Однажды человек, которого я ударил по лицу, обвинил меня в неумении держать себя в руках.
- Отчего же? - удивился я, - ведь я ударил тебя, полностью отдавая отчёт своим действиям.
Эмоциональный интеллект
Нами правит эмоциональный интеллект, то есть способность читать и понимать эмоции других людей. Более того, эмоциям мы верим сильнее, чем словам, хорошо понимая, что слова могут оказаться ложью, а вот скрывать свои эмоции люди умеют плохо.
Низкий самоконтроль - это неумение контролировать свои эмоции.
Люди обладают низким самоконтролем. Потому что нас никто не учит владеть собой, а манипулируют нашими эмоциями постоянно. Другими словами, окружающий мир постоянно выступает в роли провокатора, запуская эмоциональные качели. Ему нужны наши эмоции, ведь владея ими, он владеет нами.
С другой стороны, в общении важно не только уметь хорошо понимать эмоции собеседника, но ещё и уметь выражать свои собственные, ведь они более информативны, чем лексика.
- Хорошо заходят только эмоциональные тексты.
- Хорошо воспринимаются только эмоциональные фильмы.
- Правильно понимаются только эмоциональные выступления.
Эмоции обладают волшебной силой очарования: они гипнотизируют, они заражают, они подчиняют...
Поэтому, если мы хотим быть результативными в общении, мы должны быть:
1. Эмоционально выразительными. Чтобы собеседник хорошо и правильно понял наш посыл. Безэмоциональность = неубедительность.
2. Эмоционально уравновешенными. То есть иметь эмоциональный иммунитет перед внешними раздражителями. Иначе влияние будет оказано не нами, а на нас.
Формула влияния, таким образом, будет иметь следующий вид: самоконтроль + эмоции, которые не есть следствие оценки внешних событий, а инструмент достижения поставленной цели.
Приведу пример.
Формула влияния
Марина - интеллигентная женщина. Хорошо поставленная речь, начитанность, внимание к собеседнику... Вступая с ней в диалог, думаешь о том, что ей повезло с воспитанием. Но когда Марина начинает говорить по телефону с коллегами по работе, то преображается моментально: жёсткие, рубленные фразы перемежаются крайне экспрессивной лексикой, которая заставляет покраснеть даже служивших в армии мужчин.
- С ними по-другому нельзя, - объясняет Марина, - по-другому они не понимают.
Далее она рассказывает, как училась ругаться первые полгода, когда ещё только устраивалась на работу. Все её попытки выстроить диалог на принципах взаимного уважения рассыпались в прах: её считали тряпкой, смеялись за спиной и в лицо, и даже элементарно не могли понять её позицию тогда, когда искренне этого желали.
- Я научилась оставаться внутренне спокойной и доброжелательно настроенной, но при этом убедительно играть жёсткого начальника, стучать кулаком по столу и отвешивать грубые словечки исключительно для пользы дела. И дела пошли! - смеётся Марина, снова превращаясь в интеллигентную девушку.
Другими словами, работа Марины такова, что ей важно уметь сохранять высокий уровень самоконтроля, чтобы выдавать именно те эмоции, которые нужны в данный момент (не блокировать, а генерировать, но не как реакцию на внешние события, а как инструмент решения трудовых задач). И всё потому, что Марина работает с людьми, лучше понимающими эмоции, чем русский язык. Увы, в России такое - сплошь и рядом...