Найти тему

Анастасия Володина «Протагонист». Рецензия

Анастасия Володина  - лауреат Премии Художественного театра в номинации «Литература», роман «Протагонист» вошел в Длинный список главной номинации «Ясная Поляна» (к сожалению, в Коротком его нет). Эти два факта и название, напоминающее о древнегреческой литературе, повлияли на мой выбор -  послушать первые страницы романа по дороге на работу. Возможно, озвучка – каждая маска прочитана новым голосом – сыграла свою роль: книга мне понравилась. Очень.

Идея – 10 баллов

В Академии – лучшем вузе страны – случилась трагедия: студент, не сдавший сессию, выбросился из окна общежития. В своей смерти он обвинил кафедру философии и преподавателя немецкого языка. «Вы не даете вторых шансов», - заканчивает он свою предсмертную записку.

Реализация – 10 баллов

Связь с древнегреческой трагедией прослеживается не только через название, но и через структуру всего романа. Герой – протагонист – Никита, но он не является прямым участником событий. Он словно дал «толчок» для развития сюжета. Сам роман – это традиционные пролог, коммос и два агона (речевая сцена) «Терпеть» и «Любить», герои «выступают» в масках: «Остриженная дева», «Молодая женщина», «Безбородый», «Кожаный». И только на первый взгляд кажется, что имя отражает внешность. Все намного глубже. Особенно если учесть, что время романа – это 2020/2021 год, время, когда медицинская маска – главный атрибут жизни. Герои носят маски и в прямом, и в переносном смысле. А жизнь в целом для них разделится (после трагедии) «до н.э. и во время н.э». И речь не о летоисчислении.

«Недавно Анжела мне показала картинку из интернета: «До н. э. – до начала эпидемии». Я ответил, что это неверное понимание истории: невозможно оценить эпохальность события в моменте – для этого нужно расстояние, ведь та же Вторая мировая или даже девяностые стали для нас сломом эпох куда в большей степени, чем какой-то вирус».

О том, что привело к трагедии, мы узнаем постепенно, от разных персонажей. Более того, каждый персонаж делится своим видением событий, и его рассказ – вовсе не беседа со следователем или разговор с друзьями (как это было сделано в книге Бакмана «Тревожные люди»). Перед нами монологи однокурсников Никиты, соседа по комнате, преподавательницы немецкого, декана, сестры, матери. И это – настоящие внутренние монологи, которые произносятся не на публику.

Один из лучших, пожалуй, - монолог Жени, старосты группы, отличницы. Всю жизнь девочка учится, чтобы поступить в Академию. Нет. Не так. Она УЧИТСЯ. Но ей не хватает на бюджет 3 баллов. Что такое три балла? Целая жизнь.

«С десятого ездишь по репетиторам – только лучшим, а только лучшие не приезжают на дом, так что, несмотря на все свои пятерки в дневнике, ты после школы едешь на другой конец города, три часа сидишь над математикой, которая вроде бы такая же строгая, как и ты, но в голову не лезет, а без пятерки по математике не выйдет медаль, а без медали не выйдет дополнительных баллов при поступлении, так что сидишь и тупо смотришь в это задание из второй части, надеясь на просветление, а в десять вечера выходишь в Ясенево, и ехать тебе час, а по пробкам будет еще дольше, чем в метро. Ты просыпаешься в Свиблово (поезд дальше не идет, просьба освободить вагоны): пропустила пересадку; плетешься в вагон метро напротив и едешь, утыкаясь в телефон, чтобы не проспать снова, и домой ты попадешь уже к двенадцати, а в полседьмого вставать, чтобы сделать зарядку, зарядку надо обязательно, нужен золотой значок ГТО, а это: бег, подтягивание из виса лежа 20 раз, отжимание 20 раз, наклон вперед (можно 15, но лучше 20), пресс, кросс, стрельба, прыжок в длину, а ты недопрыгиваешь до золота, роста не хватает, но надо стараться (плюс два балла, с медалью – все пять!), и всё это с домашкой, едой и отдыхом по таймерам не просто так, а ради той самой награды, которой станет твоя фамилия в списке зачисленных в Академию.

Ты сдаешь экзамены на 95+, ты молодец, ты золотая девочка, так что тебя с радостью возьмет любой вуз.

Но кто сказал, что Академия – любой вуз

Какой вуз выведен под Академией? МГИМО (ведь именно сюда можно поступить через победу на телевизионной передаче «Умники и умницы», выведенной в книге под названием «Умнейший»)? МГУ (ведь уже много лет он входит в сотню лучших университетов мира)? Скорее всего, это некий собирательный образ, призванный показать, как возможность стать ЛУЧШИМ губит в душе что-то светлое.

Монолог отличницы Жени – следующий после Ирины Михайловны Олевской, той самой преподавательницы немецкого. Она окончила эту академию, здесь же осталась работать. Счастлива ли она, много добившись? Нисколько. Ее утро – рутина.

«Одиннадцать минут до звонка.

Остановка раз.

Остановка два.

Остановка три.

Академия.

Здесь высаживается большинство пассажиров. Мне же ехать до следующей, чтобы зайти со второго входа. Только бы светофор…

Красный.

Шесть минут до звонка.

Двери расползаются. Выскакиваю первой. Дедушка с тростью выходит вслед за мной.

Зеленый. До конца перехода семь секунд.

Срываюсь и перебегаю дорогу. Ставлю ногу на тротуар в последний миг. Не нарушила – хорошо.

Захожу в аудиторию.

Звенит звонок.

Девяносто минут до конца».

Каждый новый монолог приоткрывает завесу тайны над произошедшим и не только раскрывает характеры героев, но и рисует атмосферу страны. Получилась история страны в историях людей, семьи. Девяностые, двухтысячные. Всю книгу пыталась найти ответ на вопрос: почему мы не можем быть счастливыми? Что нам мешает?

Коммос - скорбный плач, который исполнялся хором и актёрами-певцами совместно, - тоже воссоздает традиционную греческую трагедию. Все нити связываются в этой последней главе. Получается: виноваты в трагедии все и – никто. Сестра Никиты с горечью называет брата «бракованным осколком бракованной семьи», как бы расставляя точки над И.

Эта книга как обращение современным родителям: ребёнка делает СЕМЬЯ. Не школа (хотя, безусловно, многое зависит от учителя, от одноклассников или одногруппников) - СЕМЬЯ.

«Нет никаких нормальных семей. И людей нормальных нет. Есть просто люди и просто семьи. Каждый человек искалечен сам по себе. Семья может как подлечить, так и докалечить».

Герои – 10 баллов

Название «Протагонист», конечно, не существует само по себе. Это герой, на чьем характере строится произведение, кто раскрывается больше остальных. Такой герой – Никита, самоубийца. И удивительное дело: мы не «слышим» его, не видим мир его глазами. Да и монологи персонажей не столько о НЕМ, сколько о самих себе, но из небольших штрихов, деталей и его образ вырисовывается полновесно.

Стиль – 10 баллов

Удивительно правдиво написано: веришь каждому монологу. Сначала детской обиде дочери, папиной дочке, когда её в наказание мама оставляет в садике. Потом узнаешь историю матери - и будто мир переворачивается.

Каждый монолог – это полное погружение в образ: переданы интонации, обороты речи.

Общий балл – 40

Невольно задумываешься: так ли уж отличается наше время от того, что изображено в древнегреческих трагедиях?