Найти тему
Объясняю на пальцах

Какую пользу для России может принести дружба с Боливией

Оглавление

Казалось бы, отсталая страна на другом конце Земли. Всего 12 млн населения, никаких особых технологий, да и географическое положение — «так себе». Даже выхода к морю нет. Какой от этой страны может быть прок и почему я так заостряю на ней внимание?

Дело в том, что территория Боливии становится одним из самых лакомых участков на Земном шаре. К ней в данный момент приковано внимание всех крупных держав, включая Россию, Китай и США.

И наибольших успехов в дружбе с боливийцами достигла как раз Россия. А если взять США, то их в Боливии откровенно недолюбливают. И предыдущий и нынешний президент страны — ярые антиамериканисты, такие же, как президент Венесуэлы Николас Мадуро или его предшественник — Уго Чавес.

Венесуэльские лидеры, ярые противники США и колониализма
Венесуэльские лидеры, ярые противники США и колониализма

В чем же привлекательность Боливии?

Думаю, многие об этом знают, но я бы хотел раскрыть этот вопрос поподробнее.

Прошлый, 20 век прошел под знаменем двигателей внутреннего сгорания и, соответственно, нефти. Страны, обладающие нефтяными запасами либо сказочно разбогатели (страны Персидского залива, вроде Саудовской Аравии и ОАЭ), либо попали в неоколониальную зависимость от стран Запада (Экваториальная Гвинея, Бруней). Некоторые были просто оккупированы вместе с их нефтью (Ирак, Сирия, Ливия и т. д.).

Та же Венесуэла — враг США, потому что у нее очень много нефти, но она не хочет отдавать ее задарма американцам. А так они на нее и внимания не обращали бы… Мало ли кто в мире не любит Штаты?

Так вот, нынешний и уж тем более следующий век пройдут под знаменем электрических двигателей. И не только на личных автомобилях, но например, на БПЛА, на общественном транспорте, даже на речных судах и паромах.

Всем этим двигателям нужны аккумуляторы («батарейки») для автономной работы. А наиболее эффективные и недорогие современные аккумуляторы строятся на основе лития (литий-ионные аккумуляторы).

Такие аккумуляторы устанавливаются в электрические автомобили и автобусы, самокаты и электромопеды, во всевозможные дроны и квадрокоптеры.

Также «батарейки» на основе лития широко используются во всех гаджетах — в смартфонах, ноутбуках, часах, роботах-пылесосах, в строительных инструментах и так далее и тому подобное…

Поэтому можно сказать что литий — это «новая нефть» 21 века. Только в отличие от нефти он не даёт энергию, но помогает накапливать ее в аккумуляторах.

В любом случае, залежи лития становятся даже более привлекательными, чем залежи нефти. А страны, владеющие литием сегодня — это как Саудовская Аравия и ОАЭ вчера. То есть у них еще все впереди, их потенциалу только предстоит раскрыться.

Теперь о цифрах

Россия — огромная страна, богатая всей таблицей Менделеева. И литий у нас тоже имеется. По всей стране разбросаны месторождения, общие запасы в которых оценивают в 1 миллион тонн.

Да, это много. В 3 раза больше, чем на Украине, например, и в 20 раз больше, чем в Казахстане.

Однако в том же Китае запасы лития — в 7 раз больше, то есть 7 миллионов тонн. В США — еще больше. 9 миллионов тонн.

Итого на наши три огромные страны, занимающие в сумме более 35 млн км2, приходятся залежи лития в 17 миллионов тонн.

И теперь сравните это с относительно небольшой Боливией, запасы лития которой оцениваются… минимум в 21 млн тонн!

То есть у одной Боливии лития больше, чем у США, Китая и России вместе взятых. Если быть точным, ¼ всего мирового лития принадлежит Боливии.

И это только минимальные оценки. По данным известного американского журнала Foreign Policy, в одном только солончаке Уюни (Боливия) содержится до 100 млн тонн (!!!) лития, что составляет до 70% всех мировых запасов.

Солончак Уюни – место, где может содержаться до 70% всего мирового лития
Солончак Уюни – место, где может содержаться до 70% всего мирового лития

Представьте себе страну, в которой содержалось бы 80% всего золота мира. Или 80% всей мировой нефти. Какая «грызня» началась бы за эту страну между крупными странами?

Вот такая же «грызня» может начаться и за Боливию. Однако, как уже было сказано, Россия в этом вопросе ушла далеко вперед. И не только на уровне слов и намерений, но и на уровне прямых контрактов.

В прошлом (2023-м) году наш «Росатом» заключил договор с властями Боливии о добыче боливийского лития. Инвестиции в проект — 0,6 млрд долларов. Довольно крупная сумма, но благодаря ней в Боливии будет построен российский промышленный комплекс по извлечению лития из солончаков.

Запуск комплекса ожидается уже в 2025 году, а в 2027 году — выход на полную мощность (для начала 25 тыс/тонн в год, дальше — еще больше).

Была разработана даже собственная технология, позволяющая получать лишь 10% неизвлекаемого лития. То есть 90% лития из солончака будут извлекаться и отправляться…

А вот тут еще интереснее. Литий в виде сырья пойдет не в Китай или Европу. Он пойдет в Калининград, где уже строится гигафабрика (то есть гигантская фабрика) по производству литиевых батарей. Строит гигафабрику тоже «Росатом».

Глава Росатома Лихачев на строительстве гигафабрики
Глава Росатома Лихачев на строительстве гигафабрики

Таким образом, получается полный цикл производства — от добычи лития в Боливии, до получения готовых аккумуляторов в Калининграде.

-5

Россия подтверждает свой статус лидера мировой энергетики, только раньше это были нефть и газ, а также атомные станции, но теперь будет еще и литий.

Себестоимость добычи лития в Боливии по технологиям «Росатома» — 4 тысячи долларов за тонну. При том что к 2027 году стоимость лития на рынке может превысить 30 тысяч долларов за тонну (такая стоимость уже была в 2023 году, но потом упала из-за проблем с производством электромобилей в Китае).

И это речь только о сырье. Готовый аккумулятор принесет еще десятки тысяч процентов добавленной стоимости. Россия действительно может стать мировым лидером, без которого не обойдется производство ни электромобилей, ни гаджетов, ни БПЛА.

Понимая эту ситуацию, можно прикинуть, например, почему Европа и США все чаще говорят об угрозах Калининграду, об ограничении судоходства в Балтийском море и прочих препятствиях. Их задача – сдержать Россию любыми способами.