Найти тему
ПИНАКОТЕКА

СКУЛЬПТУРА: БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ ТОРС

Из лекций С.В.Стахорского

Бельведерский торс представляет собой фрагмент скульптуры периода раннего эллинизма (IV–III века до н.э.). Сохранились только торс и бедра: голова, руки, голени и ступни утрачены. Считается, что скульптура изображает Геракла, сидящего на шкуре убитого им Немейского льва. На постаменте имеется надпись, указывающая имя создателя — Аполлоний Афинский. До нас дошел не оригинал, а римская мраморная копия, датируемая I столетием до н.э. Она была найдена в конце XV века при раскопках римского театра Помпея и выставлена в Бельведере Ватикана, откуда пошло ее современное название.

Бельведерский торс. Музей Ватикана
Бельведерский торс. Музей Ватикана

Найденная скульптура поразила художников Ренессанса мощной пластикой и тончайшей проработкой поверхности камня, отчего создавалось впечатление, будто она живая, будто дышит. Скульптура сразу приобрела огромную популярность и для многих художников послужила эстетическим образцом.

Существует легенда, что папа Юлий II, осмотрев находку, предложил Микеланджело ее восстановить, добавив утраченные части тела, но тот почтительно отказался, заявив, что торс настолько прекрасен, что его не нужно ничем дополнять.

Папа Юлий разглядел лишь изъяны скульптуры, Микеланджело увидел в ней впечатляющий образ и впоследствии воплотил его в своих творениях — рисунках, фресках и статуях.

Микеланджело. Эскиз неосуществленной фрески «Битва при Кашине» (перо и тушь), 1505–1506 годы. Галерея Уффици, Флоренция
Микеланджело. Эскиз неосуществленной фрески «Битва при Кашине» (перо и тушь), 1505–1506 годы. Галерея Уффици, Флоренция

Под воздействием Бельведерского торса Микеланджело создает образ Адама в фреске плафона Сикстинской капеллы и статую «День» в скульптурной группе капеллы Медичи.

Микеланджело. Эскиз фрески «Сотворение Адама» (перо и тушь), 1508–1510 годы. Британский музей, Лондон
Микеланджело. Эскиз фрески «Сотворение Адама» (перо и тушь), 1508–1510 годы. Британский музей, Лондон
Фрагмент фрески Микеланджело «Сотворение Адама», 1508–1510 годы. Плафон Сикстинской капеллы, Рим
Фрагмент фрески Микеланджело «Сотворение Адама», 1508–1510 годы. Плафон Сикстинской капеллы, Рим

Влияние Бельведерского торса сильнее всего проявилось в героях центральной фрески Сикстинской капеллы — «Страшный суд». Это Святой Варфоломей (он держит в руках содранную с него кожу, и на ней Микеланджело написал автопортрет) и Христос-судия.

Святой Варфоломей, фрагмент фрески Микеланджело «Страшный суд», 1536–1541 годы. Алтарная стена Сикстинской капеллы, Рим
Святой Варфоломей, фрагмент фрески Микеланджело «Страшный суд», 1536–1541 годы. Алтарная стена Сикстинской капеллы, Рим

В средние века и период Раннего Возрождения Христос обычно изображался добрым пастырем или мучеником, распятым на кресте, или мудрым пантократором-вседержителем, озирающим мир людей из-под купола храма. Христос Микеланджело — грозный судия; его энергичная поза выражает непреклонную волю бога, творящего последний суд.

Христос-судия, фрагмент фрески Микеланджело «Страшный суд», 1536–1541 годы. Алтарная стена Сикстинской капеллы, Рим
Христос-судия, фрагмент фрески Микеланджело «Страшный суд», 1536–1541 годы. Алтарная стена Сикстинской капеллы, Рим
-8

Влияние Бельведерского торса прослеживается в скульптурах Бернини: Плутон, похищающий Прозерпину; аллегория Ганга, одной из статуй фонтана Четырех рек.

-9
Джанлоренцо Бернини. «Похищение Прозерпины Плутоном», 1622 год. Галерея Боргезе, Рим
Джанлоренцо Бернини. «Похищение Прозерпины Плутоном», 1622 год. Галерея Боргезе, Рим
Джанлоренцо Бернини. «Ганг», фонтан Четырех рек, 1648–1651 годы. Пьяцца Навона, Рим
Джанлоренцо Бернини. «Ганг», фонтан Четырех рек, 1648–1651 годы. Пьяцца Навона, Рим

Рубенс настолько был впечатлен Бельведерским торсом, что сделал его рисунок, а в дальнейшем воспроизвел его фигуру в персонажах нескольких картин: с него, в частности, написан пьяный Геракл.

Питер Пауль Рубенс. «Бельведерский торс» (бумага, сангина), 1602 год. Лувр, Ланс
Питер Пауль Рубенс. «Бельведерский торс» (бумага, сангина), 1602 год. Лувр, Ланс
Питер Пауль Рубенс. «Пьяный Геракл с нимфами и сатирами», 1611 год. Галерея старых мастеров, Дрезден
Питер Пауль Рубенс. «Пьяный Геракл с нимфами и сатирами», 1611 год. Галерея старых мастеров, Дрезден

Делакруа придал черты Бельведерского торса образам грешников, осужденных на вечные муки в аду. Они цепляются за ладью Данте, плывущую в кипящей реке.

Эжен Делакруа. «Ладья Данте» (фрагмент), 1822 год. Лувр, Париж
Эжен Делакруа. «Ладья Данте» (фрагмент), 1822 год. Лувр, Париж

Михаил Нестеров в портрете Ивана Шадра отмечает связь автора знаковой скульптуры социалистического реализма «Булыжник — оружие пролетариата» с культурными традициями античности. Шадр изображен высекающим из мрамора фигуру, в которой определенно узнается Бельведерский торс.

Михаил Нестеров. Портрет Ивана Шадра, 1934 год. Третьяковская галерея, Москва
Михаил Нестеров. Портрет Ивана Шадра, 1934 год. Третьяковская галерея, Москва

-16

© Стахорский С.В.