В 1989 году в газете «Собеседник» выходит интервью Есена Исмаилова данное Игорю Оранскому. После этой статьи к Учителю со всего Союза начали съезжаться множество желающих заниматься, и у него дома жили одновременно до 50 человек.
10. СТАТЬЯ ИЗ ГАЗЕТЫ «СОБЕСЕДНИК» №40, ЗА СЕНТЯБРЬ, 1989 ГОД.
«Пасть дракона», или Удивительные загадки УШУ
Китайское боевое искусство ушу, родившееся еще на заре нашей эры и давшее начало многим восточным единоборствам – каратэ, таэквондо и некоторым другим, - стало известно в Америке и Европе лишь в 60-х. И с тех пор пользуется огромной популярностью. В нашей же стране ушу начало официально развиваться совсем недавно, какой-нибудь год назад. И пока большинство людей судит об ушу по ксерокопиям изданных на Западе книг, видеокассетам все с тем же Брюсом Ли и фильмам, изредка транслируемым (да и то по частям) телевидением. Именно этим и объясняются связанные с ушу слухи, мифы и небылицы. И чтобы внести ясность в этот вопрос, наш корреспондент побеседовал с одним из известнейших советских мастеров Есеном Исмаиловым из Киргизии.
– Есен, и все же, что такое ушу?
– Начнем с того, что у этого боевого искусства много названий, а самые распространенные – ушу, кунг-фу, гун-фу. Я предпочитаю последнее, отчасти потому, что именно его преподавал мой учитель. Ушу у нас именуют «оздоровительной гимнастикой», но на самом деле это не так. Ушу – боевое искусство, хотя в нем, естественно, есть и оздоровительные элементы, которые неразрывно связаны с боевыми. Ушу попало в Китай из Индии и на протяжении нескольких веков развивалось в монастырях, в закрытой семейной системе, хотя в истории его были периоды, когда оно пользовалось поистине всенародным признанием. Но уже в нашем веке, во времена «культурной революции», на ушу начались настоящие гонения, и большая часть известных мастеров покинула Китай, обосновавшись в Гонконге, на Тайване, некоторые – в США и Европе. В первых двух странах и находятся сейчас сильнейшие школы.
А назвали ушу «гимнастикой» те ученики мастеров, которые не успели освоить как следует это искусство. Придумали свои школы, свою систему соревнований, где выступления оцениваются, как в гимнастике, по баллам. Родители мои, дунгане по национальности (дунгане – те же китайцы, и речь похожа, и одежда, и обычаи, вот только вера разная), побывали недавно в КНР, где, кстати, и я родился, и потом рассказывали, что от классической школы практически ничего не осталось. Да и сами китайцы мне как-то говорили: «Пройдет еще лет двадцать, придется ваших ребят для преподавания приглашать…»
– А где получили знания вы?
– Заниматься я начал давно, еще 27 лет назад, в Китае. В один прекрасный день узнал, что есть сильный мастер, и поехал к нему. Уж очень хотелось научиться драться.
Мастер действительно был сильный – он 24 года в китайском монастыре занимался, а общий стаж занятий у него был 50 лет. Учеников он вообще-то не брал – за всю жизнь их у него было четверо. Когда я к нему приехал, он меня не сразу стал учить – поначалу я просто жил у него в доме, убирал, помогал по хозяйству. А он приглядывался ко мне, изучал, смотрел, подхожу ли, можно ли мне свое искусство передавать. А потом начал учить. Я каждый день тренировался, причем строго по часам – такая система в школе «Тигр и Дракон». Три года мы с ним на природе занимались – в лес уходили, в горы. Я, правда, поначалу ничего не понимал, не чувствовал, а потом сила бешеная появилась: скажем, учитель уходит, оставляет меня одного в горах, а мне не страшно – такое ощущение, сто пусть хоть стая волков нападет, всех разорву.
Чуть позже энергия появилась – дотронься до меня, током ударит, причем по-настоящему, сильно. И только потом постепенно начало приходить понимание того, о чем мне учитель говорил,– некоторые вещи я понял уже после его смерти, когда сам взрослым стал…
– В общем, драться вы научились. А дальше?
– Да, драться научился. И дома первое время, к сожалению, частенько в драки ввязывался. Так и жил: сегодня одну компанию гоняю, завтра – другую. А потом осознал, что настоящему мастеру драка не нужна. Вспомнил случай, который однажды произошел с учителем. Как-то раз стоял он на остановке и увидел, как трое хулиганов пристают к старику. Он им напомнил про уважение к старшим, так они на него накинулись. Один замахнулся, но учитель взял его за руку – и у него рука отнялась. Второй попытался ногой ударить, он уклонился – и тот упал. А третий начал сквернословить, и учитель дотронулся до его лица и тут же отпустил. А вечером приходят к нему старики – родственники парней. Извинялись долго, а потом попросили помочь третьему парню: у него все лицо перекосило, хоть операцию делай. Учитель сам пришел к нему, дотронулся до его лица – и все прошло. А на прощание сказал: «Больше не делай так…»
– Значит, ушу не только физическая подготовка?
– Нет, конечно. Настоящий учитель всегда подолгу беседует с учеником, учит его не только ударам, но и жизни вообще. А иногда учит так, что поначалу ты даже не понимаешь что к чему. У меня был случай, когда я однажды сорвал при учителе цветок и начал его нюхать. Учитель молча вырвал его у меня из рук и выбросил. И только перед самой смертью объяснил, что, когда вдыхаешь запах, внутрь может попасть пыльца, которая может любое заболевание вызвать, вплоть до рака. Правда, не все цветы опасные, но если разницы между ними не знаешь, то лучше издалека любоваться… Искусство и учитель вообще многому учат. Вежливости, уважению к старшим, доброте, честности, пониманию природы, себя и других. И в процессе занятий человек меняется в лучшую сторону – я это и на себе чувствовал, и ученики мне об этом рассказывали. Вот мне учитель говорил: если у тебя что-то просят, то даже если вещь лежит в кармане, говори: я постараюсь, а если она у тебя дома, говори: я не знаю. Потому что обманывать нельзя.
Вообще от занятий пользы много. Они здоровье дают – ведь большинство людей неправильно ходит, неправильно дышит. Учитель когда умирал, ему 82 года было – ни одной морщины, ни одной капли жира. До ста лет мог бы жить, но просто устал и решил уйти.
Еще ушу у человека характер воспитывает, а вдобавок дает возможность очень многое изучить и познать. Я несколько лет назад решил музыке научиться и пришел поступать в училище, так, когда меня за пианино первый раз посадили, надо мной все смеялись, потому что до клавиши дотронулся, а она тут же вылетела. А уже через год я многих своих преподавателей превзошел, и сейчас, бывает, я сутками не встаю из-за пианино, пишу музыку. Это все ушу…
– Об ушу часто рассказывают настоящие чудеса – это правда или вымысел?
– В ушу много есть такого, что непосвященному человеку непонятно. А для того, кто давно занимается, ничего удивительного в этом нет. Вот, скажем, в нашей школе есть такой комплекс «Фын», когда человек каждую ночь выходит на улицу и получает энергию от определенных звезд. Или фильмы китайские, когда, например, мастер берет пику, упирает ее острием себе в горло, а тупым концом в тележку и эту тележку толкает. Ну и что здесь особенного? Это все благодаря расслаблению – если правильно расслабиться, по тебе бульдозер может проехать – никакого вреда не будет. А в Киеве был случай: мой ученик демонстрировал дыхательное упражнение «Пасть дракона», так ко мне потом люди подходят и рассказывают: когда он вдыхал, тех, кто в первых рядах сидел, вперед тянуло, а когда выдыхал, словно назад отбрасывало. Но это же нормально, это просто означает, что он все правильно делает. А возьмем разбивание предметов. Я без труда могу доски ломать толщиной 40-60 миллиметров или даже больше, три черепицы одним пальцем пробиваю. Это тоже в порядке вещей. Правда, настоящие китайские мастера – те, кого очень мало осталось – по-другому делают. Они готовят специальное лекарство из 48 видов растений и 13 видов костей (надо знать, например, сколько лет слоновой кости, надо знать, когда родился тигр, чьи кости идут в снадобье,- под какой луной, в четный или нечетный год), 8 лет его настаивают, потом мажут руку и могут пробивать все что угодно. А так – в старости все сказывается.
В ушу еще много интересных вещей. Я, например, могу человеку нанести травму и тут же ее вылечить, надавив на определенные точки. Вот только объяснить ничего не могу. Я делаю то, чему меня учитель учил, а почему это так или иначе, не знаю. Да и он не знал. Ко мне как-то один профессор приехал, думал, что я шарлатан, а я ему руками головную боль за несколько секунд снял. Он спрашивать начал: как вы это делаете? А мне ответить нечего – делаю, и все.
– А учеников у вас много?
– Не очень. По идее ведь для успешных занятий ученик должен хоть несколько лет жить в одном доме с тобой. Ко мне время от времени приезжают люди, живут у меня, едят-пьют – бесплатно, разумеется, потому что за искусство денег брать нельзя, и они потом так же со своими учениками будут обращаться, – тут же тренируются. А в моей школе в Киеве (между прочим, планирую и в Москве школу открыть) усвоение навыков медленнее раза в три идет. В городе ведь условия другие, а по законам школы заниматься надо на природе, да еще так, чтобы никто не видел и не мешал. Вот тогда толк будет большой. Тогда ты с природой сливаешься, становишься часть ее. Кстати, во время занятий даже плевать нельзя – все должно в организме циркулировать, все по правилам должно быть.
Хочу сказать, что к стопроцентному охвату в ушу стремиться не надо. Я никого не зову заниматься, люди сами приходят. И уходят сами. Если из 100 новичков через год останется 10, это хорошо. Если через 10 лет из этих 100 останется один – это прекрасно, потому что он станет настоящим мастером.
– А заниматься ушу может каждый?
– Да, любой человек в возрасте от 14 до 50 лет – ни раньше, ни позже начинать нельзя. А так тренироваться можно хоть до конца жизни. Вот мне 42 года, а программа занятий есть еще как минимум на 15 лет. Да и дальше будет что делать – здесь предела совершенству нет.
– А как вы относитесь к Брюсу Ли, через которого, собственно говоря, ушу и получило известность?
– Если бы я мог с ним побеседовать, я бы сказал, что он за человек. А так он для меня просто актер. Причем не очень высокого класса – даже в Москве есть люди, которые могут показать то же самое…
А китайцы, кстати, его не любят: он же за деньги учил, причем за большие, за урок по 500 долларов брал, а искусство и коммерция – вещи несовместимые.
– Есен, ушу только начинает у нас развиваться, но уже привлекло к себе огромную армию поклонников, а со временем, не сомневаюсь, их будет еще больше. Как вы считаете, принесут ли занятия ушу людям пользу?
– Если правильно заниматься, я имею в виду у хорошего мастера, по всем правилам, то польза будет огромная. Здоровье, понимание себя и окружающих, моральное совершенствование – думаю, все это нужно людям, причем очень нужно…
Игорь Оранский.