Найти в Дзене

Как правильно свергнуть короля

И снова предлагаю заглянуть в далёкое прошлое, да к тому же не наше - в королевство франков в конце восьмого века. Зачем нам туда заглядывать? В двух словах и не ответишь. История это ведь не просто события, это события, имеющие причинно-следственную связь. Иной раз неординарное решение государственного деятеля так меняет политический расклад в стране, что даже века спустя приходится считаться с его последствиями. И вот одно из таких судьбоносных исторических событий и произошло в королевстве Меровингов. На тот момент династия длинноволосых королей правила уже несколько веков. И постепенно, как это часто бывает с династиями, вырождалась. На заре становления монархии Меровинги были жестокими интриганами, в борьбе за власть не гнушавшимися никакими методами. Один из первых королей франков Хлодвиг, имя которого вошло во все учебники истории, прославился не только тем, что принял христианство (тоже судьбоносное решение), но и тем, что уничтожил всех своих родственников, дабы никто из них н

И снова предлагаю заглянуть в далёкое прошлое, да к тому же не наше - в королевство франков в конце восьмого века. Зачем нам туда заглядывать? В двух словах и не ответишь. История это ведь не просто события, это события, имеющие причинно-следственную связь. Иной раз неординарное решение государственного деятеля так меняет политический расклад в стране, что даже века спустя приходится считаться с его последствиями. И вот одно из таких судьбоносных исторических событий и произошло в королевстве Меровингов. На тот момент династия длинноволосых королей правила уже несколько веков. И постепенно, как это часто бывает с династиями, вырождалась. На заре становления монархии Меровинги были жестокими интриганами, в борьбе за власть не гнушавшимися никакими методами. Один из первых королей франков Хлодвиг, имя которого вошло во все учебники истории, прославился не только тем, что принял христианство (тоже судьбоносное решение), но и тем, что уничтожил всех своих родственников, дабы никто из них не мог претендовать на трон. А потом сильные личности закончились. Неслучайно за Меровингами на закате династии закрепилась прозвище "ленивые короли". Все вопросы по управлению государством они перекладывали на своих майордомов (майордом в королевстве франков был высшим сановником, главным человеком после короля). А восьмой век - это не то время, когда правителю можно было расслабиться. То тут, то там восставали вассалы, внешние враги тоже не дремали, воевать нужно было без передышки. И вот очередной майордом задумался: а не лучше ли править самому? Но была загвоздка: технически свергнуть короля нетрудно, а вот как добиться признания у франкской знати? Ведь фигура короля священна! К восьмому веку к королям уже сложилось особое отношение. Например, люди верили, что король способен исцелять наложением рук, что в жилах короля течет особенная кровь. Интересно, что традиция эта закрепилась достаточно быстро. По сравнению с фараонами Древнего Египта, которых обожествляли тысячи лет, франкские короли были сущими младенцами. Изначально вожди франков были лишь первыми среди равных. Тому же Хлодвигу однажды возразил простой воин (и поплатился за это жизнью, но сам факт: спорить с королем!) Но Меровинги быстро учились. У них даже появилась легенда о полубожественном происхождении родоначальника династии, будто бы рождённого от союза женщины и морского чудовища (эх, некому было подкинуть им идею про рептилоидов, уж она бы им зашла!).

Вести происхождение от чудовища было престижно!
Вести происхождение от чудовища было престижно!

Даже христианство не сильно повлияло на этот мифический образ. Поэтому любому умному человеку было ясно: нельзя просто так взять и свергнуть короля из Меровингов, каким бы неумелым правителем он ни был. А майордом Пипин Короткий был очень умным человеком. Клин клином вышибают, решил он. Авторитет короля должен перебить другой авторитет. Кто выше короля? Только Бог. Кто наместник Бога на земле? Глава христианской церкви - папа Римский. И Пипин позаботился о том, чтобы заручиться поддержкой папы. Сделать это было не так уж трудно: время было неспокойное, на земли церкви постоянно кто-то покушался. Как раз в это время лангобарды решили присоединить Рим к своему королевству. Пипин отправил к папе Захарию посольство с вопросом - кто более достоин быть королем, тот, кто лишь называется им, или тот, кто имеет реальную власть? Папа ответил, что королем называется должен тот, кто на деле правит государством. Довольный ответом Пипин разбил лангобардов и выделил Папскому престолу дополнительную территорию. Захарий прислал архиепископа, который провел коронацию Пипина. Настоящий же король, последний из Меровингов, к тому времени уже был заключён в монастырь. Но что интересно: Пипин хоть и взошел на трон, но не чувствовал себя в безопасности: слишком много было недовольных сменой власти. Даже мнение Папы Римского не решило всех проблем. Значит, нужно было ещё что-то, что могло бы перевесить весы общественного признания в его пользу. И, дубль два: история повторилась - очередного папу Римского Стефана III опять прижали лангобарды, Пипин опять намекнул, что может помочь... В 754 году Стефан III самолично приехал в Париж и помазал Пипина и его детей на царство. На этот раз Папа привез с собой особую грамоту - указ римского императора Константина Великого четырехсот летней давности, в котором тот ставил понтификов над императорами. Грамота вошла в историю под названием "Константинов дар". Она действительно успокоила недовольных. Константин Великий несомненно был авторитетом, так как именно он возвел христианство в ранг государственной религии в Римской империи. Пипин утвердился на троне и начал править, провел реформы, основал новую династию Каролингов, самым известным представителем которой стал его сын - Карл Великий.

А вот с изображениями правителей у франков было туго. Даже эта картинка поздняя - 12 век. Поэтому мы не знаем, как выглядел Пипин.
А вот с изображениями правителей у франков было туго. Даже эта картинка поздняя - 12 век. Поэтому мы не знаем, как выглядел Пипин.

Каролинги внесли огромный вклад в создание общего культурного пространства Европы. Союз с папой Римским тоже имел далеко идущие последствия. Папы начали активно вмешиваться в политику, решать спорные вопросы, разрешать или запрещать династические браки. Короли начали конфликтовать с папами, сочетая интриги с военными походами. "Константинов дар" запустил смену династий. Уже не так важно было, какая кровь течет в жилах короля, и от какого чудовища он ведёт свой славный род. А в XV веке выяснилось, что грамота - подделка. Вот такая вот ирония судьбы.