Сто тысяч квадратных километров — много это или мало? Столько площади занимают, к примеру, Исландия или Южная Корея.
Однажды бог изгнал шайтана из рая. Шайтан был так зол, что, пролетая над огромным безжизненным пространством, плюнул на землю. Там, куда попали брызги, образовались горько-солёные озёра. А там, куда упали слёзы его раскаяния, появились озёра пресные. Это одна из легенд о Кулундинской степи.
Огромная, бескрайняя равнина площадью в те самые сто тысяч квадратных километров. Почти лишённая жизни вплоть до начала прошлого века. Кулундинская степь залегает в междуречье Оби и Иртыша, смыкается с предгорьями Алтая и таинственными Васюганскими болотами. Большая часть её относится к Алтайскому краю. Необычное название происходит из тюркских языков: место, где водятся куланы, парнокопытные животные, ныне в этих местах уже не обитающие. Сегодня через степь пролегает государственная граница. Часть Кулундинской равнины принадлежит России, часть — Казахстану. Это важный сельскохозяйственный район: значительная часть пространства занята посевами. Но было так не всегда.
К концу XIX века Российская империя столкнулась с серьёзной проблемой — малоземельем. После отмены крепостного права земля осталась в руках помещиков, а крестьяне могли выкупить земельный надел только через государственный заём на 49 лет. Позволить себе такое могли далеко не все…