Найти тему
Учитель гармонии

"Поступаем в теоретики": этап третий и решающий, за роялем

Оглавление

Страсти улеглись, списки рекомендованных к зачислению в "Мерзляковку" - свёрстаны. Мне искренне жаль, что общее образование на музыкантской абитуре нынче никто не стремится проверить. Ну да ладно! Аттестатов 5.0 и близких к ним... у нас большинство. Происхождение - разное. Ребята заступят и покажут, насколько грамотны, насколько приучены работать в системе, вывезут ли "очный" режим в центре Москвы.

Экзамен по фортепиано - финальный для будущих теоретиков (то же и на дирижёрско-хоровом отделении). Из года в год, он порождает противоречивые мнения. Впрочем, каждой конкретной "поступающей" команде (учитель, ученик, семья) решать индивидуально, как именно вкладываться, к чему стремиться. Обозначу некоторые позиции, "со своей колокольни". Ведь я тот самый неравнодушный родитель, которому вскорости предстоит. Лично моя проблема в том, что я слишком близко знаю "эту кухню". Быть может, лучше не знать, а прийти и "просто сыграть с удовольствием"? К слову, иногда такое работает.

***

"Мог бы претендовать и на специальное фортепиано!" - лестная рекомендация от комиссии. Такое у нас не редкость, а настроены ребята при этом сугубо "в теоретики". Сейчас набран безусловно играющий курс будущих музыковедов! Но так бывает далеко не всегда. У наших студентов разные судьбы, несходные предыстории и "первые инструменты". Здорово владеющие роялем претенденты-скрипачи - особенность текущей приёмной кампании. Один из ярких "мерзляковских" выпускников-теоретиков 2024 года - домрист по школе. И ещё много подобных ссылок.

А что делать, если с фортепиано беда, если освоение пошло недавно, а "в теоретики" хочется и голова+слух на уровне? Не комплексовать, играть с достоинством - выбрать "спокойную" программу и справиться с ней. Баллов много не будет, но "проходной" поставить должны. При успешных сольфеджио/теории/музлитературе - выглядит оптимистично. "Если человек нужен, то его таки возьмут": верно. Но зависит от общего уровня потока, факт. "Не поступить из-за фортепиано" - увы, бывает. Это обидно.

Что ценится? Корректная фразировка, "умный" звук, внимание к деталям, чувство формы, стабильность, свобода. Моторика - да. Не врождённая, так наработанная. Всё по-взрослому, в проекции на будущую профессию условно 16-летних людей.

Ещё момент - адекватный выбор программы: здесь есть "верхняя" и "нижняя" границы. К примеру, вынести на экзамен Патетическую сонату Бетховена нельзя, исключено и большинство этюдов-картин Рахманинова (думаю, логика ясна, список продолжите сами, либо обратитесь к опытному педагогу, тот раскроет тему "запредельности" на абитуре СПО). В то же время, двухчастный полифонический цикл ("Х.Т.К." Баха, как вариант - Шостакович, по силам) обязан быть сыгран (не инвенция!), также и этюд Мошковского/Клементи/Черни (строго op. 740). Консультации (в формате знакомства с комиссией, май - июнь) остро необходимы. Абитуриенты, наблюдаемые в динамике, - закономерно, получают баллы повыше. Не стоит также забывать о том, что распределение по классам намечается ещё до приёмной кампании, порой - задолго до. Педагоги борются за обучаемых подростков, умеющих услышать и быстро улучшить. Думается, роль "тёмной лошадки" менее привлекательна, для кого бы то ни было. Приезжайте "на просмотр" зимой, вряд ли пожалеете. Это дружеский совет, не более того.

Высокая оценка по фортепиано - шанс подняться в "турнирной таблице" для тех, кто менее удачно стартовал по сольфеджио или допустил музлитературные промахи. "Уравновеситься" возможно и на финальном этапе. Правда, по опыту, посмею напомнить: бюджетных мест "на теорию" в АМУ при МГК уже многие годы всего-то восемь, так что рассчитывать всерьёз на "компенсацию" - излишне отважно.

Замечу также: поступление сразу в несколько училищ, пробы "с запасом" - нормальная тактика, я одобряю. Все данные просматриваются, обсуждаются, сопоставляются комиссиями в процессе экзаменов. Далее, каждый педсовет заинтересован в сильнейших учениках - и уж конечно, перспективного абитуриента мимо глаз не пропустит. Предложение "годик поготовиться и вернуться", кстати, окрашено в светлые тона.

***

По долгу службы, я наблюдательна. Вот случается мне видеть и фиксировать для себя - например, такое. Студентка-теоретик, второкурсница, за "Ямахой" в коридоре, готовится к уроку, явно разбирает прежде не знакомое. И вещь прекрасна, и технически несильно сложна, и Нина-то моя уже сыграла её, не вчера, но в шестом классе - прилично так сыграла, в темпе, да трижды с ней выступила "на округе".

Нередко посещают мысли о том, что "внутри училища" требования к теоретикам по фортепиано - компромиссные. Для страждущих, есть вариант брать новые и новые высоты, жёстко выкраивая утренние часы для рояля. Увы, стратегия "минимальных пятёрок" всё популярнее, да и не со зла. Нагрузки по теоретическим предметам зашкаливают. Таким образом, намечается парадокс, неоднократно озвученный в частных беседах с коллегами, с разных сторон. Представьте себе успешного абитуриента консерватории, музыковеда или будущего композитора, чей уровень по фортепиано, фактически, за училищные годы не изменился - сложность программ принципиально та же. Да, уверенность прибывает, общее впечатление выигрывает - но где же "взрывной" рост? Остался в школе, там его место. Грустно, правда?

Больная это тема - "общее фортепиано".

***

Пахать за инструментом, пока ты всё ещё в ДМШ. Универсальный выбор.

Даже если ты теоретик до мозга костей.

Касательно Нины, фортепиано - это единственный предмет, которым мы с дочкой системно занимаемся, вот уже восьмой год пошёл. Напомню, наш случай непростой, это моторная неловкость, и действуем мы "вопреки". "Научная" голова, чистая интонация и тонкий слух - в комплекте, также мечта-идея "работать учителем сольфеджио".

За два года до абитуры, Нине доступен рекомендованный уровень сложности по фортепиано. Её программы довольно давно соответствуют гипотетическим вступительным. А вот цельности, свободы, стабильности в исполнении не хватает. Как именно работать - нам ясно.

Что до профильных дисциплин (сольфеджио, музыкальная грамота, музыкальная литература) - наш совместный путь подготовки только начинается, стартует именно сейчас. Смешные, наивные надежды "само получится" не прошли. Нина замкнулась на консультациях, завидев жёстко подготовленных, вышколенных, вымуштрованных ребят на два года старше себя - по иронии судьбы, теперь моих ближайших и важнейших "некровных" учеников, начиная с сентября. Да, разумеется, в "прокачку" поступивших вложено немало времени и денег. Их репетиторы (знаю поимённо, это не секретная информация) потрудились на славу, уложили всё по полочкам, утрамбовали, отполировали.

Нининым репетитором по-прежнему будет мама, хотя это, в смысле психологическом, не лучший вариант.

Мы, уроженцы 1978 - 1980 (привет выпуску-1998!!!) поступали в "мерзляковцы" совершенно иначе. Мы, тогдашние птенцы из самых разных семей, имели право многого не уметь, не знать, не пережить, не испробовать. Большинство из нас не гоняли по конкурсам; каждый учился в своей среде, в своём темпе, спокойно подавал документы в училище.

Это было ровно 30 лет назад. Я, помнится, разрешила на экзамене септиму в октаву. Искренне поверила в то, что бедная септима именно так разрешается. Вернее сказать, вплоть до абитуры и представить не могла, что она вообще куда-либо разрешается. Мне было чихать на септиму. В 1994 году (и около того) учиться принимали всех, кто "зацепил". Валерия Владимировна Базарнова с улыбкой посетовала: мол, научим Вас, Наташа, - ну подумаешь, пока не знаете, у нас-то узнаете, Вы ещё и не такое узнаете, мало не покажется...

Год 2024, требуется лоск. С этим надо считаться, верно?

P.S. Пишу с моря. На море отлично. Юные музыканты, всякого разного года обучения, настроены эйфорически. Мама тоже.

-2