA

Выбрать будущее. «Посёлок» Кира Булычёва. Рецензия

Прочитав книгу, могу уверенно сказать, что «Поселок» - подростковый роман, с прочтением которого я опоздала лет на десять. Читая его во взрослом возрасте, недостатки повествования, к сожалению, ощущаются острее. Тем не менее ругать эту историю за обилие художественных допущений и довольно простенький посыл совсем не хочется. В книге есть достаточная для жанровой литературы глубина, захватывающий сюжет и напряженный, но такой трогательный финал. Не все знают, что роман входит в цикл, что впрочем на восприятие «Поселка» никак не влияет, последний читается как целостное произведение. Повествование начинается спустя 16 земных лет после крушения космического корабля «Полюс», оставившего членов экипажа в плену враждебной, агрессивной, но мало-мальски пригодной для жизни планеты. У планеты в романе нет названия, поэтому называть я ее буду просто Планетой. На первых страницах романа, только входя в историю с предвкушением фантастического антуража, складывается противоположное ощущение пребыван

Прочитав книгу, могу уверенно сказать, что «Поселок» - подростковый роман, с прочтением которого я опоздала лет на десять. Читая его во взрослом возрасте, недостатки повествования, к сожалению, ощущаются острее. Тем не менее ругать эту историю за обилие художественных допущений и довольно простенький посыл совсем не хочется. В книге есть достаточная для жанровой литературы глубина, захватывающий сюжет и напряженный, но такой трогательный финал.

Не все знают, что роман входит в цикл, что впрочем на восприятие «Поселка» никак не влияет, последний читается как целостное произведение.

Повествование начинается спустя 16 земных лет после крушения космического корабля «Полюс», оставившего членов экипажа в плену враждебной, агрессивной, но мало-мальски пригодной для жизни планеты. У планеты в романе нет названия, поэтому называть я ее буду просто Планетой. На первых страницах романа, только входя в историю с предвкушением фантастического антуража, складывается противоположное ощущение пребывания людей в самой обычной бедной деревушке. В поселке растут дети, стареют спасшиеся члены экипажа, налаживается какое-то хозяйство, и поначалу только в незнакомых описаниях вещей, называемых привычными именами, проступает облик незнакомой, жуткой Планеты. В этой части автор замечательно раскрывает человеческое приспособленчество и способность подмять под себя практически любую среду.

Чтобы не откатиться в первобытный уклад и сохранить упавшие на Планету остатки цивилизации, хранящиеся в умах бывших членов научной экспедиции, а ныне – фактически дикарей, взрослые соорудили своего рода школу, предупреждая в детях поселка повадки зверенышей.

Главные герои романа – подростки, бывшие еще совсем крошками на момент крушения корабля и не сохранившие никаких воспоминаний о Земле.

Охотник Дик, воплощающий человека, выращенного Планетой. Чуткий, знающий окружающий поселок лес и его обитателей, приземленный и практичный. Его главная цель – добыть пропитание и защитить общину. Земля для него чужая, рассказы о ней его не воодушевляют, он не готов бросить понятную ему жизнь, в которой к нему относятся, несмотря на его молодость, с уважением за его силу. На Земле он неотесанный варвар, а Планета для него, хоть и безжалостный, но все-таки дом.

Совершенно противоположен Дику Олег, абсолютной мечтой которого является возвращение на Землю. Олег усердно учится и развивает практически инженерные навыки, чтобы организовать опасный поход через заснеженные горы с промозглым ветром к упавшему Полюсу и получить возможность спастись, связавшись с Землей. Планета для него чужая, его место – Земля и он знает, что там его ждут, что там ему будут рады.

Третья героиня Марьяна разбавляет мальчиковое противостояние, предсказуемо при этом становясь романтическим интересом каждого из них. Героиня также как и Дик научилась уживаться с природой Планеты, она занимается собирательством, с любовью и лаской относится к местным животным и растениям (у которых как будто есть зачатки разума), разбирается в травах, выполняет роль поселкового лекаря и разводит коз (условных, конечно, «коз»). Характер Марьяны – нечто среднее между личностями Дика и Олега. В ней больше терпимости и смирения с существующим положением, при этом есть и мечта вернуться, но верит она в нее не больше, чем в сказку. Короче, Марьяшка прямо девочка-девочка и ничто девичье ей не чуждо. Булычёв все-таки советский писатель, а значит и девочка у него, хоть и в космосе, отвечает признакам образцовой пионерки.

Есть еще Казик, мой любимчик и просто очаровашка. Он уникальный, гениальный мальчик чуть помладше ребят, которые в начале повествования еще подростки, а ближе к концу входят в возраст за двадцать.

К первой части повествования нет никаких вопросов, она ладная, складная, не люблю это слово, но все-таки подростково-поучительная, и при этом не слишком назидательная. Поведение героев понятно и логично вытекает из их характеров и обстановки.

А вот второй пласт повествования – одно большое художественное допущение.

Кто-то может счесть рассказ об этой части романа спойлерным, я с этим согласиться не могу, к тому же «Поселок» - классика фантастики. Можно ли проспойлерить классику? Большой вопрос. Если вы чувствительны к любым намекам на развитие сюжета, пролистайте следующие четыре абзаца, чего делать все-таки не рекомендую. Сейчас будет самая сладкая негативная часть. О некоторых недостатках «Поселка» говорят редко, потому что роман многими горячо-ностальгически любим и по-прежнему читаем.

Вторая часть повествования рассказывает об исследовательской группе земного корабля, которая состоит из начальника экспедиции Клавдии, радистки Салли и биолога Павлыша.

Эта компашка – не исследовательская группа, а дурная склочная семейка в коммуналке. Какого-либо регламента на борту не существует. Павлыш – бестолковый шут, не желающий подчиниться ни одному приказу командира, ведь он очевидно знает лучше и порывы у него доблестнее. Клавдия на пару с Салли единственной заботой имеют только горячий обед, который нужно подать вернувшемуся из разведывательной вылазки Павлышу. Салли расхаживает по кораблю в ситцевых платьицах и готовит разносолы, а командир не испытывает никакого интереса к планете, не считая нужным выходить за борт.

Я в такой порядок поверить не могу. В таком случае выживаемость группы бодро стремится к нулю.

Казалось бы, внедрение ученых в сюжет – отличный способ раскрыть мир, но этого не происходит. И я могу понять почему. «Поселок» - литература жанровая, но при этом значительно состоящая из социальных подтекстов, поэтому мир в этой истории и может быть вторичен. Но без него, остается ощущение, что немного обделили, хотелось прочувствовать Планету глубже, в конечном итоге это позволило бы сильнее проникнуться страхами героев. Никаких любопытных заметок об экосистеме не будет, наш экипаж, не испытывая авантюризма, чиллится на корабле, делая нелогичные обывательские выводы от сюжетного хода к сюжетному ходу, что позволяет повествованию стать значительно более напряженным и интересным, но простым и предсказуемым.

Красной нитью в романе проходит вопрос:

Может ли группа людей в условиях изоляции удержаться на уровне культуры, в каковой находилась в момент отчуждения?

В нынешних условиях эта задачка может вызвать экзистенциальный ужас, особенно с учетом того, что ответа на него в книге, конечно, нет.

Противопоставление взрослого поколения, знавшего Землю, и детей, выросших в условиях иной Планеты, – еще один важный смыслообразующий элементов романа. Но в нем заложен не классический конфликт отцов и детей. В нем выбор. Нужно ли становиться диким в диких условиях или стоит смотреть в будущее и надеяться, лелеять и выхаживать остатки цивилизации, тогда как ей еще лет пятьсот может и не суждено случиться? Важнее примириться с природой, учиться охотиться и прятаться? Ведь именно такой подход увеличит шансы на выживаемость рода, сделает крепче, выносливее, без чего, цивилизацию наверняка не получится построить. Или стоит корпеть над обрывками истории и технологий, нереализуемых в первобытных условиях?

Надкусив гранит науки уже не откатишься в первобытного зверя? Или откатишься?

Построить, да даже помыслить, что возможно построить воздушный шар, и полететь к мечте, не боясь разбиться где-то о скалы, или собирать бегающие грибы в захудалом поселке, надеясь, что такое пропитание обеспечит тебе возможность дожить до страсти – что выбирать?

Мне не хочется думать, что автор решил эти вопросы за нас, поэтому прочитайте роман и поразмышляйте на свой лад. Несмотря на всю подростковость, с «Поселком» приятно провести время. Не ждите от него много, эта история приятна в своей простоте и ясности.

________

Если хотите принять участие в живых обсуждениях литературы, то вступайте в мой книжный клуб "BV". Буду рада Вашему вниманию!