Найти в Дзене
БИЗНЕС Online

«Люди, мы потеряли страну, на грани ядерной войны! Можно было после перестройки хоть что-нибудь понять?!»

Оглавление

Сергей Кургинян исследует на сцене театра, куда роет идеальный крот истории

«Почему сейчас, в разгар спецоперации, нужно смотреть спектакль, где показана мистика распада СССР? Потому что сверхмощную страну не спасли от крушения танки и ракеты!» — говорят в московском театре «На досках» о мистерии «Крот», которую придумал, срежиссировал и поставил известный публицист Сергей Кургинян в попытке разобраться в не до конца рациональных аспектах перестройки. О том, как работает единственный паратеатр в России, почему Евтушенко стал олицетворением предательства и оставит ли надежду мистериальное странствие в лабиринтах истории, — в репортаже «БИЗНЕС Online».

   Сцена для Кургиняна — лаборатория для анализа исторических событий и политических процессов, препарирования неочевидной сложности, казалось бы, известных фактов, приглашение зрителей к размышлению
Сцена для Кургиняна — лаборатория для анализа исторических событий и политических процессов, препарирования неочевидной сложности, казалось бы, известных фактов, приглашение зрителей к размышлению

Паратеатр Кургиняна

«Это спектакль о том, как царствие небесное покидало землю», — так известный писатель, главный редактор газеты «Завтра» Александр Проханов характеризует спектакль «Крот» театра «На досках». Его создатель — Сергей Кургинян, известный политолог и публицист, лидер движения «Суть времени» и чуть менее известный как режиссер, сценарист и художественный руководитель театра. Сцена для него — лаборатория для анализа исторических событий и политических процессов, препарирования неочевидной сложности, казалось бы, известных фактов, приглашение зрителей к размышлению. И обсуждению — Кургинян практикует после спектакля разговор со зрителями, который порой заканчивается ближе к рассвету.

В этом театре почти нет случайных людей. Чтобы попасть внутрь, зрители проходят собеседование, которое может продлиться до 30 минут. В этом театре не бывает антрактов (даже на четырехчасовых постановках) и нет классических спектаклей. Постановки-мистерии — это отсылки к античным таинствам, включая элевсинские обряды инициации в культах богинь плодородия Деметры и Персефоны. Эти традиции идут из древнейших эпох, в конечном счете из шаманизма, но также из Шумера, античных трагедий и так далее, говорит автор. В конце концов, ритуалы магов и шаманов очень театральны, один нюанс — зрителя нет. Но как иначе рассказывать о мистическом? Ведь Кургинян пытается исследовать перестройку и другие явления не рационально, но метафизически. «Игнорируя не до конца рациональные аспекты произошедшего, невозможно добросовестно ответить на вопрос, что же произошло со страной», — объясняет режиссер.

Вместе с тем это единственный в России, если не в мире, паратеатр в духе польского драматурга Ежи Гротовского. Он в свое время предложил театру бедность, отказавшись не только от декораций, но и в определенный момент от сцены с креслами для зрителя. Грим, декорации, костюмы только мешают восприятию: психофизиологическая подготовка труппы должна была до предела обострить способности актеров и превратить спектакль в акт священнодействия. В результате в единой мистерии сплетаются сценическое искусство, политика и метафизика.

В театре «На досках» играют в том числе члены коммуны «Суть времени», прошедшие студию при театре. В результате, по определению Кургиняна, получился «профессиональный театр на самодеятельной основе». «Эти люди не могли войти в культуру иначе, чем через этот канал. Они вошли в нее, но как-то странно: для них духовная, мистериальная часть театра, которая так трудно дается профессиональным актерам, наиболее близка. Эти люди могут дать что-то сверх того, что дает обычный театр, — убежден режиссер. — Здесь какое-то таинство, к которому относятся серьезно. Они действительно общаются с космосом в ходе представления. Поэтому здесь можно получить чуть больше того, что обычно получают от театра, если чуть-чуть перенастроить датчики».

«Крот идеальный, есть ли у тебя глаза?»

Среди всех кургиняновских постановок «Крот» — парадоксально — одна из наиболее актуальных. «Почему сейчас, в разгар спецоперации, нужно смотреть спектакль, где показана мистика распада СССР? Смотреть о том, что произошло в перестройку и почему советское общество допустило развал своей страны? Потому что сверхмощную страну не спасли от крушения танки и ракеты!» — говорят представители театра.

«Крот» здесь тайная сила, движущая историю. «Крот идеальный, есть ли у тебя глаза?» — спорили Фома Аквинский и Альберт Великий. «Крот истории роет медленно, но хорошо», — писал Гегель. Использовал образ и Александр Блок:

Ты роешься, подземный крот!

Я слышу трудный, хриплый голос…

Не медли. Помни: слабый колос

Под их секирой упадет…

Как зерна, злую землю рой

И выходи на свет. И ведай:

За их случайною победой

Роится сумрак гробовой.

Что же удалось вырыть «кроту», когда распадался Советский Союз? «Мистериальное странствие в лабиринтах истории» — так сам Кургинян определяет жанровое своеобразие постановки. Лабиринты кротовых ходов скрыты под землей и временем, но из них ведут на поверхность кротовины, и театр «На досках» — одна из них. От зрителя зависит, сумеет ли он провалиться в нее, как Алиса в кроличью нору (которая, пожалуй, будет пошире), чтобы исследовать хотя бы некоторые закоулки, или споткнется и сломает ногу.

«Пьеса достаточно фантастическая. Но каждый эпизод ее взят из реальной жизни. Пьеса фантастическая ровно настолько, насколько фантастическая сама жизнь», — говорит Кургинян во вступительном слове к зрителям перед спектаклем. Будучи на уровне аксиомы убежденным в том, что нельзя говорить о самой постановке, он рассказывает о различных исторических событиях, которые ее обрамляют. И обнаруживает фантастические параллели 70-х годов и сегодняшнего дня. Снова в Москве ставят памятники Феликсу Дзержинскому, а в газетах пишут статьи о Корее и Вьетнаме.

«Прошло 30 страшных послесоветских лет с их спецификой, деструкцией, новыми архетипами жизни и всем остальным. Ощущение, что я спал в анабиозе и проснулся. Люди, мы прожили огромное количество трагического времени! Мы потеряли страну, миллионы населения, находимся на грани ядерной войны. Можно за это время было что-нибудь понять про самих себя? Хоть чуть-чуть, хоть куда-нибудь присмотреться, чтобы эти годы не были совсем зряшными? Выходит, что нельзя, — разводит руками режиссер. — Если будет вечное дежавю — это конец».

Он садится в первый ряд и раз за разом смотрит собственные спектакли.

   Почти все четыре часа спектакля на сцене одновременно 13 персонажей, как 13 апостолов
Почти все четыре часа спектакля на сцене одновременно 13 персонажей, как 13 апостолов

О «Евтухе», Сталине и герое нашего времени

Почти все четыре часа спектакля на сцене одновременно 13 персонажей, как 13 апостолов. У многих есть конкретные исторические прототипы: Сталин, Троцкий, Петр Машеров, Евгений Евтушенко. Последний — главный антагонист, олицетворение советской интеллигенции, предавший свой народ. Кургинян изрядную часть спектакля буквально распинает «Евтуха», карикатурно демонстрируя его ничтожество и как поэта, и как личности-флюгера, воспевающей то, куда дует в данную секунду политический ветер. Образ, конечно, собирательный, но получивший имя Евтушенко из-за его стихов о Беслане, где тот заявляет, что взрывчатку в спортзале школы подвесил Сталин… «Он зашел в своем кощунстве дальше других», — считает автор.

Причем он тревожится, что сегодняшняя интеллигенция делает то же самое, что и поэты-шестидесятники. Что история повторяется снова. «Чтобы воскресить труп Европы, нужен России котел кипящий», — говорит жрица, посланная британцами. Беслан – Осетия – Донбасс-2014 – Сирия – спецоперация — все это те самые попытки подогреть котел.

Образ протагониста в центре пьесы отчасти автобиографический, отчасти отражение лермонтовского героя нашего времени с поправкой на современность. Эдакий представитель постсоветской эпохи: у него айфон и бабло, крутая тачка, крупный бизнес, соответствующий сленг. Но когда он попадает в автокатастрофу, все меняется. К нему приходят вестники апокалипсиса, посланные Им и погибшими детьми Беслана, приносят шанс на спасение мира и отправляют в мистериальное путешествие.

Здесь есть умирание и воскрешение, Сталин и Греф, Кудыкина гора и диалоги с Раисой Горбачевой, пророки и жрецы, Беслан и Лукоморье, Альфа и Омега, Гамлет и К (р)от. Тэтчер молится в мегалитах, а учитель пытается привлечь внимание школьников вопросом, как натянуть презерватив на глобус. Сибирь ждет нового Чингисхана, а политики всем обязаны Андропову. Античный хор — голос народа, голос рока, превращается в церковный хор, ритмы, задаваемые актерами, вводят практически в транс. Хотя акустика такая, что реплик ведущих на гране крика и срыва бывает не разобрать.

Сюжет рваный, нелинейный, местами хаотичный, как и сама жизнь. Композиция кольцевая, между двумя звонками на айфон главного героя проходят не года — эпохи. В конце концов, автор прямо говорит: в спектакле нет эпизодов, не основанных на реальных событиях.

Работа с пространством в спектакле мастерская, многоуровневая: герои то возвышаются над окружающим миром, то оказываются за решеткой, то падают с вершин и попадают на качели. Сцена черная. Нет броских костюмов, декораций, броского грима. Нет кулис — есть клетки. Одеяния актеров черные. Все внимание на лица и руки — как на портретах Рембрандта. Единственное пятно цвета — алые гвоздики, которые становятся практически действующим лицом — и падают, падают, падают на могилу очередного исторического эпизода. Ваза, пианино, венские стулья и портрет на стене — вот и весь реквизит. Правда, за портретом обнаруживается зеркало, которое в руках героев то отражает зрителей — мол, это все про вас тоже, то отбрасывает блики — будут ли среди них лучи надежды?

«За пять секунд до апокалипсиса часы, которые показывают окончание времен, загадочным образом остановятся и время пойдет вспять. И в этой тьме возникнет скважина, просвет, полынья, сквозь которую из темного небытия опять на нашу родину спустятся восхитительные крылатые существа, божественная субстанция русских времен», — сквозит надежда в рецензии Проханова.

Ксения Соколова

Фотографии предоставлены театром «На досках»