Реально, особо ничего, учитывая обстоятельства.
Изабеллу Французскую изменить мужу, королю Англии, заставили обстоятельства. Ну и его отвратительное поведение, конечно. Наверное, поэтому она даже не чувствовала ни вины, ни стыда. В итоге, Изабелла Французская, стала одной из немногих европейских королев, чья измена мужу доказана. Да она и сама ничего не отрицала. Прецедент для средневековья практически уникальный. Вот и давайте разберемся, чем же рисковала королева Изабелла предаваясь чувствам и страстям?
В самом начале нужно уточнить, что причины ненавидеть мужа у нее были. И ситуация, в которую королева попала из-за неумеренного фаворитизма своего супруга (это кстати придуманный историками термин) была очень опасна и для нее самой, и для их с мужем общих детей. Она хитростью выбралась в родную Францию из Англии, где была под властью фаворита мужа, Хью Диспенсера. Хитростью выманила из страны своего старшего сына и наследника престола, принца Эдуарда. А там, в Англии, в опасности остались еще трое ее детей. И нужно было что-то делать. Королеве нужны были союзники.
Она могла, конечно, просто оставить ситуацию так, как есть, вернуться с сыном назад к мужу. И надеяться на милость Хью Диспенсера. Этот товарищ уже по сути посадил ее в заточение и отобрал ее детей. А муж-король молчал. Он был без ума от своего фаворита. Какое будущее могло ждать саму Изабеллу и ее детей в Англии? Да кто знает? Может быть она преувеличивала опасность. А на самом деле это просто была обида на мужа, который за нее не заступился.
К чему я написала всю эту предысторию супружеской измены королевы Изабеллы Французской своему мужу, королю Англии, Эдуарду II? Для того, чтобы вы понимали, в какой ситуации была тридцатилетняя королева, когда в 1325 году в убежище во Франции перед ней возник 38-милетний сильный и мужественный Роджер Мортимер. А Изабелла отчаянно нуждалась в союзниках. Роджер Мортимер был готов стать таким союзником, и цели у них совпадали, оба Эдуарда II ненавидели. Была ли это любовь или расчет, вопрос спорный. Я этот вопрос еще подробно освещу в будущих статьях.
Здесь важнее другое. Да, на момент встречи с Роджером Мортимером, Изабелла Французская была в полной *опе. И была готова на многое, чтобы из этой *опы выбраться. Но публичная измена для средневековой замужней женщины, особенно для королевы, была крайне опасна. Стоил ли риск тех выгод, которые мог принести союз с Роджером Мортимером?
Итак, вернемся к теме статьи. Так чем же реально рисковала Изабелла Французская, изменяя мужу-королю?
Теоретически, она рисковала всем. За женскую супружескую измену в средневековье полагалась смертная казнь. Но даже этого мало. Когда речь шла о королеве, которая является матерью наследника престола, доказанная супружеская измена на любом этапе брака могла привести к тому, что всех ее детей признают бастардами и как минимум лишат наследства. И это как минимум. Жизнь таких «бастардов», особенно сыновей, которые могли претендовать на престол, автоматически попадала под угрозу. Ведь доказанная супружеская измена матери-королевы бросала на наследников тень незаконнорожденности. Но тут одного мнения никогда не складывалось, особенно когда мать-изменщица женщина очень серьезная, из серьезной семьи, которая может вступиться за права своих родственников. Короче, история супружеской измены в итоге могла перерасти в гражданскую войну за престол.
Поэтому, чисто теоретически, публично изменяя мужу, королева Изабелла рисковала всем, включая собственную жизнь. И более того, она рисковала будущим и жизнями своих четверых детей. Но, это все теория. А на практике обвинение в супружеской измене тем более королевам предъявлялось крайне редко. Особенно таким королевам, как Изабелла Французская.
Эта дама была дочерью короля Франции, на тот момент уже покойного. И родной сестрой короля Франции, который фактически правил в тот момент. Поэтому казнь женщины королевских кровей неизбежно привела бы к войне между Англией и Францией. Но эти страны и так постоянно воевали с переменным успехом.
У Эдуарда II могли быть и более веские причины для того, чтобы простить жену-изменщицу и приложить все усилия к тому, чтобы скрыть факт ее супружеской измены.
Первая и самая веская причина: дети. На момент 1325 года и всех этих событий, королю Эдуарду II был 41 год. Это совсем не мало для того времени. От брака с Изабеллой Французской он имел четверых детей, включая двух сыновей. Если бы эти сыновья в результате доказанной супружеской измены были признаны незаконнорожденными, то и сам король, и вся Англия попала бы в тупик престолонаследия.
Теоретически Эдуард мог бы жениться вторично и обзавестись новыми сыновьями-наследниками. Но для этого ему нужно было бы избавиться от брака с первой женой. А это было совсем не просто. Ведь супружеская измена не давала права на развод. А казнить жену было бы очень рискованно.
Вторая причина: репутация. Казнить жену и мать своих детей, даже если она изменяла, было весьма некрасиво для мужчины.
Поэтому вся эта история с супружеской изменой жены при любом раскладе для Эдуарда могла обернуться и публичным позором, и многолетними судами и переговорами о разводе и разделе приданного жены, до результата которых он рисковал и не дожить. И самое главное, опять же, при любом раскладе, тот тупик престолонаследия, в который страну вгоняла супружеская измена королевы, неизбежно в будущем привел бы к гражданской войне за престол. И даже неважно, успел бы Эдуард II развестись, жениться вторично и произвести на свет наследника или нет. У английской короны были и другие наследники, если бы сыновья действующего короля от первого брака были бы признаны бастардами. Короче, при любом раскладе, гражданская война в будущем.
Ну теперь немного о мировоззрении и семейной ситуации самой Изабеллы Французской. Дело в том, что родители будущей королевы тоже были в сложных отношениях. Ее мать, Жанна Наваррская, была женщиной с характером. Я кстати про нее несколько статей писала. Ходили слухи о том, что она изменяла своему супругу-королю Франции Филиппу IV. Правдивы ли были эти слухи или нет, не доказано. Но Изабелла не могла не видеть реакции своего отца-короля и не понимать причин этой реакции. Ее отец, Филипп IV, всячески пытался завуалировать не всегда достойное поведение своей жены. И делал он это по двум причинам. Первая: защита общих детей. И вторая: не желание потерять приданное супруги. А приданное там было серьезное: Наварра.
А чем в той же ситуации отличался бы муж самой Изабеллы? Ничем. У них и дети были. И чего делить не хотелось, тоже было. Поэтому, как вы думаете, уважаемые читатели, могла ли Изабелла Французская реально бояться казни за супружескую измену? Я думаю, реально нет. Но это мое сугубо личное мнение. Реально, она понимала, что в худшем случае ее запрут где-то в заточение. И не в темницу, а в приличный замок с садом и прислугой. И вот те на, она уже и так была в заточении, куда ее Хью Диспенсер отправил, пока во Францию не вырвалась. Так чем она реально рисковала, начиная публичный роман с Роджером Мортимером? Да ничем особо, в той ситуации.
Ну и еще один аргумент. На момент 1325 года во Франции уже более десяти лет гремело Дело Нельской башни. Это дело напрямую затронуло семью самой Изабеллы Французской. Это ее родной отец, Филипп IV, в 1314 году обвинил трех своих невесток, т.е. жен своих сыновей, в супружеских изменах. Так вот, к 1325 году, это обвинение пусть и косвенно, но стоило жизни и самому Филиппу IV, и двум из трех его сыновей. Но и этого мало. Короне Франции это стоило Наварры. В общем дорого обошлось. Поэтому на тот момент, Изабелла Французская могла обоснованно предполагать, что ее муж-король все же побоится последствий и не решится публично обвинить ее в супружеской измене. Слишком свежи еще были воспоминания о Деле Нельской башни. И последствия были на лицо.
Таким образом, лично мое мнение, которое я никому не навязываю, что на фоне сложившейся на момент 1325-го ситуации Изабелла Французская едва ли в серьез боялась тяжелых последствий своей супружеской измены. И не стоит забывать, что ее текущая на тот момент ситуация была значительно опасней возможных последствий супружеской измены.
Спасибо за внимание, уважаемые читатели!