Недавно я наткнулась на картинку, которая сперва показалась фотошопом. Ну не может такого быть в реальности! Однако - было.
В 1929 году инженер-конструктор Франц Фридрих Крукенберг (Franz Friedrich Kruckenberg; 1882-1965) вместе с группой коллег представил миру свое необычайное творение: рельсовый цеппелин - «Schienenzeppelin».
До этого Крукенберг занимался конструированием самолетов и дирижаблей, но ни то, ни другое его полностью не удовлетворяло: дирижабли (цеппелины) были слишком громоздкими и опасными в эксплуатации из-за большой вероятности взрыва, а тогдашние самолеты требовали очень много топлива и стоили дорого (да и сейчас в ходу выражения "по цене самолета", или "стОит как крыло самолета"). Железнодорожный транспорт выглядел куда надежнее и перспективнее, сеть жд тогда бурно развивалась, люди активно путешествовали между городами и даже континентами (Европа - Азия), но паровозы, как мы знаем, обладают низким КПД, и скорость движимого ими состава не очень велика.
Вот и пришла в светлую голову Крукенберга идея скрестить ежа с ужом, то есть снабдить поезд пропеллером и придать ему обтекаемую форму цеппелина.
Первые испытания были проведены в 1930 году, а первый коммерческий рейс состоялся в 1931 по маршруту Гамбург - Берлин.
Гибрид поезда и цеппелина превосходил обычные паровозы не только стильным дизайном, но и невероятной скоростью: он мог разогнаться до 230 км в час!
Почему же тогда эти машины не пустили в серийное производство, а проект был закрыт в 1939 году?
Одна из причин - слишком шумный пропеллер, создававший сильные завихрения в воздухе. Это отпугивало клиентов и могло представлять реальную опасность (мы же помним, кстати, как поначалу народ боялся скоростных поездов типа Сапсана - считалось, что они могут "затянуть" под себя зазевавшегося на краю платформы человека или гуляющую вдоль путей корову).
Изобретение в чистом виде не прижилось, хотя идея Крукенберга использовалась последователями при конструкции современных скоростных поездов.
Судьба изобретателя оказалась благополучной, невзирая на членство в НСДАП. Он никуда из Германии не уезжал и провел остаток своей длинной жизни в трудах и почете.
В 1959 году он опубликовал книгу "Скоростное передвижение на дальние расстояния и Музей транспорта" ( Fernschnellverkehr und Verkehrshaus. Heidelberg 1959).
Остов рельсового цеппелина находится в Музее транспорта в Дрездене. Выглядит как скелет динозавра и впечатляет даже на фото.