Роман Джека Лондона « Сердца трех» (1919) понравился мне гораздо больше, чем чуть более ранний «Маленькая хозяйка » (1916). Тут уже никакой скуки и пустых бесед ни о чем! Вместо натужного шутовства - много настоящего юмора, в иных местах просто обхохочешься! прекрасные живые образы даже эпизодических персонажей, всегда яркие – то очень смешные, то вызывающие гнев, негодование. Никто и ничто здесь не оставляет равнодушным. Буквально ни одного плохо обрисованного персонажа, каким бы мимолетным он ни был.
Какая большая разница по сравнению с эпизодическими героями "Маленькой хозяйки", которые даже не складываются в голове в живой образ, их даже не запоминаешь по именам, настолько они плоские и сухие. Они кажутся лишними, как мусор. Они почти не отличаются от комаров, которые бы летали по Большому дому и что-то пищали каждый о чем-то ненужном, что не имеет для нас никакого интереса.
И наоборот, в «Сердцах трех» абсолютно каждый персонаж , даже самый мелкий и проходной - целая драма, целая жизнь, целая история. Пеон-предатель; китаец, продающий секреты; горький пьяница-свидетель преступления Торреса. Все они и многие другие запоминаются навечно.
А Слепой философ-разбойник, олицетворяющий Суровую Справедливость Кордильер, противопоставленный насквозь продажному суду Панамы!
Этот эпизодический персонаж - просто мечта. Он и одарил роман самыми яркими и незабываемыми изречениями:
«Лучше в любой момент умереть человеком, чем вечно жить скотом. Экклезиаст был не прав. Мертвый лев лучше живой собаки».
«мужчина, которого не ранит любовь к женщине, - только наполовину мужчина».
За одного только этого героя и вобще весь этот невероятный эпизод с братством Справедливых разбойников - можно простить Джеку Лондону всю его "маленькую хозяйку".
Вообще тема дружбы, тема братства - одна из основных в романе. Это и преданная дружба, соединяющая двух главных героев, так что даже любвоь к одной и той же девушке нес могла нарушить свет и чистоту этой дружбы, и эпизод про братство Кордильер.
А приключения, которые составляют особенность жанра "Сердец трех" - это вообще особое мастерство. Далеко не каждое приключение будем мы читать с интересом даже в очень взрослом возрасте! Для этого нужен именно тот сплав психологизма, реализма, романтизма и гипер-увлекательного сюжета, который редко встречается.
Конечно, столь живое и экзотическое действие, в которое попадают люди, воплощающие самые прекрасные человеческие ценности на деле, все это очень сильно отличается от неподвижной и бессмысленной жизни Большого Дома с его ленивыми и душой и духом обитателями.
И главный женский образ, хоть он и копия предыдущего (Паолы, маленькой хозяйки), тем не менее, удался гораздо лучше. Леонсия – более удачно вырисованный женский персонаж, чем Паола. И раздражает она меньше, чем Паола, несмотря на то что она такая же ребячливая и избалованная, такая же непоследовательная ( таков уж был, видимо, женский типаж, к которому влекло писателя), однако в Леонсии уже есть нечто, чего нет в Паоле.
Просто хотя бы элементарная моральная устойчивость. У Паолы было море бесконечных заумных рассуждений, вернее пересказов чужих заумных мыслей, но за этим фасадом скрывалась не очень интересная личная суть - а именно, обычная мягкотелость, бесхребетность и безволие. Паола, как и Грэхем – всего лишь бессильный флюгер, повелеваемый ветром страстей.
Поэтому Леонсия, несмотря на свои легкомысленные манеры, все-таки выдерживает с честью ту душевную борьбу, которая полностью сломила бедную Паолу.
За это ей можно простить ее легкомыслие, хотя оно все равно раздражает. Она производила впечатление играющей мужчинами, как своими игрушками, как кошка играет с мышками. А в ее любовь сразу к обоим главным героям никак всерьез не верится. Что за белиберда? любить сразу двоих, не принимая в расчет их страдания от этого, это как -то… несерьезно. Просто вторая Паола, и все!
Как ни странно, принять и душевно полюбить образ Леонсии я смогла лишь после просмотра киноверсии, нашего фильма, который снимался в 1991 году в Индии, в котором образ Леонсии мне пришелся по душе, поскольку актриса, да и весь режиссерский состав, сумели вложить в эту героиню некий сердечный ум, некий духовный шарм и глубину, которого я не нашла в самом романе.
Но в романе "Сердца трех" даже не один, а два главных женских образа.
Ведь Та, Что Грезит – это настоящая находка. Незабываемый персонаж! А ее Зеркало мира! теперь я по-новому поняла смысл слов в той старой песне Константина Никольского:
"Зеркало мира есть у меня, Хочешь взглянуть - так не бойся огня! .... В зеркале видно, кто и как жил, Видно, кто песню-неправду сложил..."
А ведь это, оказывается, была аллюзия на волшебный инструмент королевы затеряннного племени в "Сердцах трех".
Жаль, что Френсис не смог полюбить Ту, Что Грезит – королеву племени Затерянных душ, хотя она, на мой взгляд, как личность гораздо интереснее и глубже Леонсии. Не случайно именно королеве Затерянных Душ принадлежало то самое несметное сокровище майя, которого искали наши герои.
Но и этот женский персонаж немного разочаровывает. В самом начале знакомства с этим образом он был такой многообещающий. Ожидаешь прямо женскую версию справедливого Судьи Кордильер, такое воплощение душевно и духовно мощной женщины, которой она вначале предстала. Но к сожалению, мы вскоре увидели женщину обычную, земную - то есть наивную и самовлюбленную, высокомерную и хищную соперницу, целиком захваченную обычной эгоцентричной страстью, готовую из-за нее чуть ли не убить 2 остальных членов любовного треугольника...