"Подлинный художник, истинный артист, настоящий убийца" - забытый редкостный детектив-мюзикл из начала "лихих 90-х"

2,1K прочитали

В этом году исполняется 30 лет как на экранах российского телевидения был показан пятисерийный фильм "Подлинный художник, истинный артист, настоящий убийца".

Фильм очень нехарактерный для тогдашнего отечественного телевидения. Хотя "наша Родина- СССР" разбежалась "по национальным квартирам" в результате Беловежского госпереворота в декабре 1991 г., но в 1994 г., как и в советское время, телепередачи из Москвы российских первого и второго каналов по-прежнему оставались в сетке бывших советских республик, а ныне "независимых государств".

И само содержание телепередач этих первого и второго каналов в 1994 г., как это ни странно, мало чем отличалось от советских времен. Те же "Новости", "Спокойной ночи, малыши", "Погода", "До шестнадцати и старше...", выпуски "Песни-94", "Крестьянский вопрос", "Провинциальные письма". А между ними новинки - очередные серии "Санта - Барбары" или "Горячев и другие". Еще "Петербургские тайны".

И вот тут выходит пятисерийный фильм "Подлинный художник, истинный артист, настоящий убийца", про который сегодня мало кто помнит. Его за 30 лет, может пару раз показали по "Культуре". Но мы то внимание обратили еще во время премьеры, и фильм сразу же был с телевизора записан на кассету, которая потом затерялась, так как по многочисленным просьбам соседей, друзей и т.п. знакомых давалась для просмотра. И так с концами и канула.

Фильм - такая легкая безделушка телеведущего, режиссера, создателя и руководителя Московского театра-кабаре "Летучая мышь" Григория Гурвича.

Григорий Гурвич. 1957-1999гг.
Григорий Гурвич. 1957-1999гг.

Сам написал сценарий, сам снял, и снял при этом артистов своего необычного театра.

Театр существовал уже около пяти лет, вырос из театральных московских капустников, которые ставил Гурвич. В 1989 г. московской театральной общественности удалось решить вопрос о создании театра-кабаре по типу знаменитого дореволюционного московского театра-кабаре "Летучая мышь" Никиты Балиева.

И размещался театр Гурвича в том же помещении, что в свое время и театр Балиева. К тому времени это был Студенческий театр ГИТИСа с залом на 200 человек.

В театре Гурвича ставились только мюзиклы. В самой Москве он пользовался успехом, а вот до провинции доходили только слухи. И вот с целью выхода театра уже на всероссийскую арену и был снят названный выше многосерийный фильм.

Фильм-игра, фильм-детектив, фильм-мюзикл, фильм-шоу. Наверное, первый такой опыт на отечественном телевидении. Это потом уже появятся на ТВ "Старые песни о главном", десятки проходных новогодних мюзиклов, в театре появятся "Метро" и "Собор парижской Богоматери", но первопроходцем на ниве российских мюзиклов был Григорий Гурвич со своим театром-кабаре "Летучая мышь".

Сюжет фильма. 1992 г. В Москву приезжает известный западный режиссер-постановщик мюзиклов Юджин Томски. Когда-то он был советским пареньком Женей Томским, закончил хореографическое училище, вел богемный образ жизни. В кабацкой драке пучил травму ноги. Был уволен из театра. Выступал в цирке. Стал любовником дочери влиятельных родителей. Ему удалось вернуться в театр, где он поставил в 1972 оперу-балет "Пиковая дама". Постановка была раскритикована. Томского даже посадили в тюрьму на некоторое время. но потом выслали из СССР.

И вот через 20 лет он вернулся в "свободную Россию" поставить мюзикл на тему своей биографии.

 В этом году исполняется 30 лет как на экранах российского телевидения был показан пятисерийный  фильм "Подлинный художник, истинный артист, настоящий убийца".-2

Играет Томского Эдуард Марцевич. Играет хорошо. Образ явно списан с Юрия Петровича Любимова, который незадолго до этого тоже вернулся на Родину. Не очень приятный тип. Наглый, самоуверенный нарцисс. К тому же очень "не любит" молодых хорошеньких актрис. На чем и попадет в очень нехорошую историю. Еле выпутается

 В этом году исполняется 30 лет как на экранах российского телевидения был показан пятисерийный  фильм "Подлинный художник, истинный артист, настоящий убийца".-3

А это его жена Таня. Всеми денежными вопросами муж ведает она. Все деньги у нее. Они вместе уехали из СССР. А в Америке у Тани оказался родственник, который завещал ей ресторан. На любовные похождения мужа она смотрит сквозь пальцы, творческому человеку позволительно влюбляться и создавать Галатей. Но куда он от ее денег денется.

Таню играет Марина Шиманская. Когда-то была одной из самых перспективных молодых актрис советского кино. Правда, роли так себе, не Шекспир, "Берегите женщин" к примеру, но зритель ее запомнил. Молодая симпатичная девушка. Но в 1992 г. вместе с мужем актером Альгисом Арлаускасом, наполовину испанцем, она уехала в Испанию. И роль Тани - первая роль в кино за последние восемь лет.

 В этом году исполняется 30 лет как на экранах российского телевидения был показан пятисерийный  фильм "Подлинный художник, истинный артист, настоящий убийца".-4

В фильме нам показывают сцены из мюзикла Томского "Когда я стану STAR". Его в спектакле изображает Александр Резалин, это его первая главная роль в кино.

 В этом году исполняется 30 лет как на экранах российского телевидения был показан пятисерийный  фильм "Подлинный художник, истинный артист, настоящий убийца".-5

Обратите внимание на женскую ногу на заднем плане. Эта, как говорится, нога у кого надо нога. Она играет важную роль в детективной части фильма.

А пока она принадлежит примадонне постановки, звезде российского кино Марьяне Петерс. Именно через Марьяну Петерс криминальные структуры кавказской национальности финансируют постановку Томского. Играет Марьяну актриса Театра на Таганке Ирина Кулевская. После этого фильма она уедет в Испанию, уж не Шиманская ли ее туда сманила, потом вернется и будет в той же Таганке работать костюмером.

 В этом году исполняется 30 лет как на экранах российского телевидения был показан пятисерийный  фильм "Подлинный художник, истинный артист, настоящий убийца".-6

В общем, зрителю показывают мюзикл по биографии Томского в исполнении актеров "Летучей мыши". И одновременно идет расследование убийства, происшедшего в день премьеры. В подземном переходе под сценой за пять минут до начала спектакля находят труп Ксюши Фадеевой, актрисы второго состава, новой любовницы Томского, конкурентки Марьяны Петерс на исполнение главной роли.

Ксюшу, на первый взгляд простодушную провинциалочку, играет актриса "Летучей мыши" Инна Агеева. Замечательная актриса, великолепно танцует и поет, особенно по-французски. И не такой простой оказывается эта "Ксюша-юбочка из плюша".

 В этом году исполняется 30 лет как на экранах российского телевидения был показан пятисерийный  фильм "Подлинный художник, истинный артист, настоящий убийца".-7

Детективная часть фильма сделана в стиле классического английского детектива. Вот труп, вот круг подозреваемых, которых собирают в одно место и не выпускают, чтобы не разбежались. И у всех у них была причина убить потерпевшую. Расследует убийство не имеющий отношения к полиции-милиции посторонний человек. И все должно быть расследовано в течение суток. Таковы законы классического английского детектива.

Вот и в этом фильме расследование ведет тележурналист Кирилл Булатов. Он хорошо знает театральную богемную жизнь, был когда-то мужем примадонны Марьяны Петерс. Играет его Кирил Козаков.

Это единственное темное пятно на этом замечательном фильме. И дело не во внешности актера, которая все-таки хоть немного, но должна добавлять положительного впечатления к главному положительному герою фильма. Просто Козаков, не знаю других его работ, в этом фильме никакой. Просто произносить написанный для его героя текст, так как это делает Козаков, может любой дворник с улицы. И у него, дворника, может даже лучше и получиться, так как будет стараться. Козаков просто раздражает. Он выглядит дилетантом на фоне других профессиональных актеров.

 В этом году исполняется 30 лет как на экранах российского телевидения был показан пятисерийный  фильм "Подлинный художник, истинный артист, настоящий убийца".-8

Есть в фильме и небольшая роль важняка-опера уголовного розыска для Александра Фатюшина. Роль чисто символическая. Но выглядит Фатюшин в образе опера брутально и достоверно. Это вам не полудурочный инспектор Лестрейд.

 В этом году исполняется 30 лет как на экранах российского телевидения был показан пятисерийный  фильм "Подлинный художник, истинный артист, настоящий убийца".-9

Важняк с Петровки приезжает со своей группой на место происшествия и тут же уезжает. Просит своего старого знакомца Булатова по горячим следам ночью порасспрашивать запертых в театре артистов и Томского с женой. А утром видео с пояснениями привезти к нему на Петровку.

Вот Булатов в чисто классическом английском стиле и начинает свое расследование. А утром журналист и опер вычисляют убийцу. Опер ночью тоже время не терял, работал в том же направлении. Детективная линия занятная. У всех подозреваемых имелась причина убить потерпевшую. Но до последней серии зритель так и не догадается кто же "пришил старушку". Вот она английская классика.

Жестокая мелодрама, мафиозные разборки, заказные убийства и самая неожиданная развязка. Детективная часть фильма ни в чем не уступает музыкальной.

А музыкальная отмена. Замечательный артисты "Летучей мыши" - солисты Наталья Трихлеб и Александр Гришечкин ( он же певец Александр Грин), певица, и танцорка Инна Агеева, острохарактерная Лариса Хуснуллина ( какая-то реинкарнация Татьяны Гавриловой). Да весь состав "Летучей мыши" играет легко и непринужденно. Плюс любимец Юрия Петровича Любимова - Феликс Антипов из Театра на Таганке в роли брутального пианиста дяди Гоши.

На фоне тогдашнего унылого и серого российского телевидения этот фильм выглядел как какой-то яркий, экзотический цветок. Мюзикл, детектив и замечательные молодые, никому не известные актеры.

А через три года, в новогоднюю ночь с 1997г. на 1998г. российское телевидение показало новый фильм Григория Гурвича с участием его актеров из "Летучей мыши" - "Звездная ночь в Камергерском". Это был ответ РТР ОРТ на ее франшизу "Старые песни о главном". Как нашло в 1995г. ОРТ эту "золотую жилу", так начало к каждому Новому Году клепать клипы на старые советские песни. И вот РТР решило дать свой "ответ Чемберлену". То есть Григорий Гурвич против Константина Эрнста и Василия Пичула.

Если интересно, можем рассказать и об этом замечательном фильме.