Мы часто слышим: “Поступай по совести”. В религии существует общепринятое убеждение, что, пока человек живет в согласии со своей совестью, все будет хорошо. В этом уроке мы ставим вопрос: “Можно ли полагаться на совесть?”
“НЕТ”: В РЕЛИГИОЗНЫХ ВОПРОСАХ ПОЛАГАТЬСЯ ТОЛЬКО НА СОВЕСТЬ НЕДОСТАТОЧНО
Библия однозначно указывает, что в религии совесть не является надежным ориентиром. Возьмем, к примеру, Павла. Павел всегда жил по совести. Перед иудейским синедрионом он произнес: “Мужи братия! Я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня” (Деян. 23:16). Царю Агриппе он сказал: “Я думал, что мне должно много действовать против имени Иисуса Назорея” (26:9). Тимофею он писал: “Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью” (2 Тим. 1:3).
Хотя совесть Павла всегда одобряла его действия, прежде чем стать христианином, он сделал много такого, что было неугодно Богу: отвергал Иисуса, преследовал христиан, убивал невинных мужчин и женщин. Агриппе он объяснил это так: “...Я многих святых заключая в темницы и, когда убивали их, я подавая на то голос; и по всем синагогам я многократно мучил их и принуждая хулить Иисуса и, в чрезмерной против них ярости, преследовал даже и в чужих городах” (Деян. 26:10, 11).
Тимофею Павел писал: “Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый” (1 Тим. 1:15).
В 1 Кор. 4:4 Павел говорит: “Хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь”. Фраза “ничего не знаю за собою” - перевод глагольной формы от греческого слова “совесть” (ср. Современный Перевод). Фактически Павел сказал: “Хотя моя совесть и не обличает меня, это не значит, что я прав; только Бог может решать, прав я или нет”.
Можно привести целый ряд доказательств того, что совесть не является надежным ориентиром в религии — как из Библии, так и из яичного опыта каждого человека. Библейские герои часто искренне считали что-то истинным, когда это было не так. Например, когда Иаков увидел запятнанную кровью одежду Иосифа, он искренне поверил, что его сына растерзали дикие звери (Быт. 37:31-35).
Люди могут честно ошибаться и искренне заблуждаться. “Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их - путь к смерти” (Прит. 14:12; см. также 16:25). Можно поверить лжи и погибнуть (2 Фес. 2:10-12). Только истина может сделать человека свободным (Ин. 8:32).
Одной только совести недостаточно, чтобы вести человека по жизни. Она — ненадежный путеводитель: я искренне верил, что иду верной дорогой, когда на самом деле удалялся от намеченной цели. Она — ненадежный руководитель в медицине: врачи добросовестно лечили пациента от определенного заболевания и только впоследствии обнаружили, что пациент страдал совсем другим недугом. Она — ненадежное руководство в бизнесе: многие начинали заниматься новым бизнесом с доброй совестью и только потеряли все, чем владели. Она — ненадежный советчик в браке: люди, которые искренне считали, что знают своего избранника или избранницу, позже обнаруживали, что они не знали их совсем. (Иаков даже искренне считал, что женится на Рахили, когда в действительности взял себе в жены ее сестру Лию [Быт. 29:21-30]!)
Почему одной только совести недостаточно, чтобы быть нам путеводителем в вопросах религии? Главная причина в том, что совесть действует в рамках имеющихся в ее распоряжении знаний.
В нашем уроке “Поздоровайся со своей совестью” мы отмечали, что каждый пришел в этот мир, вооруженный совестью. Люди инстинктивно знают, что одни действия правильны, а другие неправильны. Более того, большинство людей сходится в оценке некоторых конкретных поступков. (Ранее я уже отмечал, что большинство людей осуждает деятельность Гитлера в отношении евреев).
Однако если выйти за рамки подобных фундаментальных вопросов, то окажется, что совесть оценивает поступки и дела в зависимости от того, как человек был воспитан. Многие поклоняются идолам, практикуют многоженство или имеют рабов; однако их совесть не осуждает их, ибо так они были воспитаны. Когда сталкиваются разные культуры, имеющие различные исторические корни, возникают конфликты совести. Завладев Индией и сделав ее частью своей империи, британцы посчитали, что следует отменить некоторые давние традиции. Одной такой традицией было, например, сожжение вдовы умершего на погребальном костре. Британцы издали закон, запрещающий подобную практику. Один религиозный руководитель индусов пришел к британскому чиновнику и сказал: “Наша совесть говорит нам, что вдова должна быть сожжена”. На что чиновник ответил: “А наша совесть говорит нам, что если вы это сделаете, мы вас повесим!”
В уроке “Поздоровайся со своей совестью” я сравнил совесть с судьей, свидетелем, присяжными и палачом, вместе взятыми. Однако судья, свидетель, присяжные и палач не издают законы. Их обязанность состоит в том, чтобы следить за соблюдением закона. То же самое можно сказать и о совести: она является судебным и исполнительным органом, но не законодательным. Она может только заставлять выполнять известные ей духовные и моральные законы.
Обратите внимание на определение “сильной” и “немощной” совести в 1 Кор. 8—10 и Рим. 14—15. “Сильным” человеком (Рим. 15:1) назван тот, кто имел правильные знания об употреблении в пищу идоложертвенного мяса: “Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого” (1 Кор. 8:4). “Ибо, если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос” (1 Кор. 8:10, 11).
С другой стороны, “бессильный” (Рим. 15:1) не имел таких знаний: “Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное, как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется” (1 Кор. 8:7). “Сильный” не значит компетентный по всем вопросам, а только в конкретном вопросе, который обсуждается в данный конкретный момент. Можно иметь “сильную (знающую) совесть” в одном вопросе и “немощную (несведущую) совесть” в другом. Возможно, именно поэтому в Рим. 14; 15 используются два примера: иудейские христиане были “сильными” в вопросах употребления в пищу идоложертвенного мяса и “немощными” в вопросах соблюдения иудейских праздников. С другой стороны, языческие христиане были “немощными” в вопросах употребления в пищу идоложертвенного и “сильными” в вопросах соблюдения иудейских праздников.
Кто-то сказал, что совесть поверяет все действия человека по наивысшему стандарту, известному ей. Ключевым в данном случае является слово “известный”. Зрелое знание (т.е. знание Слова) позволяет человеку различать добро и зло (Евр. 5:13, 14). Поэтому самым важным вопросом является не: “Что моя совесть считает правильным?”, а: “Что Слово Божье считает правильным?” Во 2 Кор. 10:18 читаем: “Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь”.
Мудро сказано: “Совесть является надежным ориентиром только тогда, когда у нее самой есть надежный ориентир”, и этот ориентир — Божье Слово. Вопрос не в том, “поступают ли люди по совести”, когда практикуют “крещение” младенцев, соблюдают Господню вечерю не в первый, а в другие дни недели или используют инструментальную музыку во время богослужения. Вопрос должен звучать так: “Чему учит Библия по этим вопросам?”
Таким образом, в вопросах религии совесть не является надежным ориентиром, так как она ограничена тем, что она знает. Существует также второстепенная причина, почему мы не можем всегда полагаться на то, что совесть ведет нас в правильном направлении: некоторые люди так долго злоупотребляли своей совестью, что она уже не может служить им надежным ориентиром ни в каких вопросах. Чтобы совесть была сильной, ее нужно упражнять (Деян. 24:16).
Когда люди игнорируют свою совесть, она оскверняется (Тит. 1:15) и сжигается (1 Тим. 4:2). Оскверненную и сожженную совесть можно сравнить с окном, которое настолько грязно, что не может выполнять своего назначения. Иисус использовал сходный пример в Мф. 6: “Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?” (Мф. 6:22, 23).
Говоря о способности разбираться в духовных вопросах, Иисус употребил слово “око”. Лишившись органа зрения, человек погружается во тьму. Точно так же, если человек теряет способность отличать добро от зла, он обречен на духовный мрак.
Из-за неверной информированности и неправильного употребления система суждения, присущая совести, может перевернуться с ног на голову. Исаия говорил о тех, кто “зло называет добром, и добро злом, тьму почитает светом, и свет тьмою” (Ис. 5:20). А Павел писал о тех, “чья слава - в сраме” (Фил. 3:19).
Эти строки из Писания о злоупотреблении совестью показывают, что надо дать и второй ответ на вопрос: “Можно ли полагаться на совесть?”
“ДА”: МЫ НЕ ДОЛЖНЫ ИГНОРИРОВАТЬ ГОЛОС СОВЕСТИ, ОСОБЕННО В ВОПРОСАХ, ДОПУСКАЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ СУЖДЕНИЯ
Придя к выводу, что в религии одна только совесть не является надежным ориентиром, очень легко решить, что совесть вообще не имеет значения; но нет ничего дальше от истины. Павел ясно сказал, что мы грешим, когда идем против своей совести: “Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто” (Рим. 14:14). “А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех” (Рим. 14:23).
Здесь речь идет не о той вере, которая от Слова Божьего (Рим. 10:17), а, скорее, о том, что человек считает правильным или неправильным, о собственной системе ценностей. Если человек действует вразрез с тем, что он считает правильным или неправильным (другими словами, идет против своей совести), то он, по словам Павла, грешит и подлежит осуждению. (Прочтите текст внимательно: если я считаю что-то неправильным, то совсем необязательно оно неправильно для других; для меня же оно безусловно неправильно).
Почему грешно идти против совести? Потому что всякий раз, идя против своей совести, человек ослабляет ее действенность. В нашем уроке “Поздоровайся со своей совестью” я сравнивал совесть с нервной системой человека. Если я буду игнорировать предупреждение своей нервной системы держаться подальше от огня, то моя нервная система долго не протянет (а вместе с ней и я)!
Одна девушка сравнила совесть с колесом с острыми шипами, вращающимся внутри нас. “Когда мы делаем то, что не должны делать, шипы причиняют нам боль! — сказала она, а затем добавила, — а если мы продолжаем делать то, что не должны, то шипы изнашиваются и уже не ранят нас так сильно”. Мы могли бы дополнить: “Если же мы будем и дальше продолжать делать то, что не должны, в конце концов, эти шипы сотрутся полностью и совсем не будут причинять нам боли”.
Однажды я прочел историю, в которой говорилось о том, как опасно игнорировать совесть. В Шотландии, у одного из коварных участков побережья, был установлен буй с колоколом. Морской капитан по какой-то причине разозлился на людей, живших в той местности. В пьяном угаре он решил отомстить им и срезал колокол с буя. Спустя какое-то время корабль этого капитана был застигнут штормом недалеко от берега. Капитан ждал привычного звука колокола, который обычно указывал ему путь к укрытию, но так и не дождался. И он сам, и все, кто был на борту корабля, погибли по его глупости. История заканчивалась моралью: если человек заглушает свою совесть, рано или поздно он сам от этого пострадает.
В 1 Тим. 1:19 Павел приводит другой пример из морской тематики: “Имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнувши, потерпели кораблекрушение в вере”. “Отвергнутую” совесть можно сравнить с вышедшим из строя корабельным компасом, который становится причиной кораблекрушения.
Библия использует выразительные слова, чтобы помочь нам понять, что происходит, если мы постоянно пренебрегаем своей совестью. Мы уже говорили, что игнорируемая совесть подобна обгоревшим нервным окончаниям, которые уже не справляются с выполнением своей функции (1 Тим. 4:2). Для меня же наиболее ярким примером является сравнение, данное Иисусом в Мф. 6:22, 23, где Он говорит о мраке, в который погружается человек, если его глаза не видят. Что, если бы мы знали, что всякий раз, когда мы грешим, мы теряем частицу своего зрения? Может, это заставило бы большинство из нас не грешить? Иисус хотел, чтобы мы знали, что хотя мы и не теряем физического зрения, когда идем против совести, мы теряем свое духовное зрение. А это должно еще сильнее удерживать нас от греха.
Библия содержит бесчисленное количество примеров мужчин и женщин, нарушавших законы своей совести и этим заглушавших ее. Я думаю о царе Сауле, который так многообещающе начал свое правление, а затем поддался искушениям власти. В конце концов, его разум и сердце настолько огрубели, что Господь лишил его Своего Духа (1 Цар. 16:14).
Одним из наиболее впечатляющих примеров является преемник Саула, Давид. От природы обладая чувствительной душой, он грешил раз за разом, успешно заглушая голос своей совести в течение долгого времени. И если бы не друг, который разбудил его совесть (2 Цар. 12:1-14), он был бы навеки обречен.
Если совесть человека неверно информирована, ее нужно переобучить. А тем временем — пока она не получит должных знаний — человек не должен игнорировать ее голоса. В качестве примера давайте представим себе человека, которого всю жизнь учили, что Бог не хочет, чтобы при определенных обстоятельствах он ел мясо. Библия учит, что нет ничего плохого в том, что человек употребляет в пищу мясо, если ему этого хочется (1 Тим. 4:1-5). Однако до тех пор, пока этот человек не узнает библейскую истину, он должен продолжать воздерживаться от употребления мяса, как он это делал в прошлом. Это все равно как идти по мосту, который нам кажется ненадежным. Пока мы считаем, что этот мост небезопасен, мы не должны ступать на него. Только когда мы убедимся, что мост способен выдержать наш вес, мы можем пойти по нему — но не ранее.
Процесс переобучения совести непрерывен. Как это происходит? Во-первых, мы должны прилежно и регулярно изучать Библию, постоянно стараясь добиваться лучшего понимания воли Бога в нашей жизни. Во-вторых, наш разум должен открыто и безбоязненно исследовать наши убеждения в свете Божьего Слова.
А пока Писание еще не убедило нас в том, что некоторые наши давние убеждения ошибочны, давайте поступать так, как подсказывает нам наша совесть. Когда судили Мартина Лютера, знаменитого деятеля Реформации, он сделал такое классическое заявление: “Пока меня не убедят Писание и простая логика, я не признаю того, что говорят мне попы и их советы, ибо они противоречат друг другу: моя совесть находится во власти Слова Божьего. Я ни от чего не могу и не хочу отречься, так как идти против совести — неправильно и небезопасно. Да поможет мне Бог. Аминь”.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я надеюсь, что теперь вы понимаете мой, на первый взгляд, двусмысленный ответ “Да/Нет” на вопрос “Можно ли полагаться на совесть?” В вопросах религии мы не должны руководствоваться только лишь своей совестью. Но с другой стороны, мы должны подчиняться ее голосу во избежание сбоев в работе этой установленной Богом системы защиты. Мы постоянно должны воспитывать свою совесть и уточнять свои понятия о том, что хорошо и что плохо.
Божье Слово говорит, что вы должны уверовать в Иисуса (довериться Ему) (Ин. 3:16), покаяться в своих грехах (Деян. 17:30), исповедать веру, которая у вас в сердце (Рим. 10:9, 10), креститься (погружением в воду) для прощения ваших грехов (Деян. 2:38), а затем оставаться верным Богу до самой смерти (Отк. 2:10). Если ваша совесть обладает знанием, то она признает это учение истинным. Если ваша совесть действенна, она скажет вам, что вы должны это сделать. А теперь вам нужно применить свою совесть, сделав то, что, как вы знаете, сделать необходимо. Пусть ваша совесть ответит Богу “Да” прямо сейчас!
👉🏻 Экскурсии, туры и отдых по всей России, Абхазии и Беларуси (Реклама. ООО «Мультитур.ру». ИНН 7707818467)