Найти тему

Интерес, страх и восторг

   Интерес, страх и восторг
Интерес, страх и восторг

Школьный учитель из Ханты-Мансийска Любовь Васильева написала книгу для своих коллег и единомышленников «В поисках профессионального вдохновения: 35 историй о школьном образовании». Это гид не только для педагогов, но и для представителей других профессий, кому в жизни и работе уже не хватает огонька. Представляем редакционный топ-3 вдохновляющих историй из этого удивительного сборника.

3-е место. Букчеллендж для школьников
Я убеждена, что дети читают. Просто не то и не так, как представляем себе мы, умудренные жизненным опытом взрослые. Пришла идея: а что если устроить ребятам книжный челлендж, который помог бы заинтересовать их чтением, объединить общей идеей?
Правила придумала такие: участники читают книги по определенным категориям и бросают вызов своим оппонентам: друзьям, учителям… Все действия происходят в интерактивном формате мобильного приложения.
Из особенностей: 1. Интересный список категорий книг для выбора. Например: книга, где главный герой твоего возраста; книга, написанная в год твоего рождения. 2. Движение на равных. Одну и ту же книгу читают взрослые и дети. 3. Создание более глубокой связи ученика и учителя. Ребята знакомятся с читательскими предпочтениями педагогов, настоящими, а не только теми, что положены в рамках программы.
Я очень люблю выражение «Наше окружение – наше отражение»… Образовалось пространство, где вся окружающая действительность – как будто бы об одном, о книгах. Причем оно разворачивалось постепенно, как в компьютерной игре – пройдешь один уровень, открывается следующий. Приняли участие во Всероссийском конкурсе программ внеурочной деятельности. Стали первыми. Получили книжные подарки…
Создание проектов – большая мотивирующая история. Возможность внедрить новый тренд на творчество, активность, проявленность.

2-е место. Управление полетом
Моя коллега в первые годы карьеры поставила цели – привить чувство языка, развитие речи… потом вдруг переезд и школа-интернат для коренных народов ханты и манси. Тут уж не до красивых фраз и извилистых оборотов. К тому же совсем недавно ввели ЕГЭ… Пришлось скоординировать собственную педагогическую цель, адаптировав ее под социальный запрос. Затем еще одна смена цели, вызванная переходом в столичную школу. А вместе с тем и цифровизация, и работа с одаренностью, и инклюзивность! Было столько страхов: «Какие ученики? Что за родители? Как все успеть?..»
В чем ее секрет? В осознанной постановке целей. Да, с учетом контекста образовательной организации. Да, с учетом собственных ограничений карьерных возможностей. Но это внутреннее ощущение управления «полетом» – всегда выигрышная позиция, да и в целом единственно верная.
Когда я только пришла работать в школу, неосознанно применила метод «антицель», нынче популярный и востребованный в жанре self-help литературы.
Я пообещала себе, что ни за что на свете не стану «типичным» педагогом из мемов с перлами вроде: «Звонок для учителя!», «А голову ты дома не забыл?», «Лес рук!» и прочими прелестями, что не предам себя и продолжу верить, что в каждом человеке есть сокровище, а моя задача – помочь ему проявиться в полной мере, предоставить возможности узнать и проявить заложенные природой таланты…
И напоминая собственным ученикам, что трудиться упорно, добиваться целей, идти к результату и умеренно рисковать – самые разумные навыки, и нарабатывать их очень даже хорошо начать с самого школьного возраста.

1-е место. Видеть сердцем
Современные дети более смелы и открыты к выражению эмоций во всем. После одного из занятий по основам смыслового чтения для 7–8-х классов ко мне подошла коллега, мама одной из учениц: «Любовь Ивановна, у меня ребенок всю ночь рыдала над вашими текстами. Можно как-нибудь выбирать не такое проникновенное, попроще, чтоб мне жилось спокойно?» Это был рассказ «Друг детства» Виктора Драгунского: шестилетний Дениска решил стать боксером и попросил папу купить ему боксерскую грушу. Папа отказывает, а мама предлагает вместо груши использовать старую игрушку – медведя. Дениска же вспоминает теплые и прекрасные времена детства, когда он играл с мишкой, плачет и больше не хочет быть боксером, так как не хочет бить мишку…
Ощущать мир во всем его многообразии, приветствовать эмоции, чувствовать сердцем. Взращивать в себе доброту, эмпатию и понимание – эти и многие другие возможности предоставляют нам современные дети. И это не может не радовать.
Искренность повсюду. Мой десятилетний племянник заявил мне после одной из наших длительных бесед: «Спасибо за терапию». А потом упрекнул, что вообще-то надо спрашивать разрешения у главного героя истории, если собираешься поведать о нем широкому сообществу. Они, ученики начальной школы, уже знают больше о личных границах, чем подавляющее большинство взрослых.



Вопрос-ответ
Мы задали автору книги вопросы, которые просто вертелись на языке.
– Что побудило вас написать эти истории и выбрать именно книжный формат? – С одной стороны, это был своеобразный запрос со стороны коллег: не секрет, что сфера образования требует большой самоотдачи, и все чаще на профессиональных встречах, конференциях поднимался вопрос об эмоциональном выгорании, одну из глав своего труда я посвятила именно карьерным травмам. В потоке ежедневных задач очень легко потерять главную цель, смысл и ценность работы педагогом. И если самому не управлять полетом, найдется много желающих вовлечь тебя в свои цели – успех либо хаос, в этом случае теряется сопричастность делу, свое место в нем. С другой стороны, была личная мотивация: в учебном году – 35 недель, в книге – 35 историй, мне в этом году исполняется 35 лет, самое время подвести промежуточный итог 13 лет работы в школе. Из обычной почтовой рассылки я узнала о конкурсе «Время писать книги», увидела там раздел «Книги для наставников», и все сошлось. 8 июня уже побывала в Москве на награждении за этот труд.
– Почему страх вы считаете одним из маркеров того, чем человеку надо заниматься? – Нечто известное заставляет человека расслабиться, карьера идет уже по накатанной, а мир тем временем меняется. И нужно быть смелым, чтобы идти в неизвестное, где страшно, непонятно, конкурентно. Учителя выигрывают конкурсы, например, но боятся работать с детьми с ОВЗ. Поэтому страх можно и нужно трансформировать в точку роста, видеть в страшном новое поле возможностей, пути дальнейшего развития. Есть такое известное всем выражение «выйти из зоны комфорта», так вот это близко по смыслу, но к образованию совсем не относится: здесь попросту нет зоны комфорта, каждый год новые дети, предметы, профессиональные стандарты. И все это, конечно, страшно. Сначала надо страх признать, а потом трансформировать.
– Как вы узнали, что будете учителем? – Я не думала именно о школе, работала и на кафедре вуза, и с педагогами. Но еще в детстве я учила своих братьев читать и писать и поняла, что сфера образования меня вдохновляет. Нельзя сегодня получить одно образование и всю жизнь проработать в одной профессии, нужно уметь самому наполнять свою жизнь новыми стремлениями и приключениями: выдерживать внешний натиск людей и обстоятельств, выстраивать новые связи и отношения. Желаю всем собрать свою карьеру (и не только в образовании) в той конфигурации, которая бы соответствовала вашим личным ценностям и смыслам.

Кстати
«…Тот самый Циолковский, обладающий несомненным педагогическим талантом, усердно старался заинтересовать собственных учеников. Он придумывал задачи, где сражались козы и зайцы, ежи считали заготовленные на зиму яблоки, белки копили орехи, а мыши складывали горох. Константин Эдуардович никогда не повышал голос на учеников и не ставил двоек. Его уважали и любили ученики, так интересно он умел рассказывать…
Время пройдет и без наших стараний, а вот с нашим собственным вкладом в будущее будет сильно лучше, чем без него».

Читать в источнике