Найти в Дзене
Жиляевское подворье

Почему-таки деревня вымирает — моя последняя версия

Оглавление

В юности я книгу читал. Советскую. Не помню автора, не помню названия и год издания, поэтому найти сейчас ее не могу. Помню только, что напечатана она была в Ставрополе.

Книжица была в невзрачном потрепанном переплете и, как мне кажется сейчас, особой художественной ценности не представляла. Простецкая книжечка, с легким слогом и незамысловатым сюжетом. Но повлияла она на меня здорово — пробудила любовь к селу, влечение к деревенской романтике, интерес к деревенским людям. Мне скоро сорок, а тот эффект не сгладился со временем, он словно усиливается из года в год.

Краткий сюжет для понимания моей мысли

Овдовевший председатель колхоза, расположенного где-то на юге СССР, берет в жены городскую, интеллигентную женщину. Она устраивается в библиотеку, свободное от работы время занимается домом и чтением книг у окна. Председательская дочка, колхозная активистка, загоревшая до черноты в поле, негодует: барыня какая нашлась.

А. С. Козловский. «На работу в деревню». 1956 г.
А. С. Козловский. «На работу в деревню». 1956 г.

Война. Приближаются немцы. Колхоз эвакуируют ближе к Каспийскому морю. Тут у меня по сюжету провалы в памяти.

Немцев прогнали. Колхоз разрушен, поля заброшены, мужики или на фронте, или инвалиды. Работа ложится на плечи баб да ребятишек. Именно бойкие бабы, дабы пристыдить мужиков, лопатами вскапывают поля. Жена председателя «исправляется», уходит в бригаду на виноградники. Возникает дружба с падчерицей. Все счастливы.

С особой любовью писатель описывает деревенский труд; усталых, но радостных людей; медленное, но упорное восстановление хозяйства. Читал, и так хотелось оказаться там, с ними! Подвязывать виноград, возить на телегах хлеб, плясать под гармошку в деревенском клубе.

Прошлого не вернуть, но можно приехать жить в село. Точнее — в медленно уменьшающийся кубанский хутор, который когда-то был частью совхоза-миллионера с собственным самолетом, небольшими заводами и асфальтированными улицами.

Вехи вымирания деревни в России

Отток людей в города начался давно — с отменой крепостного права. Усилился он в конце XIX века, когда в Российской Империи интенсивно протекала индустриализация и требовались рабочие руки.

Немалую лепту в обнищание села внесла политика ликвидации «неперспективных деревень» в 60–70 гг XX века, в результате которой, по данным историков, около ⅔ деревенских людей переселились не в «центральные усадьбы» колхозов и совхозов, а в райцентры и крупные города.

Не знаю, кто фотограф. В сети утащил.
Не знаю, кто фотограф. В сети утащил.

Однако прикончили деревню лихие 90-е и, особенно, нулевые. Нулевые это прям вообще контрольный в голову российской деревенской жизни.

Нелюбовь к деревне — результат пропаганды

Пропаганда не всегда имеет негативный оттенок. По сути, это распространение информации с целью формирования определенного мнения у людских масс. Причем эта информация может быть правдивой, но поданной под определенным соусом.

С конца 80-х и в 90-е россиянам усиленно втирали: хорошо жить можно только за границей. «Американ бой, мечтаю жить на Ямайке, проходят зря мои года» — выли вульгарные, разукрашенные тетки из Комбинации. По телевизору, опять же, исключительно богатые мексиканцы, американцы, а позже бразильцы. Где уж тут навозную деревню без газа и водопровода любить.

В нулевые вектор пропаганды чуть изменился. В деревне жить стало можно, но за лучшее — уехать-таки в город. Для девушек идеально выйти замуж за городского банкира или промышленника. Вспомните мыльные сериалы первого десятилетия нынешнего века.

А назовите мне хоть один положительный пример деревенской жизни в современном искусстве? Хоть одну книгу, схожую с прочитанной мной в юности, после прочтения которой молодой Вася или Нина загорятся: хочу в деревне жить! Хоть один современный фильм, после просмотра которого хочется спешить на заре к ферме, на утреннюю дойку? Их нет.

Асхат Газизулинович Сафаргалин. Письмо. 1958 г.
Асхат Газизулинович Сафаргалин. Письмо. 1958 г.

Есть современные писатели-деревенщики, — Андрей Антипин, Наталья Ключарева, Сергей Мурашев, Максим Васюнов, Наталья Мелехина и другие, — но они мало кому известны, их книги издаются сравнительно малым тиражом.

Зато по телевизору крутят очередной «шедевр», в котором в деревне живут только алкаши, неудачники да недотепы. Кругом чье-то говно и разруха. И лучший выход — уехать в город. Жизнь ведь существует исключительно там, в селе ее нет по определению. Так что основная причина вымирания села — разрушительная пропаганда, которую зачем-то ведут российские режиссеры, сценаристы, издатели. Созидательная пропаганда почему-то отсутствует.