Принцип работы антифриза
Антифриз, представляющий собой специальную техническую жидкость, предназначен для отвода избыточного тепла от работающего двигателя внутреннего сгорания (ДВС) с жидкостным охлаждением. Антифриз под действием помпы циркулирует в замкнутой системе, основными компонентами которой являются:
1. Расширительный бачок, служащий для заливки антифриза и компенсации его расширения при нагреве;
2. Клапан регулировки давления в системе охлаждения, встроенный в крышку расширительного бачка;
3. Помпа (водяной насос) с механическим или электрическим приводом;
4. Трубки и шланги;
5. Термостат, регулирующий направление движения антифриза по малому и большому кругу, частью которого является радиатор;
6. Каналы в блоке и головке ДВС;
7. Радиатор с вентилятором.
Почему кипит антифриз
В отличие от обычной воды антифриз сохраняет текучесть и в сильные морозы (вплоть до -40° С и ниже), что делает его использование более удобным в зимний период, но, как и вода, антифриз закипает, правда, при более высоких температурах. При концентрации антифриза 40-50% на уровне моря это примерно +120° С (рабочая температура большинства ДВС находится в диапазоне +90-100° С, но может достигать +115° С в пробках и при большой нагрузке), а на высокогорье, где атмосферное давление ниже, — порядка 90° С. Причинами кипения антифриза, как правило, являются:
1. Заклинивание термостата в положении, не позволяющем после прогрева ДВС пустить антифриз по большому кругу;
2. Отказ помпы системы охлаждения;
3. Утечка в системе охлаждения, из-за которой снижается уровень антифриза в системе;
4. Загрязнение радиатора, как снаружи (например, забит тополиным пухом, сухими листьями), так и изнутри, в результате чего падает эффективность охлаждения антифриза, забравшего тепло от ДВС;
5. Отказ системы включения вентилятора, охлаждающего радиатор;
6. Заклинивание в открытом положении регулирующего клапана в крышке расширительного бачка, в результате чего в системе охлаждения исчезает избыточное давление, которое позволяет поддерживать максимально высокую температуру закипания антифриза;
7. Воздушная пробка в системе охлаждения;
8. Низкое качество антифриза или утрата им своих свойств в результате несвоевременной замены;
9. Движение в пробках и с высокой нагрузкой, например, в затяжные подъемы.
Признаки закипания антифриза
Признаками закипания антифриза являются:
- Пар из-под капота — самый явный сигнал;
- Стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости на приборной панели подходит к красной зоне или находится в ней;
- Включение красного индикатора температуры охлаждающей жидкости на приборной панели;
- Заметное падение тяги ДВС;
- Металлические шумы при работе ДВС.
Цвет антифриза и температура его кипения
Ориентироваться на цвет антифриза, который задается красителями, для определения температуры его кипения нельзя, поскольку нет единого для всех стран и производителей соответствующего стандарта. Единственное, можно сказать, что охлаждающие жидкости синего цвета, как правило, имеют самую низкую (порядка +110° С) температуру кипения. В остальном этот показатель зависит от состава охлаждающей жидкости (ОЖ) и ее концентрации в дистиллированной воде.
Антифриз кипит: что делать
Если не принять срочные меры при закипании антифриза, последствия могут быть самыми неприятными — вплоть до капремонта двигателя. Что именно происходит при перегреве двигателя? :
1. Задиры цилиндров. Из-за сильного нагрева происходит чрезмерное тепловое расширение поршней с кольцами, что приводит к исчезновению зазоров между ними и стенками цилиндров. Как результат — ускоренный износ цилиндро-поршневой группы, увеличение расхода моторного масла и уменьшение отдачи двигателя;
2. Повреждение других элементов конструкции ДВС. Высокая температура оказывает самое негативное воздействие на пластиковые, резиновые и металлические детали двигателя вплоть до растрескивания и даже поломки.
3. Выход из строя каталитического нейтрализатора выхлопных газов. Повышенная температура последних способна вызвать спекание керамических сот катализатора, что чревато целым «букетом» проблем, включая в обязательном порядке дорогостоящую замену самого нейтрализатора.
Поэтому при первых признаках закипания антифриза необходимо:
1. Включить печку в режиме максимальной температуры. Поскольку печка забирает тепло от системы охлаждения ДВС, это позволит минимизировать перегрев мотора. Но только в том случае, если из-за утечки в контуре охлаждения антифриз не вытек.
2. Как можно быстрее остановиться, не глуша двигатель.
3. При работающей на полную мощность печке для ускорения охлаждения ДВС открыть капот;
4. Дождаться возвращения температуры двигателя к нормальным значениям и продолжить движение;
5. Не затягивая, обратиться на сервис для выяснения причин перегрева двигателя.
Если причиной перегрева ДВС стала утечка антифриза, это легко установить по низкой температуре воздуха, который поступает в салон при включенной на полную мощность печке. В этом случае требуется:
1. Как можно быстрее остановиться;
2. Заглушить двигатель;
3. Долгое время ждать, когда ДВС остынет;
4. Залить в систему охлаждения антифриз или дистиллированную воду. Если их нет при себе, вызвать эвакуатор;
5. Немедленно ехать на сервис.
Если причиной перегрева ДВС стала утечка антифриза, это легко установить по низкой температуре воздуха, который поступает в салон при включенной на полную мощность печке. В этом случае требуется:
1. Как можно быстрее остановиться;
2. Заглушить двигатель;
3. Долгое время ждать, когда ДВС остынет;
4. Залить в систему охлаждения антифриз или дистиллированную воду. Если их нет при себе, вызвать эвакуатор;
5. Немедленно ехать на сервис.
Как предотвратить закипание антифриза
Предотвратить закипание антифриза можно, если:
1. Не перегружать автомобиль;
2. При движении в горах делать поправку на более низкую температуру закипания антифриза при снижении атмосферного давления по мере роста высоты над уровнем моря и периодически останавливаться, чтобы выключенный двигатель мог остыть;
3. Соблюдать регламент замены:
- Антифриза (периодичность рекомендована производителем);
- Крышки расширительного бачка (обычно раз в 100 000 км);
- Помпы системы охлаждения (в среднем через каждые 70 000 км);
- Термостата (обычно раз в 100 000 км);
4. Использовать качественный антифриз, рекомендованный компанией-производителем автомобиля.