30 июня - День памяти народного артиста СССР Ростислава Плятта. Он ушел из жизни 35 лет назад.
Если вы хотите поддержать канал "Пераново перо" финансово, это можно сделать, нажав соответствующую кнопку в конце материала.
Плятт среди своих коллег и близких слыл известным хохмачом и острословом. Любил разыгрывать людей, иронично относился не только к другим, но и к себе. Об его юморе еще при жизни слагали легенды.
Однажды тогда еще молодой артист Плятт проиграл друзьям в покер желание. Те скомандовали: искупаться голым в Москва-реке под стенами Кремля. Карточный долг – святое, надо выполнять. В результате, милиционеры артиста задержали, отвели в отделение, составили протокол. Правда, потом Плятта все же пожалели и не стали сообщать в театр об этой выходке. А протокол ему подарили. До конца жизни актер хранил эту бумагу вместе со своими наградами.
Был период, когда в советских парикмахерских, ресторанах, банях висело объявление, что «чаевые оскорбляют достоинство нашего человека». Бывало, что Плятт, расплачиваясь в подобных заведениях, шутил: «Обожаю оскорблять достоинство советского человека». Отдав чаевые, он спрашивал: «Достаточно ли я оскорбил ваше достоинство?»
Ростислав Плятт был соседом по дому с семьей другого известного хохмача, клоуна и артиста Юрия Никулина. Плятт жил на 4-м этаже, а Никулин – на 9-м.
- Я тогда пришел домой поздно вечером, - рассказывает Максим Юрьевич Никулин. - Мама мне говорит: «Погуляй с собачкой, а на обратном пути зайди к Плятту и забери оттуда Никулина, - он там три часа уже сидит, хватит!» Они часто встречались, за столом рассказывали друг другу анекдоты. Отец потом приходил домой, пересказывал, и называл их «плятские анекдоты». Захожу к ним – там сидят Никулин, Плятт и Галя Кожухова (супруга актера Алексея Петренко). Меня пригласили к ним присесть за стол вместе выпить. В какой-то момент спиртное закончилось. И Галя предлагает: «Пойдемте к нам, сейчас Петренко приедет со съемок, мы его встретим и там посидим!» Я смалодушничал и пошел с ними. Зима. Плятт после перелома шейки бедра шел с палочкой. Обратно возвращались часа в три ночи. Иду, веду под руки двух народных артистов СССР и на поводке собачку. Вести трудно, они в кураже, вырываются. Вдруг схватили ограждения, которые ставили на обочине от снега, и перекрыли ими Суворовский бульвар. А сами спрятались за сугробом и хохотали, наблюдая, как машины доезжая до этого места, разворачивались и ехали обратно. Пошли дальше. Вдруг Плятту пришло в голову нарисовать палкой неприличное слово на сугробе. Надо было видеть, как он с актерской манерностью принялся каллиграфично писать на снегу матерное слово! Я и отец держим его под руки, а он изображает художника. Проезжавшие мимо сотрудники ГАИ остановились: не могли понять, кажется ли им, или кино снимают? Ведь сам Юрий Никулин и Ростислав Плятт усердно трудятся над нецензурным словом! Когда дошли до дома и свернули в арку, увидели там две фигуры – моя мама и жена Плятта. В сапогах и в накинутых на ночные рубашки шубах. Мама, не смотря на отца, скомандовала: «Домой!» Повернулась ко мне: «Как тебе не стыдно?! Ведь ты же с собакой!»
Как-то Плятт пригласил Никулина с женой и тещей Марией Петровной, которая проживала вместе с ними, на свой спектакль «Дальше – тишина». Надо заметить, что у зятя с тещей были прекрасные отношения. Перед спектаклем Плятт спросил Никулина: «Давай кого-то из твоих упомяну в спектакле?» Тот, не моргнув глазом ответил: «Вставь мою тещу!» И вот, во время драматического монолога, стоя у окна, Плятт вдруг говорит: «Противный дождик все еще идет. А бедная Мария Петровна выгуливает собачку Кутю», - и далее по тексту пьесы. Публика ничего не заметила, а Никулины тряслись от смеха. Бедная Мария Петровна замерла, не веря услышанному: «Что, что он сказал? Это про меня?» - шепотом спрашивала она дочь. «Про тебя, про тебя», - сквозь смех ответила та.
Однажды Плятт возвращался после спектакля и увидел, что машина Никулина очень грязная. Тогда он пальцем на ней написал: «Помой машину, дурак». В два часа ночи в квартире Плятта раздался телефонный звонок, голос Никулина: «Машину помыл, сам дурак».
Идет спектакль. По сюжету, герой Плятта, пожилой адвокат, приходит к клиентам. И вот, Ростислав Янович, тяжело дыша появляется на сцене. В зале бурные овации. Выждав паузу, Плятт поворачивается спиной к зрителю и, галантно здороваясь «со своими клиентами», приподнимает шляпу. На лбу Плятта написано слово «х…й». Артисты так хохотали, что объявили антракт!
Если вы хотите поддержать канал "Пераново перо" финансово, это можно сделать нажав соответствующую кнопку "поддержать". Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.
Олег Перанов