Найти тему

Две экранизации одной книги. «Дубровский» А. С. Пушкина

Повесть Пушкина «Дубровский» отечественный кинематограф подверг экранизированию дважды.

Первым это сделал режиссёр Александр Ивановский в 1936 году, что неудивительно – страна усиленно готовилась достойно отметить 100-летнюю годовщину гибели великого поэта. Ивановский оправдал ожидания, сняв добротную экранизацию повести с кумиром театральной публики тех лет Борисом Ливановым в заглавной роли. Как и все фильмы 30-40-х, «Дубровский» отличался аутентичными костюмами и декорациями, правдивыми деталями и отличным подбором актёров. В кино тогда играли театральные актёры, которые особой разницы между сценой и съёмочной площадкой не усматривали и перед камерой играли в точности так же, как и перед живыми зрителями. В общем, зрелище было публике предъявлено упоительное: сверкание глазами, заламывание рук, метание громов и молний, ибо драма действительно впечатляющая.

1936 г.
1936 г.

Причём, режиссёр Ивановский пошёл ещё дальше и основной акцент в фильме сделал на крестьянском освободительном движении, которое у Пушкина мелькало где-то на заднем плане. В фильме же на одну из первых ролей выдвигается Архип (П. Волков) – активный борец против крепостного гнета. Здесь, в общем, режиссёра понять можно – 30-е годы, идеология понятная, Пушкин позиционируется как вольнодумец и борец с царизмом. Создатели фильма просто отрабатывали повестку, как сейчас принято говорить.

-2

В остальном же здесь всё на месте: и очаровательная Маша, и медведь, и знаменитое «тихо, Маша, я – Дубровский». Вполне смотрибельно.

Автор экранизации 1988 года – Вячеслав Никифоров. Это 4-хсерийный телефильм под названием «Благородный разбойник Владимир Дубровский». Актёрский состав здесь ещё более внушительный: тут и Кирилл Лавров, и Владимир Самойлов, и Анатолий Ромашин, и Владимир Конкин, и много кто ещё, а в главной роли и вовсе молодое тогда дарование Михаил Ефремов.

1988 г.
1988 г.

Нужно признать, фильм очень хорош. Восхитительные пейзажи российской глубинки, роскошные дворянские усадьбы, красивые молодые герои, тонкая, сдержанная, уже абсолютно «киношная» игра маститых актёров – зрелище, очень приятное.

1988 г.
1988 г.

Даже выдуманные персонажи и события, как, например, история с «катом» Лаврушкой, не вызывает диссонанса, поскольку вполне вписывается в эпоху и вполне могла бы случиться в поместье такого злодея, как Троекуров. Фильм, безусловно, достойный, по-настоящему «пушкинский», и, на мой взгляд, однозначно выигрывает у своего предшественника.