4K подписчиков

Книга “Франкенштейн. Запретные знания эпохи готического романа” Джоэла Леви: Мрачные, но прогрессивные времена

Роман Мэри Шелли “Франкенштейн, или Современный Прометей” (1818) однозначно стал настоящим памятником литературы. Спустя 206 лет после первой публикации, он не теряет актуальности и продолжает интересовать творческих людей.

Этот роман многократно экранизировали, и сейчас в производстве находятся целых два проекта – у Гилльермо дель Торо и Мэгги Джилленхол; идеи из него используются в разных фильмах; с приятным удивлением обнаружила упоминание экранизации романа Джеймсом Уэйлом в драме “Дух улья” (1973) Виктора Эрисе. Эрисе использовал образ Существа в качестве метафоры ужаса и войны.

Чтобы получше изучить и сам роман, и то, что окружало его создание, не смогла пройти мимо книги “Франкенштейн. Запретные знания эпохи готического романа” Джоэла Леви (Gothic Science. The Era of Ingenuity and Making of Frankenstein).

Джоэл Леви (Joel Levy) – это писатель и журналист из Лондона. Он является автором книг по науке и истории: "Записная книжка Ньютона" (Newton’s Notebook), "Настольная книга по химии" (The Bedside Book Of Chemistry) и "Пчела в соборе" (A Bee In A Cathedral), последняя из которых представляет собой инфографический путеводитель по увлекательному миру научных аналогий. Он также писал очерки и статьи для британской национальной прессы, выступал на национальном телевидении и в многочисленных местных и общенациональных радиопередачах. Джоэл долгое время изучал историю науки и медицины, имеет степень бакалавра биологических наук и магистра психологии.

Его книга “Франкенштейн. Запретные знания эпохи готического романа” впервые была опубликована 11 января 2018 года.

Этот текст бросает взгляд на мир науки в Европе конца XVIII – начала XIX веков через художественное произведение. Роман Мэри Шелли появился в период очень бурных научных размышлений и открытий. Как и реальные учёные, книжный главный герой Виктор Франкенштейн принимается за дело, которое сопряжено с опасностью. Он самонадеян, амбициозен, и из его безрассудного любопытства рождается монстр (но опять же – по сути существо незлобливое, но необдуманность поступка порождает жуткие последствия). В любом случае появление Существа символизирует собой неоднозначность, которая провоцирует обилие споров, идей и тревог в науке того времени. Шелли привлекает внимание к пересечению науки и философии, подчеркивая различные взгляды на жизнь и тело, которые существовали до создания её романа. Мэри Шелли запустила цепочку рассуждений: как воля разума воздействует на остальные части тела и что такое жизнь.

Литературный и исторический анализ подвергает сомнениям почти все детали истории Мэри Шелли, но, как и её роман, ставший мифом, рассказ о его происхождении тоже превратился в легенду. И, несмотря на неправдоподобие, он поднимает множество животрепещущих вопросов своего времени – вопросов, вдохновивших Мэри на создание романа и его действующих лиц, а также на изучение невероятно обширной коллекции источников, что придало её истории необыкновенную мощь и неугасающий резонанс.

В романе “Франкенштейн” прослеживается тема связи электричества с биологией. В 1790х она широко обсуждалась профессором анатомии Луиджи Гальвани (Luigi Galvani) из Болонского университета и профессором физики Алессандро Вольтой (Alessandro Volta) из университета Павии. Они спорили об идее “биоэлектричества”, которая связывала электричество и нервно-мышечную активность.

Роман Мэри Шелли “Франкенштейн, или Современный Прометей” (1818) однозначно стал настоящим памятником литературы.-2

В 1781 году Гальвани начал серию экспериментов, подключив нервы лягушачьих лапок к лейденской банке (устройству, которое накапливало и высвобождало статический заряд при прикосновении). Он наблюдал за сокращением мышц ног в ответ на электрический ток, который Гальвани стимулировал этим устройством. В работе было обнаружено, что лягушачьи лапки дёргались, когда их привязывали к железным перилам в его саду. Эти спонтанные движения наводили на мысль, что электричество исходит от самой мышцы и что в соединении с нервами мышцы действуют во многом подобно лейденским банкам, накапливая и высвобождая электрический ток, вызывающий движение.

В 1792 году эксперименты Вольты показали, что он также может вызывать сокращения, когда одновременно прикладывает два разных металла, вызывая сокращения в лягушачьих лапках. Он опроверг эксперименты Гальвани своим предположением о том, что мышца реагирует на внешний электрический потенциал и не накапливает его.

Совместная работа Гальвани и Вольты вызвала споры о генерации электрического тока между анималистами, кто верил, что электричество имеет биологическое происхождение и вызывает сокращение мышц, как показал Гальвани; и металлистами, кто верил в идеи Вольты о контактном потенциале.

В лаборатории Гальвани было очень много расчленённых трупов лягушек, таинственных инструментов и образцов изменённых мышц – всё это символизировало, что работа велась на стыке жизни и смерти. Вполне вероятно, что это оказало влияние на Шелли, учитывая, что научные изыскания Виктора Франкенштейна во многом совпадали с научными изысканиями Гальвани.

Согласно книге Джоэла Леви, круг знакомых Мэри Шелли обсуждал различные философские идеологии во время написания её романа. Наиболее ожесточённая борьба развернулась между витализмом (идеей о том, что жизненные процессы нельзя свести исключительно к физическим или химическим терминам) и механицизмом, верой в то, что жизнь можно полностью объяснить физическими и химическими явлениями.

Открытия в области генетики и ДНК помогли прояснить организацию человеческого тела, но науке ещё предстоит полностью и должным образом объяснить наше сознание. В романе Шелли Виктор Франкенштейн оживляет Существо чисто физическими средствами, но умственное развитие создания связано как с материальными, так и с нематериальными переживаниями. Обучение, память и эмоции проистекают из физических взаимодействий в нервной системе Существа. Таким образом, точка зрения Мэри Шелли по данному вопросу остаётся размытой.

Также темой романа является и смерть. И это логичное включение, не только потому, что Виктор Франкенштейн стремился оживить мёртвое, но это происходит от того, что смерть ходила по пятам самой Мэри Шелли.

В октябре 1796 года её мать Мэри Уолстонкрафт, преданная и покинутая любовником, приняла решение умереть. Она бросилась в Темзу с моста Патни, но её увидели лодочники. Они спасли женщину, чему она рада не была. В октябре 1816 года сводная сестра Мэри Шелли покончила с собой, приняв лауданум. А первая жена Перси Б. Шелли утопилась в речке в лондонском Гайд-Парке в ноябре 1816 года. Но, пожалуй, самым страшным оказалось то, что Мэри Уолстонкрафт умерла именно от осложнений при рождении своей дочери, будущей писательницы.

Сама Мэри Шелли родила первого ребёнка в 1815 году, но он прожил недолго. И мысли о потере постоянно её преследовали, досаждая и во сне. Возможно, эти размышления могли натолкнуть её на идею: а что, если бы можно было вернуть человека, стоящего на пороге смерти, даже, более того, вернуть того, кто перешагнул этот порог.

Год публикации романа “Франкенштейн” принёс значительный прогресс в оказании срочной медицинской помощи женщинам с кровотечениями при родах. Кстати, в таком состоянии была сама Мэри после выкидыша в июне 1822 года. Попытка переливания крови предпринималась ещё в те времена, когда Уильям Гарвей (William Harvey) проводил эксперименты с кровообращением, но изначально кровь переливалась от животных к человеку. Эти попытки были крайне опасны, потому их запретили.

Роман Мэри Шелли “Франкенштейн, или Современный Прометей” (1818) однозначно стал настоящим памятником литературы.-3

Вероятно, первое успешное переливание крови от человека человеку было выполнено в 1795 году американским врачом Филипом Сингом Физиком (Philip Syng Physick) в Филадельфии. В 1818 году английский акушер Джеймс Бланделл (James Blundell) впервые произвёл успешное переливание крови при попытке остановить послеродовое кровотечение, использовав в качестве донора мужа пациентки. Бланделл получил 110 мл крови из вены на руке мужчины и с помощью шприца влил её женщине. В дальнейшем он прибегал к этой технике несколько раз, половина из этих случаев была успешной. Неуспех базировался на отсутствии в то время знаний о совпадении групп крови, которые имеются в наше время.

Это лишь часть научных экспериментов и деяний, которые содержатся в книге Джоэла Леви. Она точно поможет смотреть фильмы-экранизации романа “Франкенштейн” глубже.