Привычка ничего не узнавать до чтения книги сыграла со мной злую шутку. О том, что об Англии написано как-то не совсем по-английски, подумала чуть ли не с первых страниц, но увлеклась историей и постаралась не придираться к деталям. Каким же было удивление, когда узнала, что Стейси Крамер - это «проект», псевдоним молодой российской писательницы (причем совсем молодой!). О её дебютной книге «50 дней до самоубийства» лет шесть или семь назад говорили практически все и везде, только я не удосужилась прочитать. Теперь же знакомство состоялось.
Идея - 10 баллов
Греджерс – закрытая школа для девочек из высшего общества Англии. Они - отпрыски богатых, влиятельных родителей, избалованны, но воспитанны. Маленькие леди, которые умеют держать лицо и осанку, получают лучшее образование и готовятся ко взрослой жизни. А что на самом деле происходит за закрытыми дверями резиденций - общежития - и особняков? Вот вопрос, на который пытается дать ответ Стейс Крамер.
Реализация - 10 баллов
Когда только начала слушать, не думала, что осилю. Просто хотелось ознакомиться с произведением, что аннотацией напомнило «Богатые тоже плачут». На деле - достаточно глубокое погружение в семейные истории, когда у всех есть свои скелеты свои шкафу.
Перед нами - шесть шестнадцатилетних девочек, две враждующие группировки. Непримиримость, зависть, жестокость и мстительность. А ещё наркотики и влюблённости, случайные связи и мечта о единственной любви.
Достаточно подробно описаны традиции учебного заведения. В школе девочки проводят большую часть года, домой можно на выходных и каникулах.
«Все ученицы жили по двое. Их комнаты были такими просторными, что в них с легкостью могли уместиться десять девчонок с их гигантским количеством одежды, косметики, украшений и книг».
Помимо привычных предметов, девочек обучают этикету, танцам, есть верховая езда и даже соревнования между школами на звание лучшей всадницы.
О досуге в учебном заведении тоже думают: выборы первой леди школы, балы, соревнования, посещение театров.
Несостыковки бросались в глаза: в элитной школе для девочек вряд ли учителя позволяют себе методические и психологические ошибки, тем более издевательства над ученицами.
Тема дружбы, предательства и верности проходит через все повествование. Пока четыре подруги Лиана, Никки, Джел и Калантия были ВМЕСТЕ, все беды: семейные распри, одиночество, несчастная любовь - ими воспринимались легче. Все отходило на второй план, потому что была поддержка подруг – главная ценность в жизни.
Сам сюжет построен так, что мы постоянно сталкиваемся с какой-то тайной, с каким-то расследованием, с какой-то проблемой, и это держит читателя в напряжении, интерес не ослабевает.
Финал остается практически открытым. Если это – задел на вторую книгу, то тогда сюжет первой и ее концовка обесценятся. Роман о юности, о том, какие трудности ждут каждого подростка. В финале происходит то, что изменит героинь, их жизнь. Юность – не по годам, а по тому, что произошло, - закончилась. Впереди – расплата. Впереди - взрослая, не менее тяжелая жизнь. Значит, и продолжение – лишнее.
Герои - 10 баллов
Больше всего понравилось то, что каждая героиня - совсем не однозначный образ. Я как-то сразу привязалась к каждой, несмотря на все их отрицательные черты, которые в начале романа выходят на первый план. Постепенно мы погружаемся в истории их жизни, узнаем семейные тайны и понимаем истоки их характеров. И, как следствие, всем сочувствуешь, даже главной «злыдне» Никки. Чем больше тайн приоткрывается, тем четче звучит мысль, что каждая семья несчастлива по-своему. И счастье вовсе не зависит от богатства.
Героини олицетворяют какую-то подростковую проблему, с которой приходится бороться, к тому же каждой не хватает родительского внимания, заботы, любви.
Диана – признанная королева школы, образец для подражания. А мечтает она о свободе выбора: родители «подобрали» жениха – удобного партнера для бизнеса отца, жестокого и подлого человека. Диана старается быть справедливой, пытается всегда говорить правду, только вот счастливой это ее не делает.
Отец Калантии обанкротился, не в состоянии платить за школу, и девочка зарабатывает себе на следующий семестр. И попадает в очень нехорошую историю. История, которая наверняка не только изменит ее юность, «оставив шрамы», но и повлияет на всю последующую жизнь.
У матери Джелвиры знаменитое модельное агентство, ее сестра – эталонная модель, а у героини - проблема лишнего веса, с которой она борется.
Элеттра лишилась матери, когда была маленькой, а отец – не просто деспот – извращенец, и девочка сталкивается с домашним насилием, а помощи ни от кого дождаться не может: все боятся влиятельнейшего человека.
Рэми страдает от неуверенности, и боль душевную заглушает болью физической.
Никки – самый неоднозначный персонаж. Безусловно, она главная «злодейка». По сути же - очень одинокая девочка, нелюбимая матерью.
Стиль- 4 балла
Больше всего претензий, как я думала, было к переводу: неоправданная тавтология или выражения, типа "тождественные чувства" регулярно мешали целостности восприятия.. Оказывается, книга не переводная. А это еще хуже: роману требуется хорошая корректура, чтобы устранить глупые школьные ошибки.
Периодически появлялось повествование от первого лица. Кто же тогда рассказчик, вернее, рассказчица? Казалось: точно не одна из героинь: отстранённый тон об этом свидетельствовал. Ирония, а то и непримиримость повествователя убеждали в этом. И эта авторская оценка явно была лишней, выбивалась из общего стиле, потому что писательнице удалось передать суть человеческую: мы не хорошие и не плохие, мы – люди. Ответ на вопрос, кто же рассказчик, мне в результате понравился, но вот к стилю этого самого повествования появилось еще больше вопросов.
Общий балл – 34
Как ни странно, в целом роман понравился. В меру развлекательный, в меру нравоучительный. Если бы еще стилевые недостатки устранить, вообще было бы прекрасно.
«Если сторониться каждой неприятности в жизни, то можно упустить саму жизнь».