Дорогие друзья, читатели канала, всех приветствую!
Понедельник - день тяжёлый!
Будем, как в пословице, вышибать клин клином. Расскажу я вам о тяжёлой картине, чтобы понедельник стал полегче.
О картине не просто тяжёлой, а очень тяжёлой! Сегодня у нас по плану одна картина и один, стало быть, художник, её автор.
- Она гигантская, её размеры 1,3 на 1,7 метра! Вы скажете: ну, большая, да. Но гигантской называть её это явное преувеличение.
- Она... двусторонняя! (да-да, вы сейчас наверняка вспомнили мою статью про двусторонние иконы). Если вы внимательно рассмотрели обложку, то уже увидели, что она экспонируется не на стене, а в центре зала.
Теперь вы знаете, почему. Двусторонние - они такие.
Двусторонние картины встречаются не очень часто. И, как правило, для реставратора это перманентный понедельник, который продолжается на протяжении всего времени работы с ней. Чур-чур!
Они неудобны в работе, для них нужен особый экспозиционный подрамник, раму тоже приходится изготавливать двустороннюю, обычная рама не годится.
- Она написана на камне! 1,3 на 1,7 метра на сланце!!! Думаю, теперь её по праву можно назвать гигантской, ведь она относится к ста́нковой масляной живописи. Вот такая скала, да... Я попыталась найти информацию о её весе, мне показалось это чрезвычайно интересным, но - нет, не нашла.
Экспонируется она в центре зала, чтобы у посетителей музея был доступ и возможность увидеть обе её живописные стороны.
Её автор, Даниэле да Вольте́рра, настоящее имя Даниэле Риччьяре́лли (1509 — 1566) — итальянский живописец и скульптор. Широкому зрителю его имя мало что говорит, и его картины так сразу, навскидку, и не вспомнят. Зато он был другом и учеником Микеланджело.
Он оставил для нас прекрасные портреты этого гениального скульптора.
После смерти Микеланджело он сделал его посметрную маску, по которой потом изготовил бюст.
За одно это его можно и нужно помнить, однако...
"Ой, а помните, художник... Ну, тот, который в Сикстинской капелле все обнаженные фигуры "одевал" и все срамные места тряпочками прикрывал?"
Это был он, Даниэле да Вольтерра. После этого злосчастного поручения он вошёл в историю как "штанописец". По приказу папы Пия IV, он "одел" фигуры на фреске Микеланджело "Страшный суд" в Сикстинской капелле. На Триденском соборе человеческое тело было объявлено греховным, и наготу на фресках в капелле, используемой для папских выборов, следовало скрыть. Решили, что подобные фрески не годятся для Ватикана.
Микеланджело на этой фреске изобразил и себя в образе Святого Варфоломея, держащего свою кожу. Спустя 10 лет Даниэле да Вольтерре пришлось стыдливо прикрыть тряпочкой части тела своего учителя.
Вернёмся к нашей картине. Почему она двусторонняя? Нам повезло, мы знаем историю её создания.
Давид и Голиаф
Эту историю сохранил для нас Джорджо Ваза́ри (1511 — 1574) — итальянский художник, архитектор и писатель.
В своих "Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" (1550) он рассказывает, что флорентиец, писатель, монсеньор Джованни делла Каза, начавший писать труд о природе живописи, "захотел получить от профессионалов разъяснения некоторых тонкостей и частностей.
Он попросил Даниэле да Вольтерру сделать для него со всей доступной ему тщательностью законченную глиняную модель фигуры Давида, а затем попросил его написать, то есть изобразить на картине, этого же Давида, действительно прекрасного, показав его со всех сторон, а именно спереди и сзади, из чего получилось нечто весьма своеобразное".
Скульптурное изображение поединка Давида с Голиафом не сохранилось, а двусторонняя картина, ныне находящаяся в парижском Лувре, хорошо известна. Необычный заказ следует рассматривать в контексте дискуссии, начатой в 1545 году учёным гуманистом и искусствоведом Бенедетто Варки. Его портрет также дошел до нас, а написал его великий Тициан — не могу не показать. Пятьсот лет спустя мы точно знаем, как он выглядел, иногда меня это просто ошеломляет.
В 1546 году Бенедетто Варки, собираясь прочитать три лекции на тему сравнения живописи и скульптуры, разослал известным художникам Флоренции: Микеланджело Буонарроти, Джорджо Вазари, Аньоло Бронзино, Якопо Понтормо, Бенвенуто Челлини, Франческо да Сангалло и другим анкету с вопросом: "Какое из искусств, живопись или скульптуру, вы считаете более совершенным?" Этот спор, начатый ещё Леонардо да Винчи, так и не был разрешён.
В 1549 году Варки опубликовал тексты диспутов, подчёркивая специфику каждого вида искусства и их равноценность.
Одним из аргументов в пользу скульптуры была её прочность и долговечность. Ответом Даниэле да Вольтерры на этот аргумент был выбор камня в качестве долговечной основы для картины.
Другим преимуществом скульптуры является то, что её можно рассматривать с разных точек. Поэтому Даниэле решил усовершенствовать живописную картину! Он сделал её двусторонней, изобразив на другой стороне...
Да! Эту же самую сцену, чтобы ее можно было рассматривать с двух сторон!
На картине представлен ветхозаветный сюжет: Давид попал в лоб великану Голиафу брошенным из пращи камнем. Гигант упал на землю, а Давид схватил свой меч, чтобы прикончить его. Картина показывает на двух сторонах одной сланцевой пластины видимую с разных точек зрения сцену битвы Давида с Голиафом.
При этом картина Даниэле да Вольтерры предлагает нечто большее: художник показал различия в сценах на двух сторонах картины, придав тем самым динамику, развитие события во времени и пространстве — то, что неспособна сделать скульптура, предполагающая только динамическую позицию зрителя.
На лицевой стороне пластины Голиаф только что упал, его колено ещё в воздухе, руки приподняты, колено Давида прижимает его к земле. На оборотной стороне, спустя несколько мгновений, мы видим: Голиаф полностью повержен, Давид обрёл устойчивую позу и приготовился прикончить великана.
За время, за которое зритель обошёл вокруг картины, изображённая на ней битва как бы продвинулась вперёд.
На лицевой стороне картины видны праща, из которой Давид запустил камень в Голиафа, и ножны, откуда Давид вытащил меч — оба предмета важны для понимания начала битвы.
На оборотной стороне их уже не видно.
Картина после её написания стала широко известна, однако имя её автора впоследствии было почти забыто. Одно время её даже приписывали кисти Микеланджело.
Кардинал Джудиче установил её на пьедестал из позолоченного дерева, позволявший поворачивать картину вокруг оси.
В начале 18 века она была продана французским монархам, а после революции, в 1797 году, картину передали в Лувр. С 1940-го года произведение хранилось в замке Фонтенбло. Там она была случайно повреждена во время бури, разбившей окно замка.
Картины на камне, впервые написанные полтысячелетия назад по методике, разработанной Себастьяно Дель Пьомбо, действительно кажутся "вечными". Пожалуй, лишь "обстоятельства непреодолимой силы" представляют для них угрозу: наводнение, землетрясение, извержение вулкана.
С 2008 года, после проведённой реставрации, картина снова экспонируется в Большой галерее Лувра.
Холст "живёт" сто лет и потом теряет свои свойства, необходимые чтобы обеспечить картине должную натяжку: эластичность, упругость, механическую прочность. Он негативно реагирует на изменение температуры и влажности, особенно если эти колебания резкие.
А уж как на колебания температуры реагирует основа из меди, которую Лукас Конрад Пфандцельт (первый реставратор-иностранец Эрмитажа) посчитал "вечной" и самой лучшей...
Камень очень медленно нагревается и также медленно остывает, для картины такая стабильность это плюс. На изменения влажности он вообще никак не отреагирует, выпадет на поверхности конденсат, потом испарится. Вибраций он тоже не боится и на грунт с красочным слоем он их не передаст.
Перевод живописи на какое-то новое основание теоретически возможен, если вдруг, предположим, камень будет разбит. Тогда проводиться он будет по аналогии с расслаиванием и снятием живописи со стены, о котором я когда-то давно вам рассказывала. Стесывать камень с оборота так, как стесывают рубанком толщину доски, никто не будет.
Подробно про расслаивание живописи и снятие красочного слоя со стены можно прочесть в моей статье:
Друзья, прощаюсь с вами до скорой встречи!
Всем добра!