Найти в Дзене
Наука и фантастика

Рельсовый цеппелин: причуда немецкого авиаконструктора

Недавно я наткнулась на картинку, которая сперва показалась фотошопом. Ну не может такого быть в реальности! Однако - было.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В 1929 году инженер-конструктор Франц Фридрих Крукенберг (Franz Friedrich Kruckenberg; 1882-1965) вместе с группой коллег представил миру свое необычайное творение: рельсовый цеппелин - «Schienenzeppelin».

Создатели рельсового цеппелина рядом со своим детищем. Крукенберг - второй слева. Авторство: Bundesarchiv, Bild 102-11904 / CC-BY-SA 3.0, CC BY-SA 3.0 de, https://commons.wikimedia.org
Создатели рельсового цеппелина рядом со своим детищем. Крукенберг - второй слева. Авторство: Bundesarchiv, Bild 102-11904 / CC-BY-SA 3.0, CC BY-SA 3.0 de, https://commons.wikimedia.org

До этого Крукенберг занимался конструированием самолетов и дирижаблей, но ни то, ни другое его полностью не удовлетворяло: дирижабли (цеппелины) были слишком громоздкими и опасными в эксплуатации из-за большой вероятности взрыва, а тогдашние самолеты требовали очень много топлива и стоили дорого (да и сейчас в ходу выражения "по цене самолета", или "стОит как крыло самолета"). Железнодорожный транспорт выглядел куда надежнее и перспективнее, сеть жд тогда бурно развивалась, люди активно путешествовали между городами и даже континентами (Европа - Азия), но паровозы, как мы знаем, обладают низким КПД, и скорость движимого ими состава не очень велика.

Вот и пришла в светлую голову Крукенберга идея скрестить ежа с ужом, то есть снабдить поезд пропеллером и придать ему обтекаемую форму цеппелина.

Первые испытания были проведены в 1930 году, а первый коммерческий рейс состоялся в 1931 по маршруту Гамбург - Берлин.

Чудо техники прибывает в Берлин в 1931 году. Раскрашенная фотография того времени.
Чудо техники прибывает в Берлин в 1931 году. Раскрашенная фотография того времени.

Гибрид поезда и цеппелина превосходил обычные паровозы не только стильным дизайном, но и невероятной скоростью: он мог разогнаться до 230 км в час!

Почему же тогда эти машины не пустили в серийное производство, а проект был закрыт в 1939 году?

Одна из причин - слишком шумный пропеллер, создававший сильные завихрения в воздухе. Это отпугивало клиентов и могло представлять реальную опасность (мы же помним, кстати, как поначалу народ боялся скоростных поездов типа Сапсана - считалось, что они могут "затянуть" под себя зазевавшегося на краю платформы человека или гуляющую вдоль путей корову).

Изобретение в чистом виде не прижилось, хотя идея Крукенберга использовалась последователями при конструкции современных скоростных поездов.

Судьба изобретателя оказалась благополучной, невзирая на членство в НСДАП. Он никуда из Германии не уезжал и провел остаток своей длинной жизни в трудах и почете.

В 1959 году он опубликовал книгу "Скоростное передвижение на дальние расстояния и Музей транспорта" ( Fernschnellverkehr und Verkehrshaus. Heidelberg 1959).

Остов рельсового цеппелина находится в Музее транспорта в Дрездене. Выглядит как скелет динозавра и впечатляет даже на фото.

Remains of Kruckenberg´s SVT 137 155 in Transport museum Dresden. Википедия, свободная лицензия
Remains of Kruckenberg´s SVT 137 155 in Transport museum Dresden. Википедия, свободная лицензия