Популярная в России и настоящая марка Вятского края. Каждый, кто посещает Киров, обязательно покупает это украшение, дошедшие до нас из глубин веков. Речь идёт о дымковской игрушки.
Фигурки из глины, раскрашены в яркие цветы и узоры . Веселые краски и пышность. Берут они начало в слободе Дымково около города Хлынова-Вятки. Место это издавна славилось гончарным делом и высококачественной глиной.
Существует четыри легенды, по которым появился народный промысел.
Согласно одной из легенд, история началась в 16 веке, в слободе Дымково близ Вятки. Промысел возник благодоря весеннему празднику вятской свистуньи. Женщины лепили свистульки в виде разных животных, ярко раскрашивая их. Название игрушка получила из-за способа изготовления. При обжиге фигурки в печи, над домом вился белый дымок.
Каждая игрушка имеет тайный смысл. Посвистишь в медведя- будешь сильным, в свинью- урожай будет плодоносным, в барана- будет счастливая жизнь.
Вторая легенда гласит, что промысел зародился благодоря монахине вятского монастыря, научившая жительниц лепить и расписывать глиняные фигурки для развлечения детей. От той поры дымковские мастерицы создают свои непревзойденные игрушки, передавая секреты ремесла из поколения в поколение.
Третья легенда рассказывает о том, как врагами окружен был город, жители поначалу впали в панику, страх за свою землю сковал их... Но вятичи проявили смышленность. Взяли они глиняные свистульки, ночью подкрались к врагам и такой свист устроили! Врагам от страха показалось, что к горожанам на помощь пришло огромное войско и в страхе бежали прочь. Отныне вятичи отмечают победу веселой "Свистуньей".
И четвертая легенда наиболее правдоподобна. Всё началось 600 лет назад с глупой оплошности. Вятчини в темноте перепутали врагов с союзниками и вступили с ними в бой. Тогда много людей погибло с обеих сторон. Соседи вятчан долго дразнили слепородами и свестоплясами.
Жители Вятки не обижались, вместо этого проявили мудрость и в память о случившемся каждый год стали отмечать Хлыново побоище, как они назвали этот грустный инцидент. У оврага, у которого произошло побоище, поставили часовню, в которой устраивали панихиды о погибших, а после панихиды вокруг того оврага ставили столы с выпечкой, сладостями и глиняными свистульками, сделанными для этого торжества.
Считалось, что свист отгоняет нечистую силу, которая навела слепой морок на вятчан в ту роковую ночь.
Свистели взрослые, дети, старики. Но особенно эта какофония больше нравилась женщинам. Отсюда праздник назвали Днем вятской свистуньи или Свистопляской. Позже праздник прошел, а в русской культуре сохранилось слово "свистопляска", как знак чего-то неистового, хаотичного и дымковская игрушка- наследница той глиняной свистульки. Название ее в честь слободы Дымково, где возникли первые промыслы.
Праздник постепенно был забыт, но промысел широко распростронился. Сегодня он известен как в России, так и за ее пределами.
Лепку производят ручным традиционным способом: лепят из красной глины, сушат, обжигают, белят, росписывают и украшают сусальным золотом.
Интересно, что лепка- это сугубо женское занятие, мужчины до лепки некогда не допускались. У каждой мастерицы свой особый почерк и неповторимый стиль. Поэтому каждая игрушка уникальна и одинаковых среди них нет.
Сюжеты многообразны. Из традиционных барыня, скоморох. Животные: петух, индюк, собака. Со временем образы дополнялись. 20век: гусар, музыкант, павлин, баба с коровушкой. Из современных, изображающие группы людей: мужчины в лодке, хоровод, карусель. Кроме этого в 2010 году в центре Кирова появилась скульптурная группа "Семья", созданная по нормам дымковской игрушки.
Красочность простая, но яркая. Расписные фигурки покрыты в цветочные желтые, синие, белые, голубые зеленые оттенки. Украшенные узорами и орнаментом в виде волн, кругов, точек, ромбов и зигзагов.
Забавные фигурки с палитрой ярких оттенков, как и много веков назад, продолжают вызывать восторг и веселость, как у взрослых и пожилых людей, так и у детей.