Найти в Дзене

Т.Манн 《Смерть в Венеции》.Всякая ли красота спасает?

Т.Манн написал повесть《Смерть в Венеции》в 1911 году. Одним из мотивов произведения послужила судьба композитора Густава Малера. Произведение прочитано в Литквесте на канале《Ветер в книгах》. Немного о сюжете. Густав фон Ашенбах к 50 годам стал живым классиком германской литературы. Его книги входят в школьные хрестоматии. Всю жизнь он жаждал славы и упорнейшим трудом добился успехов, вплоть до дворянского титула.  Однажды в мюнхенском трамвае Ашенбах увидел странного человека: в широкополой шляпе, с тростью и рюкзаком. Тот вызывал у затворника-писателя непреодолимое желание путешествовать. Не далеко, не к тиграм, а в цивилизованное место, куда-нибудь на юг Европы. Ему казалось, что все на свете свернуло со своего пути, что вокруг него, как в дурном сне, начинает уродливо и странно искажаться мир, и для того, чтобы остановить этот процесс, надо закрыть лицо руками, а потом отнять их и снова осмотреться. И, вот, Ашенбах уже на пароходе, плывущем в Венецию. В отеле с ним просходит нежда

Скриншот эл.издания
Скриншот эл.издания

Т.Манн написал повесть《Смерть в Венеции》в 1911 году. Одним из мотивов произведения послужила судьба композитора Густава Малера.

Произведение прочитано в Литквесте на канале《Ветер в книгах》.

Немного о сюжете.

Густав фон Ашенбах к 50 годам стал живым классиком германской литературы. Его книги входят в школьные хрестоматии.

Всю жизнь он жаждал славы и упорнейшим трудом добился успехов, вплоть до дворянского титула. 

Однажды в мюнхенском трамвае Ашенбах увидел странного человека: в широкополой шляпе, с тростью и рюкзаком. Тот вызывал у затворника-писателя непреодолимое желание путешествовать. Не далеко, не к тиграм, а в цивилизованное место, куда-нибудь на юг Европы.

Ему казалось, что все на свете свернуло со своего пути, что вокруг него, как в дурном сне, начинает уродливо и странно искажаться мир, и для того, чтобы остановить этот процесс, надо закрыть лицо руками, а потом отнять их и снова осмотреться.

И, вот, Ашенбах уже на пароходе, плывущем в Венецию.

-2

В отеле с ним просходит нежданное и негаданное. Рассудочный, педантичный Ашенбах влюбляется в четырнадцатилетнего мальчика. Тадзио из польской аристократической семьи, с матерью, тремя сестрами и гувернанткой проживает в этом же отеле. Увидев мальчика впервые, Ашенбах был потрясен его красотой, и грацией.

Бьорн Андерсон в роли Тадзио
Бьорн Андерсон в роли Тадзио

Он стал с жадностью наблюдать за подростком: в столовой, на пляже, на прогулке. Иногда неожиданно встречался с серьезным взглядом Тадзио. И все больше погружался в свои чувства.

он в восторженном упоении думал, что постигает взором самое красоту, форму как божественную мысль, единственное и чистое совершенство, обитающее мир духа и здесь представшее ему в образе и подобии человеческом, дабы прелестью своей побудить его к благоговейному поклонению. Это был хмельной восторг, и стареющий художник бездумно, с алчностью предался ему.

Забыв обо всем на свете, Ашенбах не сразу заметил, что отель начали покидать постояльцы, на улицах запахло дезинфекцией.На расспросы,что происходит,его уверяли,что это дежурная профилактика.Но Ашенбах уже почувствовал тревогу.

Появилась мысль предупредить польское семейство о заразе, проникшей в город.Но тогда Тадзио увезут, и он больше не увидит мальчика…

стареющий человек…
 слишком дорожил хмельным своим состоянием.
Кто разгадает суть и стать жизни в искусстве? Кто поймет, как прочно сплавились в ней самообуздание и необузданность?

 Сначала я прочитала повесть, а потом посмотрела знаменитый фильм Л.Висконти.

Афиша фильма.Источник фото:https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen
Афиша фильма.Источник фото:https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen

Поэтому сначала впечатления о книге. Т.Манн много рассуждает о смысле жизни, о цене славы и успеха, о таланте,об искусстве и о страсти,причем страсти очень даже запретной,не так растиражированной,как в наше время,но в среде искусства очень даже известной во все времена.

Страсть любая-это страдание. И Ашенбах,понимая,что его любовь к Тадзио бесплодна,поддается порыву. Отчаявшийся писатель соглашается на предложение парикмахера покрасить волосы,но  понимает, что проигрывает молодости и страдает от этого. 

Ашенбах ни разу не заговорит с мальчиком. Будут только его мысли и философские рассуждения.

Но все эти дневные мысли только лирика,а ночью Ашенбах увидит сон, в котором участвует в древнем языческом обряде неведомому божеству, и тут он совершает многое из того, о чем не смел думать при свете дня.

От этого сна Ашенбах очнулся разбитый, обессилевший, безвольно подпавший демону.

И для меня,этот сон и эпизод с 《поддельным》юношей на пароходе,говорит о том,что Т.Манн прекрасно понимает, где черное, а где белое.

В духовной жизни есть такое понятие, как прилог, когда к человеку приходит неправильная,греховная мысль,ее надо победить.Иначе погружаясь глубже,уже не выплывешь.

Волевой трудяга Ашенбах,всю жизнь державший себя в руках, даже в молодые годы,увидев Тадзио не смог или не захотел побороть свои чувства.

Любовь ли это?

«Он слаб здоровьем и, верно, не доживет до старости», – вновь подумал Ашенбах с той четкостью представлений, которую странным образом вызывает опьянение страстью; и заботливая тревога одновременно с неистовым удовлетворением наполнила его сердце.

Причем сам Ашенбах мечтает дожить до глубокой старости . Он потребительски хочет красоту мальчика для себя.

Теперь немного о фильме.Кино очень красивое : игра актеров, роскошные интерьеры, пейзажи города и прекрасная, грустная музыка Малера.

В финальной сцене было жаль Ашенбаха почти до слез.

Драматична судьба Бьерна Андерсена,исполнившего роль Тадзио. Андерсен был признан самым красивым мальчиком ХХ века.

В одном из интервью актер сказал, что если бы предвидел последствия, ни за какие деньги не согласился бы. 

Подводя итог своим впечатлениям скажу,что фильм,мне понравился больше,но книга помогает просмотру. В повести больше от ума и рассудка, а в фильме упор на зрение и слух.

Я не могу точно утверждать, что хотел сказать писатель этой историей. Но на мой личный взгляд, повесть выявила пустоту жизни Ашенбаха . 

Его мировоззрение, мораль, слава, которой он так гордился не стали для этого, уже пожившего человека, опорой.

Повесть не для всех. Но,если вам нравится творчество Т.Манна, то возможно,будет интересно. 

Читали?Смотрели?