Найти тему
Lipetskmedia.ru

Как прокачать интеллект и попасть на федеральное ТВ

Телевикторину «Что? Где? Когда?» с большим интересом смотрят в нашей стране уже не одно десятилетие. Но немногие знают о её спортивной версии, в которой может поучаствовать любой желающий. Идейный вдохновитель школьного движения интеллектуальных игр в Липецкой области Павел Азаров рассказал, как натренировать мышцу эрудиции.

Впервые Павел заинтересовался интеллектуальными играми ещё в дошкольном возрасте. Его бабушка была большой любительницей «Что? Где? Когда?» и «Своей игры», так что эти передачи нередко смотрели всей семьёй.

— Я мало что понимал, больше притягивала динамика игры. Поначалу наблюдал за участниками, слушал их рассуждения, а с возрастом пробовал отвечать на вопросы, — рассказывает Павел Азаров.

Тягу мальчика к знаниям всячески поддерживали родители. Каждый месяц покупали несколько книг на его вкус. Выбирал Паша неизменно детские энциклопедии об окружающем мире.

— Чего уж греха таить, с малых лет я любил покрасоваться, демонстрируя свой интеллект. Помню, как расстроился, проиграв в школьной викторине в 3 классе. Даже не остался на чаепитие, печально побрёл домой, — вспоминает Павел.

В старших классах он интересовался одновременно и гуманитарными, и техническими предметами. Но склонность к точным формулам и алгоритмам всё же перевесила, поэтому юноша поступил на физико-математический факультет Липецкого педуниверситета.

Знаток и педагог

Попробовать свои силы в «Что? Где? Когда?» Павлу довелось совершенно случайно. Один из вузовских преподавателей предложил ему присоединиться к команде факультета для участия в турнире.

— Спортивный ЧГК мало чем отличается от своего телевизионного аналога. Команда из 6 человек должна за минуту правильно ответить на вопрос. Только соперничают участники не с телезрителями, а друг с другом, — объясняет Павел Азаров.

Эту игру проводил президент липецкого клуба «ЧГК» Андрей Косых. Он и пригласил занявшую 3 место команду физмата на тренировку. На занятиях ребят учили расширять кругозор, быстро находить ответы на вопросы. Так Павел стал постоянным участником клуба и уже на 5 курсе института соперничал с опытными знатоками.

Помимо интеллектуального увлечения он уделял время профессиональному развитию. В 2011 году, например, победил в городском конкурсе «Учитель года».

— В жюри была Инесса Шуйкова, в то время директор Центра развития одарённых детей «Стратегия». Она заметила меня и предложила преподавать математику пятиклашкам. К тому моменту я уже давно хотел попробовать себя в педагогике, так что, не раздумывая, согласился, — вспоминает Павел.

«Набрасывать» версии

Помимо занятий математикой в обязанности молодого человека входила организация развлекательных мероприятий для воспитанников «Стратегии».

— Однажды руководитель поручила мне провести шахматный турнир. Я же решил заменить его на более активную ЧГК и пригласил своих приятелей из клуба в жюри. Детям очень понравилась такая задумка. Им хотелось играть ещё и ещё, поэтому я организовал для воспитанников кружок интеллектуальных игр «Лабиринт», — объясняет собеседник.

Тренировки проходили каждую субботу. Но как же научить детей отвечать на замысловатые вопросы? Ведь их бесчисленное множество!

— Для игры в ЧГК вовсе не обязательно штудировать «Советскую энциклопедию». На занятиях внимание уделяется не только развитию эрудиции, но и логике, отработке командного взаимодействия. Я старался привить ребятам привычку «набрасывать» разные версии, а главное — умение вслушиваться в вопрос, — говорит Павел.

Чемпион Европы

Вскоре «Лабиринту» наскучило играть в своём тесном кругу. Захотелось настоящих соревнований. Оказалось, что в стране уже давно действует масштабное движение школьных интеллектуальных игр — в регионах постоянно проводятся турниры. В одном из таких и поучаствовали воспитанники Павла Азарова. Вернувшись домой, педагог загорелся идеей организовать в Липецке соревнования областного уровня.

— Так у нас появилось первенство «Шкипер». Сперва проходит отбор команд в муниципалитетах, а затем сильнейшие играют в областном центре. Так что в районах стали появляться свои клубы, — говорит педагог.

На этом всё не ограничилось, и вскоре Липецк впервые принял Школьный чемпионат России по ЧГК. Знатоки из десяти регионов страны приехали в лагерь «Прометей», чтобы посоревноваться в логике и эрудиции. За несколько лет наш город стал известным и уважаемым среди любителей интеллектуальных игр.

— Воспитанники «Лабиринта» четырежды становились призёрами Школьных чемпио­натов России и принимали участие в международных первенствах. А один из учеников даже стал чемпионом Европы. Его пригласили в белорусскую коман­ду, в составе которой он и победил в этом соревновании, — делится достижениями педагог.

Кто слабое звено?

Павел может похвастаться не только педагогическими успехами. Ему довелось поучаствовать в телевизионных интеллектуальных играх. Например, в 2020 году Азарова пригласили на съёмки викторины «Слабое звено». Это шоу после долгого перерыва стало выходить на телеканале «Мир».

Участникам программы необходимо отвечать на вопросы, а в конце раунда — выбрать слабое звено команды, которое прекращает игру. Больше всего зрителям запомнилась харизматичная ведущая викторины Мария Киселёва, предстающая в образе строгой и требовательной учительницы.

— Несмотря на то, что в жизни это совершенно другой человек, стоит отдать должное — из роли она не выходила ни на мгновение. Даже в перерывах была верна своему амплуа, — вспоминает Павел.

Он стойко отвечал на вопросы и даже несколько раз становился лидером команды. Однако выиграть это не помогло. Соперники решили избавиться от сильного игрока, когда их осталось четверо.

— Они выбрали свою стратегию, а я — свою. Никто не виноват, что она оказалась неудачной, — рассуждает Павел.

Уже через пару лет он поучаствовал в «Своей игре», с которой и началось его пристрастие к интеллектуальным развлечениям.

— Чтобы попасть туда, пришлось пройти несколько этапов отбора. Сначала отвечал на вопросы по телефону. Звонок застал меня прямо на рабочем месте, так что пришлось всё бросить. Затем предстояло соревнование с такими же претендентами, после которого меня и пригласили в легендарную студию, — говорит он.

Казалось бы, впереди только участие в телевизионной версии «Что? Где? Когда?», однако Павел не спешит подавать заявку. Слишком уж много сложностей сулят отборочные испытания. При этом педагог уверен, что любые его начинания с готовностью поддержат самые верные болельщики — воспитанники клуба «Лабиринт».

Как собрать команду мечты?

Часто коллектив для интеллектуальных игр собирается из друзей или одноклассников. Однако для участия в спортивных состязаниях требуется тщательный подбор участников команды.

В состав должны входить:

Капитан. Записывает версии, предложенные игроками, и принимает окончательное решение. Он должен уметь координировать команду и призывать к порядку.

Эрудит. Обладает глубокими знаниями в разных областях. Такой может и про Невскую битву рассказать, будто был очевидцем, и теорию Пуанкаре объяснить на пальцах.

Интуит. Мгновенно схватывает суть проблемы и предлагает решения, основываясь на своих ощущениях.

Критик. Склонен проверять гипотезы, оспаривать поспешные решения. Сдерживает полёт фантазии интуитов и выбирает самые надёжные варианты.

Креативные участники. Умеют «раскручивать» идеи. Предлагают нестандартные решения, стимулируя тем самым мозговой штурм.