Вопрос:
«Люди говорят, что мы поем в церквях “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав”, но где эта победа над смертью?
Мы видим, что Христос восстал из мертвых, но мы-то с вами что? Как можно этому радоваться, если мы все равно умираем? Правда ли что что-то ключевое произошло или все это только в будущей жизни? Почему он вообще победил?»
Ответы на эти вопросы важно знать не только в целях полемики с маловерующим человеком или человеком другой религии, это важно знать для тебя самого. В этом заключается как бы семечко, соль нашей веры. Если мы этого не знаем, не понимаем, то, наверное, нам сложно в этом мире быть радостными.
И когда Христос говорит:
Для того чтобы понимать, какую победу Христос совершил в этом мире, почему мы уже сейчас причастны ей, нужно понимать, что такое жизнь. Иногда нам кажется, что жизнь – это нечто физиологическое, то, что есть у всех. Вот мы родились, мы дышим, пьем, едим, и поэтому мы живем, потом положено умирать через 70-80 лет.
На самом деле это не совсем так. Христианство понимает жизнь совершенно иначе. Христианство говорит, что ты человек, как маленький ребенок, еще не родившийся, в утробе матери, и ты связан с мамой-пуповиной, без нее ты жить не сможешь.
У тебя своя отдельная кровеносная система, свое сердце, свои легкие даже есть. Но ты живешь жизнью мамы. Если она не будет питаться и есть, то ты тоже жить не сможешь. Ты максимально зависим от своей матери.
И человек создан точно таким же. Он полностью зависим от всего Небесного Отца, и поскольку в человеке в самом жизни нет, эту жизнь ему должен давать Бог. Он ее всегда бы и давал, Бог не делает абортов, Он никогда не разрывает эту пуповину. Поэтому как дар, как знак любви Господь всегда давал и должен был давать Адаму, Еве и будущим их потомкам свою жизнь.
И глубинный смысл грехопадения в том, что человек сам отрывается от Бога. Говорит:
«Я не хочу быть с тобой. Я хочу попробовать жить отдельно».
Все кончается, человек сам разрывает пуповину, и долго жить он не может.
Как цветочек, который отрезали и поставили в вазу, у него нет своих корней, у него нет источника связи с жизнью. Он сколько-то, может быть, даже цветет и пахнет, но дальше он обязательно засохнет или сгниет. То же самое происходит с человеком. Он засыхает, а потом гниет. Старость, смерть, все кончается.
Но что нам сейчас важно понять?
Проблема в том, что когда человек живет на земле, он каким-то образом может находить свое счастье в общении с Богом. Когда ты общаешься с Богом, когда ты чувствуешь Его близость, когда ты, как говорил отец Савва Мажуко, на ручках у Бога находишься, он тебя качает, тебе хорошо, ты находишь в этом смысл. Иначе во всем другом смысл найти невозможно.
И богатейший, величественнейший, множество женщин было у него, что не есть хорошо, но что для многих показатель успеха и счастья, и блаженства, Соломон пишет свою книгу «Экклезиаст». Там написано, что никакого счастья он найти во всем этом не смог. Все проходит, все суета-сует, ничего нет нового под солнцем, все ужасно и плохо.
Да, ты можешь жить, наслаждаться этой жизнью, пить ее через край даже, но скоро твои жернова затупятся, грубо говоря, у тебя выпадут зубы, ты состаришься, тебе эти удовольствия уже не будут приносить такого драйва, что было в юности, более того, ты просто умрешь.
И вот смысл жизни для тех людей, кто его познал, заключается в единении с Богом. И здесь, на земле, даже падшие люди, Адам, Ева и все их потомки, могли с Богом общаться, в этом находить счастье. Могли Ему помолиться, могли с Ним поговорить, когда им тяжело.
Открываем Псалтирь, читаем, как Давид просит, чтобы Господь был с ним рядом, жалуется, плачет, кряхтит, стонет, кричит, вопит, «Господи, что с тобой, ты спишь?». Он это все говорит, и в этой молитве находит счастье посреди скорбей этого мира.
Но что происходит дальше?
Смерть — это лишение человека человеческого образа. Господь создавал человека, как душу и тело вместе. Вместе ничего не должно никогда было разрываться. Так страшен образ скелета, черепов, потому что человек не должен был видеть свой череп.
Но со смертью человек перестает быть человеком. Есть отдельная душа, бессмертная, никуда не исчезает. Есть тело, которое умирает и гниет. Цветочек пока стоит в стакане, он еще свой божеский вид сохраняет. Как только он сгниет, как только он умирает, его выкидывают в мусорное ведро, это уже вообще и не цветок даже.
Так же и человек. Когда его душа отделяется от тела, тело гниет. Душа после грехопадения полностью, после смерти своей, теряла возможность общаться с Богом. Мало того, что здесь на земле общение с Богом было уже не полным, не так, как в райском саду. Но более того, со смертью ты попадаешь в ад, где Бога нет. Бог везде, конечно, есть, но там общение с Ним ограничено максимально.
Там в аду ты не можешь с Ним поговорить, ты не можешь Ему взмолиться. Ты находишься просто в кромешной тьме, более того, там ни на что земное, ни на какие радости ты отвлечься тоже не можешь. Это и есть вечное мучение, без Бога, без любящего Отца, без ручек, которые тебя могут поддержать даже в самые трудные моменты.
В аду нет общения с Богом, и это вечно, и ничего не поменяется. В этом глубочайшая трагедия ветхозаветного человека. Он умирает и умирает навсегда. И жизнь его прекращается полностью после его смерти.
Вроде простые слова, но их нужно понять. Тут на земле какая-то жизнь еще фрагментарно была, жизнь в нашем понимании – это общение с Богом, а там уже ничего этого нет.
И вот приходит Христос, и Христос побеждает в прямом смысле смерть. Господь сходит в ад, и ад перестает быть местом, где Бога нет.
И Господь, умирая, воскресает и говорит, что Он разрушил ад, ада больше нет. Это для нас первая благая весть. А вторая весть, что тот, кто хочет быть с Ним, воскреснет для вечной жизни.
Давайте эти две мысли разберем. Теперь после отделения души от тела человек перестает быть человеком, это так все и осталось, но его душа отправляется в ад. Но ад перестал быть адом, там есть Бог. Если ты на земле Его узнал, хоть немножко полюбил, хочешь быть с Ним, верил, старался исполнять заповеди, чтобы быть с Господом Богом, там после смерти ты Его встречаешь.
Теперь смерть, возможно, даже желанной становится для искренне верующего человека, потому что после смерти ты увидишь Христа более полно, чем здесь, на земле, его видел. Ты будешь у Него там, и ничто земное больше тебя отвлекать не будет.
На земле очень много отвлечений, даже для того, чтобы просто жить, тебе нужно зарабатывать; если у тебя есть семья, ты должен отвлекаться на жену, на детей. Богу не так много иногда остается времени. И блажен тот человек, который на земле сумел научиться, общаясь с людьми, делая житейские дела, даже работая, не расставаться с Богом.
Это и есть подлинное величие святости, мы к этому стремимся.
Смерть перестала быть такой страшной, со смертью теперь жизнь не прекращается. Со смертью ты, наоборот, можешь даже более полно начать общаться со Христом. И в этом смысле уже здесь и сейчас Христос победитель смерти.
В этом смысле Иоанн Златоуст кричит нам всем в пасхальную ночь, что Христос победитель ада, «Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!».
Теперь смерть перестала быть страшной. Смерть — это дверь страшная и темная, но за которой находится Бог. И любящие Бога люди встречаются с Ним и преподают к этому живительному источнику жизни.
Более того, Господь обещает, как Он воскрес, так и всех нас тоже воскресить. И здесь для нас это тоже большая и великая радость. Только поверьте в это, только взгревайте эту веру в своем сердце, просите об этом Господа Бога, только читайте Евангелие, живите праведно, ищите Бога всем сердцем, причащайтесь на Литургии и превращайте всю свою жизнь в богослужение.
Тогда эта вера будет в нас жить. Вера во что? Вера в то, что это разрозненное человечество, которое после грехопадения раскололось на множество осколков, когда есть ты, есть он, есть кто-то еще, когда придет Господь второй раз, всех воскресит, оно снова друг с другом соединится. И разлуки не будет.
Если вы полюбили кого-то на этой земле, например, давайте начнем со Христа, полюбили Христа – вы там после смерти Его увидите. Вы полюбили своих близких – вы воскреснете, и они тоже воскреснут. И воскреснете вы для вечной жизни, и будете вы, Бог, ваши близкие, и все люди, мы все будем вместе, и будем пребывать в общении и с Богом, и друг с другом тоже.
Со всеми, кого мы полюбили на этой земле, мы расстаемся, но расстаемся временно. Это огромная, вторая радость для всех нас. Не только мы после смерти с Богом увидимся и будем счастливы, но и наши близкие тоже будут там.
Если раньше прощание с близкими было окончательным, когда мы хоронили их в сырой земле, что очень сложно переживать, то теперь искренний христианин понимает, что ему тяжело, потому что сейчас он с ним разлучается.
Но пройдет время, и он сам умрет, потом его Господь вернет из мертвых, и он увидится со своими сродниками, воскреснет и ни на какой-то момент, а навсегда.
Поэтому вот две таких больших радости нам Господь доставляет своей смертью и своим воскресением.
Иоанн Златоуст говорит, что единственная скорбь, о которой нам можно скорбеть на этой земле, это не угроза нашей смерти или что-то еще, это скорбь о наших грехах.
Если ты будешь грешен и забудешь про Бога, то и там после смерти ты не захочешь быть с Ним. И к близким то же самое относится. Если близкие тут на земле не успеют Бога полюбить, что будет с ними дальше? Мы уповаем на милосердие Божие, но мы до конца не знаем, можем только молиться.
О грехах скорбим, о том, что предаем Христа скорбим, но и верим и надеемся на все то, что нам Господь Иисус Христос пообещал, и это пасхальная радость. Это то счастье, которое нам Господь подарил на Пасху. Это то, что мы с вами празднуем.
Какую жизнь? Теперь вы знаете.
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк ❤️ и поделиться своим мнением в комментариях! Так материал увидит больше людей 😊Текст сделан на основе видео с канала «Остров Пасхи». Читайте еще: