Приветствую, дорогие читатели! В этой статье я расскажу, какой подход я применяю при объяснении правил в настольных играх. Скажу сразу, что я на 100% убежден, что при объяснении правил новичкам и опытным настольщикам нужны разные подходы. В данной статье я буду акцентировать внимание на объяснение новичкам, так как я стараюсь показать мир настольных игр как можно большему количеству людей. Но также сравню со структурой разъяснения матерым игроманам. В каждом пункте я буду приводить примеры трех настольных игр: Уотергейт, Волки и Акватика. Я выбрал эти игры, потому что они примерно одного уровня сложности в освоении (подойдут даже новичкам), но в их основе лежит кардинально разный геймплей. Также эти игры легко купить в случае, если они вам понравятся. А теперь берите чай, печеньки, а мы начинаем!
О чем игра
Считаю, что если хочешь, чтобы игра понравилась неискушенному игроку, надо обязательно рассказать, о чем игра, чтобы игрок понимал, какую роль и в каком мире он будет выполнять на протяжении партии.
Уотергейт. В июне 1972 года в вашингтонском комплексе Уотергейт было арестовано 5 человек. На тот момент текущего президента Ричарда Никсона заподозрили в попытке ограбления предвыборного штата Демократов. Один из нас будет играть за Редактора, который будет проводить расследование и пытаться доказать причастность Никсона к преступлению, а второй игрок будет играть за Никсона, который будет пытаться замести следы своей причастности, набирая свое положение в обществе. Кто первый выполнит свою цель, побеждает.
Волки. В этой игре каждый из нас возглавит свою стаю волков. Мы будем перемещаться по территориям, строить логова, добывать дичь и призывать в стаю одиноких заблудившихся волков. Победит игрок, который своим доминированием на поле наберет больше победных очков.
Акватика. В морских глубинах существует целая цивилизация Морского Народа. Игроки будут строить свои Королевства Акватики, а также исследовать новые глубины в поисках ресурсов.
Что нужно делать
Само собой, рано или поздно этот пункт придется объяснять, но я предпочитаю сначала рассказать вкратце о том, что требуется от игрока, чтобы победить.
Уотергейт. Редактору необходимо протянуть нити расследования к двум свидетелям, а Никсону набрать 5 жетонов положения для победы в игре. Мы будем разыгрывать карты событий и помощников, которыми мы будем двигать улики или маркеры положения и инициативы в ту или иную сторону, мешая сопернику получить превосходство.
Волки. Мы будем выполнять различные действия, переворачивая определенное количество жетонов. В свой ход игрок выполняет два действия. Их есть пять типов и все они указаны на планшете: Передвижение, Призвать волка, Построить лежку, Построить логово, Покорить волка из чужой стаи.
Акватика. У нас на руках будут карты, которые мы будем разыгрывать. На них все кратко написано, какие действия они выполняют. В игре мы будем нанимать новых персонажей, покупать или завоевывать акватории, вставляя их в отсеки на наших планшетах, а также использовать их свойства и затем отправлять их в стопку процветания.
Когда заканчивается игра и победные условия
Я этот момент всегда проговариваю перед основными действиями, а также в конце объяснения. В середине объяснения полезно объяснить, потому что игроки хотя бы поверхностно будут понимать, к чему стремиться, но пока не будут пока что понимать, за что даются ПО, как двигать жетоны, фигурки и т.д. А в конце игры они уже примерно будут понимать, как и что работает, и это будет еще раз напоминалка.
Уотергейт. Редактору необходимо провести цепочки к двум свидетелям на поле расследований, выкладывая улики соответствующих цветов, а Никсону получить 5 жетонов положения.
Волки. Игра делится на три стадии, в конце каждой будут происходить битвы за территории. После третий битвы игроки считают ПО. Кто набрал больше, побеждает.
Акватика (базовая версия). Игра длится до тех пор, пока один из игроков не достигнет одного из трех триггеров окончания игры: выполнит четыре цели, наймет последнего помощника или кончится стопка карт акваторий. Затем считаются ПО, у кого больше, тот побеждает.
Структура хода и нюансы
И уже после этого я начинаю рассказывать структуру хода и нюансы каждой фазы. В процессе я стараюсь объяснить каждое действие темой игры. В примерах, конечно же, я не буду подробно расписывать все моменты по каждой игре.
Уотергейт. В свой ход ты разыгрываешь одну карту (происходит какое-то событие или начинает действовать персонаж). Ты можешь ее разыграть как событие/персонажа или как значение…
Волки. В свой ход ты выполняешь два действия. Чтобы выполнить действие, ты переворачиваешь 1, 2 или 3 жетона с одинаковым типом местности (кол-во жетонов зависит от типа действия) и выполняешь его. Ты можешь …
Акватика. В свой ход ты разыгрываешь любую карту персонажа из руки и делаешь то, что на ней написано (завоевываешь или покупаешь новую акваторию, нанимаешь нового персонажа и т.д.)…
На протяжении всего объяснения я часто спрашиваю "Все ли понятно?", чтобы убедиться, что основную мысль я донести сумел. Да, многие начинают задавать вопросы не по только что объясненным пунктам. Например, я рассказал о том, как делать действие Движение, а меня спрашивают "А что вот это за цифры?". А цифры, к слову, находятся вообще в другом месте (хорошо, что не в другой игре😂).
Отличия от объяснения опытным настольщикам
Я заметил существенную разницу между тем, как воспринимают одну и ту же игру опытные игроки и новички. Новичкам более интересна атмосфера. Им также главное, чтобы все было понятно с первого раза. Но многие готовы осваиваться, даже если они не сразу все поняли при объяснении. Гики же (опытные настольщики) больше смотрят на механики игры. Не спорю, атмосфера и сеттинг также важны, но им больше интересен набор механик, который предлагает игра. Это может быть сборная солянка из того, что мы уже встречали в других играх, а может быть какая-то фишка, которая присутствует только в этой игре. Я, лично, люблю, когда игра предлагает нечто необычное, что я раньше не встречал. Но даже если игра содержит в себе уже ранее встречающиеся механики, и они все элегантно сплетены и отлично работают, мне также игра понравится. С гиками я также использую всякие словечки, такие как "декбилдинг, мипл, тайл и т.д.". Новичкам я, конечно же, поясняю значения этих слов.
Какие объяснения я встречал
Я играл в настольные игры с немалым количеством людей, видел разное. Есть люди, которые также стараются доходчиво и структурно донести каждый пункт до сопартийцев. Есть те, кто прям быстро тараторят "в общем, это здесь, это сюда, это туда". Такое, как правило, встречается у тех людей, которые думают "Ну если мне это интуитивно понятно, то и всем будет также понятно". Есть те, кто говорит "Давайте играть, по ходу разбираться будем". Такое, правда, намного чаще у других игроков встречается, кто не хочет слушать длинный монолог. А потом обижаются, что им что-то не рассказали. В общем, у каждого свой подход.
Почему мои объяснения не стоит слушать :)))))
Когда я изучаю новую игру, а затем рассказываю правила, у меня есть один существенный минус: я часто забываю рассказать какой-то нюанс (иногда важный, иногда не очень). Иногда партия доигрывается до конца, а нюанс всплывает позже (это не страшно), а иногда он всплывает прямо во время игры. Если это важно на данный момент партии, то я понимаю, что это недочет с моей стороны.
Но думаю, это бывало с каждым!
P.S. Кстати, полноценный обзор на Волки вы можете почитать здесь, а на Акватику здесь. Обзора на Уотергейт, к сожалению, пока нет.
Заключение
В общем, я считаю, что такой вариант объяснения правил является одним из самых оптимальных, если вы хотите, чтобы игра понравилась вашим сопартийцам. Даже самые опытные настольщики-спикеры могут ошибиться или что-то упустить при объяснении. Главное, чтобы игра по итогу принесла удовольствие. Ведь в первую же очередь мы играем в игры для удовольствия?
-------------------------
Пишите в комментариях, как часто вам приходится рассказывать правила? Расскажите, какую игру последний раз вам приходилось объяснять или слушать?
Чьи объяснения (ваших друзей или настольных блогеров) вам нравятся и почему?
А также ставьте лайк, если понравилась статья, подписывайтесь на канал и жмите на колокольчик. Здесь еще много интересного о настолках!
See you later! :)