Найти тему

Как мы думаем....хм

Когда мы учим ребенка новым словам, в мозге формируются новые нейронные связи. Формирование центров речи — частный случай ассоциативного обучения: некий стимул связывается с некоей реакцией или несколько стимулов связываются между собой в сенсорную целостность. По ходу обучения возникают новые каналы для передачи информации — за счет того, что контакты между нейронами по траектории передачи сигнала начинают работать лучше.

Важным компонентом этого процесса являются положительные эмоции: если поведение признано успешным — новые каналы становятся все прочнее и надежнее, и мы говорим, что рейтинг этой поведенческой программы растет. А если выбранное поведение неудачно, то такая программа в следующий раз тормозится негативными эмоциями. Если происходит негативная эмоция, мозг тормозит данный канал передачи информации или вообще блокирует его. Но в случае удачного поведения в будущем этот канал может «растормозиться» и снова заработать в полную силу.

Из отдельных понятий человеческий мозг способен формировать многоуровневые речевые обобщения, чего не может мозг обезьяны. Зайчик, кукла, мячик, кубики — каким словом обобщим? Это первый уровень обобщения. Затем игрушки, мебель, посуда — это предметы, второй уровень. И так далее, до высоких философских обобщений. Зрительная кора может проводить процедуру зрительного обобщения, выделять общие свойства нескольких изображений — так выучиваются нейроны зрительного обобщения. Нейросети задней части височной доли занимаются слуховым обобщением.

Классик возрастной психологии Жан Пиаже привязывал стадии развития ребенка к стадиям речевого обобщения. И писал, что у взрослых высшая стадия вообще часто не случается. Не знаете, что такое интеграл — ну и неважно, как от этого меняется ваша жизнь? Зато когда вы узнаете новое, появляется новый канал — и мы испытываем положительные эмоции, связанные с речевыми центрами.

-2

ерез обучение мы пытаемся нашими нейросетями отразить мир — важные для нас предметы, действия и признаки. Это речевая имитация окружающей действительности, квинтэссенция нашего индивидуального опыта и памяти. Она помогает нам сделать выбор — как поступать в той или иной ситуации: не совершая реального поведения, отбирать правильную поведенческую программу.

Мы выращиваем всю эту систему, которую называем мышлением, всю жизнь, добавляя туда новые знания. Стараемся соединять данные правильными связями. Мир меняется, и в какой-то момент модель может плохо ему соответствовать, ведь в голове у нас прежняя схема. Несовпадение включает механизм психозащиты — когда вместо того, чтобы меняться под действием окружающего мира, система отрицает изменения, либо вытеснят их, либо замещает свои неверные представления экспертными. Эти механизмы в условиях сильного стресса работают сообща и для достижения результата в среднем нужно около 3 недель.

Мышление мы используем в двух режимах: быстром (интуитивном) для решения простых задач и медленном для случаев, когда нужно собрать дополнительную информацию, проанализировать, проговорить проблему и т.д.

Выбирая поведенческую программу, наш мозг, точнее его префронтальная кора, учитывает не только результаты мышления, но и сигналы центров потребностей и информацию из центров памяти. На первом этапе выбора мы решаем, на удовлетворение какой из потребностей направим свои силы. В нашем мозге около 30 информационных сущностей, соответствующих биологическим потребностям, они находятся в глубинных стволовых структурах и каждая из них на минуточку хотела бы покомандовать нашим поведением.

-3

Всем спасибо. Оставляйте комментарии и ставьте лайки.