Точка зрения - дело тёмное. Кажется, что она появляется на основании каких-то логических доводов. Но, если присмотреться, может оказаться, что ещё до появления этих доводов наш ум обслуживает некий выбор, уже сделанный.
То есть, выбор точки зрения уже сделан (быстро и подсознательно), а ум подыскивает такие аргументы, которые делают уже выбранную точку зрения обоснованной. Игнорируя другие аргументы, которые противоречат выбранной точке зрения.
Попросту говоря, выбор делается в конструкции "нравится - не нравится" на подсознательном уровне, а интеллектуальная составляющая ума затем занимается тем, что называется "предвзятость подтверждения", и это считается когнитивным искажением.
Вот что писал на эту тему Эрих Фромм.
- Человек может принимать только те аргументы, которые уже находятся в гармонии с его характером, тогда как те, которые вызывают сомнения или критические замечания, будут игнорироваться или искажаться в направлении укрепления ранее сформированных черт личности. "A person can only accept those arguments which are already in harmony with his character, whereas those which bring about doubt or critical remarks will be disregarded or distorted in the direction of strengthening previously formed character traits."
(Fromm, E. Escape from Freedom. New York: Henry Holt and Company, LLC, 1994. p. 261.)
Видим, что под сформированными чертами личности подразумевается характер, Фромм так и пишет "previously formed character traits".
*
Небольшая справка. Возможны ошибки, так как сформировано ИИ, поэтому бдим.
- Этот феномен был изучен несколькими психологами и философами, включая Эриха Фромма. В научной литературе он известен как "конфирмационный биас" (confirmation bias) или "предвзятость подтверждения".
Конфирмационный биас - это тенденция человека искать, интерпретировать и предпочитать информацию, которая подтверждает его существующие убеждения, и игнорировать или искажать информацию, которая противоречит этим убеждениям.
Концепция конфирмационного биаса широко применяется в психологических исследованиях и связана с многими аспектами человеческого поведения, включая принятие решений, оценку рисков и формирование убеждений.
- Предвзятость подтверждения (также известная как "confirmation bias" или "myside bias" в англоязычной литературе) - это когнитивное искажение, при котором люди склонны искать, интерпретировать и запоминать информацию таким образом, чтобы она подтверждала их существующие убеждения или гипотезы.
Это явление характеризуется следующими аспектами:
Избирательный поиск информации: люди стремятся находить доказательства, поддерживающие их точку зрения, игнорируя противоречащие данные.
Предвзятая интерпретация: новая информация интерпретируется в пользу уже существующих убеждений, даже если она может быть истолкована иначе.
Предвзятость памяти: люди лучше запоминают и чаще вспоминают информацию, подтверждающую их взгляды.
Предвзятость подтверждения может привести к формированию и укреплению ложных убеждений, а также к принятию ошибочных решений. Она затрудняет объективную оценку ситуации и может создавать "эхо-камеры", где люди окружают себя только той информацией, которая соответствует их мнению.
В научной среде предвзятость подтверждения может проявляться в выборе методов исследования, интерпретации результатов и даже в процессе рецензирования научных работ. Это может приводить к искажению научных данных и замедлению прогресса в определенных областях знаний.
Осознание существования предвзятости подтверждения и активное стремление к объективности и критическому мышлению могут помочь уменьшить ее влияние на процесс принятия решений и формирования убеждений.
*
Обнаружилось также нижеследующее различение. Снова бдим.
- Чем конфирмационный биас отличается от предвзятости подтверждения?
- Термины "конфирмационный биас" и "предвзятость подтверждения" часто используются как синонимы, однако между ними есть небольшая разница.
Конфирмационный биас описывает тенденцию человека искать, интерпретировать и запоминать информацию, которая подтверждает его существующие убеждения, и игнорировать или искажать информацию, которая противоречит этим убеждениям. Это может проявляться в том, что человек активно ищет подтверждения своих убеждений, например, выбирает новостные источники, которые соответствуют его мнению, и укрепляет свою веру в свои убеждения, не задумываясь о том, что другие точки зрения также могут иметь основания.
Предвзятость подтверждения, с другой стороны, описывает более активную форму проявления конфирмационного биаса. Это может проявляться в том, что человек активно искажает или игнорирует информацию, которая противоречит его убеждениям, чтобы подтвердить свою точку зрения. Например, человек может игнорировать факты или доводы, которые противоречат его мнению, или даже специально искажать или выбирать только те аргументы, которые подтверждают его убеждения.
Таким образом, предвзятость подтверждения является более активной формой конфирмационного биаса, когда человек сознательно искажает информацию, чтобы подтвердить свои убеждения, в то время как конфирмационный биас может проявляться в более пассивной форме, когда человек просто выбирает и запоминает информацию, которая подтверждает его убеждения.
*
Далее продолжаю делиться подборкой (от ИИ) цитат из Фромма по запросу о предвзятости.
- "Существуют два вида свободы - свобода от внешнего принуждения и свобода от внутреннего тиранического голоса. Внутренний голос - это то, что делает человека слепым и глухим для тех аргументов, которые ставят под сомнение его убеждения" (из книги "Бегство от свободы").
- "Мы находим только то, что ищем, и мы находим только то, что уже знаем" (из книги "Искусство любить").
- "Мы все живем в собственной изоляции, замыкаясь в круге своих собственных интересов и мыслей" (из книги "Побег от свободы").
- "Мы принимаем только те факты, которые соответствуют нашим убеждениям, и игнорируем те, которые этим убеждениям противоречат" (из книги "Искусство любить").
- "Каждый человек создает свою собственную картину мира исходя из своих убеждений, желаний и страхов, и эта картина мира влияет на то, как он воспринимает и оценивает информацию" (из книги "Побег от свободы").
*
Любопытно, что это хорошо согласуется с восточными знаниями. Например, Садхгуру прямо говорит, что интеллектуальная функция ума "буддхи" обслуживает отождествление самоидентификации, сделанное функцией ума "ахамкара".
*
Теперь поговорим об ограниченности. Предвзятость уже выбивает почву из под ног так называемой аргументированной точки зрения. Если присмотреться, то всякая аргументация прячет за собой некое отождествление и предпочтение.
Но даже если смотреть на "чистую" аргументацию, всегда она локальна и всегда ориентирована на видение носителя.
Удивительно другое. До какой степени яро обычный человек отстаивает эту свою точку зрения. Вот где интересно исследовать.
Энергетически это понятно. Мозг не может обработать всевозможные комбинации рассуждений, а гештальт открыт и это боль, поэтому в результате, обычно, рассуждения скатываются-схлопываются в ту самую предвзятость подтверждения, но с таким видом, как будто это незамутнённый источник истины.
*
Кто дочитал до этого места (сомневаюсь, что это случилось, я сам прерывался не раз, чтобы закончить этот текст) - предлагаю очень простую игру. Приведите примеры из жизни, когда были уверены в своей правоте, а по прошествии времени становилось ясно, до какой же степени это было... предвзято.
*
В чём тут дело? Почему так? Одна из ниточек - доминантное устройство работы мозга. Когда та или иная доминанта "дорывается до власти" (читай, складывается) - она подавляет остальное до такой степени, чтобы остальное не могло помешать. Отчего и "умная мысля приходит опосля", и "бес попутал", и много чего ещё.
Отчего и не помогают медитации, во всяком случае, сразу. Требуется вырастить новую альтернативную доминанту, способную быстро принимать решения и брать на себя ответственность вместо старых, проверенных "автобанов" нервной системы - древних структур. Это как соревнование капли воды с рекой, если карикатурно для понятности. Нужно прорыть новое русло реки, притом сделать это правильно, затем уже спрямлять те участки старой реки, где накопились заторы.
Вот почему даже самый мудрый мудрец (иронизирую) всё равно может сорваться. Там, где тонко, может и прорвать. А личностный рост - одна сплошная тонкость.
Что же тогда, не надо расти? Тут каждый сам решает. На мой взгляд, расти необходимо. Но делать это нужно с учётом своей предвзятости и своей ограниченности.
*
Теперь предлагаю посмотреть вот с какой точки зрения. В обычной жизни часто случаются ситуации, когда всё происходит быстро и происходящее вызывает сильнейшие эмоции. Одна из причин возникновения эмоций - та самая скорость происходящего, нет возможности обдумать, нет времени, нет состояния, нет ресурса. В таких ситуаций трудно оставаться осознанным, скорее, невозможно - во всяком случае, без подготовки.
Но как-то же мы проживаем эти ситуации и живём дальше. Во всяком случае, те из нас, кто выжил после них, всякое бывает, случается, что люди погибают в стрессовых ситуациях.
Кто же принимал решения в этих ситуациях? Если смотреть честно, трезво, непредвзято, то может оказаться, что решения принимались с какого-то другого уровня себя, подсознательно, автоматически, настолько быстро, что иногда и не упомнишь, не то что осознанно проживёшь.
Те самые доминанты берут верх. Осознанность - лишь одна из функций, и в любой достаточно стрессовой ситуации управление перехватывают более мощные подсознательные функции. С этим мало что можно поделать.
Но это можно учитывать, осмысливать, и вырабатывать стратегии и тактики в связи с этим. Если честно признать, что всякий обладает предвзятостью, по умолчанию, если это станет частью нормальной культуры, то в любом диалоге все его участники сознательно могли бы учитывать свою предвзятость и свою ограниченность.
В то же время можно иначе смотреть на свою ограниченность. На мой взгляд, формулировать это только как когнитивные искажения, без осмысления общей картины - опасная практика. Это может быть использовано людьми не по назначению, а в качестве моральной дубины, мол, смотри, у тебя когнитивное искажение, а я тебе сейчас расскажу как надо жить. И чем такой рассказчик осознаннее? Важно не создавать идола, в том числе не создавать идола из знания о когнитивных искажениях.
Вижу смысл задуматься об эволюционной роли предвзятости, эволюционной роли доминантной работы мозга. Ничего в природе не появляется просто так. В условиях стресса, в условиях дефицита времени, нужно как-то действовать, а времени на размышления нет. Если зациклиться на сложных размышления, можно подпасть под действие принципа "промедление смерти подобно".
С такой точки зрения предвзятость даёт определённые преимущества: возможность действовать, решительность действий, стабильность психики, возможность объединяться в группу для решения общих задач. Та самая уверенность в своей правоте, будь эта правота трижды ошибочна, даёт возможность действовать, и действовать решительно, сохраняя стабильность, сфокусированность на цели, на достижении результата.
Позже может оказаться, что результат не радует, да и цель была не та, и вот человек снова устремляется куда-то, как та самонаводящаяся ракета, преследовать ускользающую цель. Но если слишком замедлить ракету - та попросту упадёт, у ракеты есть ограничения по скорости, и у человеческой психики ограничения тоже есть.
Осознавая эти ограничения, осознавая, что психике чуть ли не требуется пребывать в предвзятости, чтобы сохранять нужную, так скажем, "скорость полёта", или, скажем, "устойчивость в наведении на цель", можно совершенно иначе оценивать как себя, так и диалог с себе подобными, начиная его с осознания собственной предвзятости и ограниченности, и держа это осознание перед собой в течение всего диалога. Это непросто, но этому возможно научиться. Однако, такая культура, похоже, годится только для добровольно желающих найти обоюдовыгодное решение в диалоге.
Поэтому вопрос остаётся открытым: кому нужно добровольно желать находить взаимовыгодные решения в диалоге, используя культуру осознания собственной предвзятости и ограниченности?
*
Не лишён смысла и вопрос о том, относительно чего так называемые когнитивные искажения искажают? Возникает впечатление, будто тот, кто сформулировал так, знает некую абсолютную истину, относительно которой описываются когнитивные искажения. Думаю, при изучении когнитивных искажений важно осознавать эту ловушку. Ведь никто никакой абсолютной истины не знает, и это - единственное точное знание. Быть может, даже единственно абсолютное?