Смерть - естественный процесс, неотъемлемая часть жизни. Человек осознаёт свою смертность в отличие от животных. Когда ребенку исполняется год (или чуть больше) - он начинает понимать, что существует мир вокруг, что мать - нечто отдельное, а вовсе не продолжение его самого. Получается, есть я - и есть всё остальное.
С годами приходит и понимание, что было время, когда нас еще не существовало, а мир вокруг уже был! Машины ездили по дорогам, родители занимались какими-то своими делами - и, может быть, даже были счастливы! Без нас! Деревья росли, птички пели, зима сменялась весной. Целая жизнь разворачивалась вокруг - и все без нас! Значит, будет время, когда мы снова уйдем в пустоту, перестанем существовать, но какие-то люди продолжат рождаться, поступать в университет, влюбляться и так далее.
То, что мы всё это понимаем, заставляет нас сталкиваться с ворохом неприятных чувств. Это обида за то, что праздник жизни возможен без нас. Что мы умрём, а остальные останутся. Это страх - а что будет? Или не будет ничего? Как это? Это грусть от того, что мы потеряем себя, близких, возможность жить.
Смерть постоянно о себе напоминает, снова и снова задавая нам вопрос, на который приходится найти ответ. Только бы не пугаться до жути, только бы не тосковать слишком сильно. Ответ религии подходит очень многим людям. То, что нас ждёт что-то впереди, что все-таки будет какой-то второй шанс или просто продолжение банкета, мы не окажемся в пустоте и забвении - успокаивает. Для многих этого достаточно, чтобы больше никогда не мучиться вопросами про смерть. Другие могут искать ответ всю жизнь.
Кроме проблемы собственной смертности, есть еще и смерть близких. Тех, кого мы любим, с кем дружим, кто был всегда рядом, кто поддерживал, с кем приятно беседовать. Точно так же мысль о том, что смерть это не конец - помогает и в этих ситуациях справиться с горем. Более-менее это стало понятно людям десятки тысяч лет назад!
Самое раннее человеческое погребение (найденное на данный момент) датируется более 100 тысячами лет назад. Скелет человека, покрытый пятнами красной охры, был найден в пещере Скул в Израиле. Рядом было найдено много обрядовых погребальных предметов.
Одной из ключевых причин совершения погребальных обрядов была потребность выразить уважение и почтение к умершим. Ритуалы демонстрировали, что жизнь каждого человека была значима, и его утрата заслуживала особого внимания. Это могло способствовать сохранению памяти об умершем в общине.
Вера в жизнь после смерти или в возможность возвращения души умершего легко объясняет наличие различных предметов в могилах. Погребальные обряды могли служить способом подготовить умершего к следующей жизни, будь то через предоставление ему предметов для путешествия или через ритуалы, которые помогали душе найти покой.
Погребальные обряды усиливали социальные связи внутри общины. Совместное участие в ритуалах помогало объединять людей, укреплять чувство общности.
Исторически похороны были коллективным усилием, способствуя взаимопомощи и доверию. Но в современном обществе этот процесс стал профессионализированным и усложненным, что уменьшило участие сообщества в похоронах. Этот сдвиг, вызванный модернизацией, привел к изменениям в восприятии людьми похоронных ритуалов. По мере того как люди становятся менее зависимыми от поддержки сообщества в вопросах смерти, социальные связи ослабевают. По сути, похоронные услуги превратились в современном обществе в товар.
У древних славян было принято тщательно готовить тело к погребению:
- Омовение и облачение: Тело умершего омывали и одевали в чистую одежду. Часто использовали специальную похоронную рубаху или саван.
- Положение тела: Тело укладывали в гроб или на специальные носилки, часто помещая его в избу до погребения, чтобы родственники и близкие могли проститься с умершим.
В ранние времена славяне практиковали кремацию, считая, что огонь очищает душу и помогает ей быстрее достичь загробного мира. Пепел помещали в урну и хоронили или сохраняли в специальном месте.
Одним из ключевых факторов, повлиявших на изменение похоронных практик у славян, стало принятие христианства в X веке.
Христианство принесло новые погребальные обычаи, где предпочтение отдавалось захоронению тела в земле. Это было связано с верой в воскресение мёртвых и необходимость сохранения тела для этого события.
Христианская церковь считала кремацию языческим обычаем и, следовательно, стремилась её искоренить. Захоронение в могилах стало нормой, соответствующей христианским представлениям о загробной жизни и спасении души.
Также крематорные костры требовали значительных ресурсов, особенно древесины. В условиях лесного хозяйства и растущих населённых пунктов это могло стать проблемой.
В итоге захоронение тел в земле заменило кремацию, хотя последние десятилетия погребальные практики снова меняются вследствие изменений экономических и экологических (огромная плотность населения в больших городах, пищевые цепочки и всякое такое, очень интересная тема, скоро напишу про это!).