В детстве нам говорили, что быть художником или поэтом можно лишь в качестве хобби, а профессию нужно выбирать серьезную: инженер, экономист, врач… Однако талантливые тюменцы доказывают обратное: ремесленники превращают творчество в полноценную трудовую занятость.
Так, Станислав Симонов уже более 10 лет занимается глиной. В его ассортименте представлены причудливые пиалы, милые хранители чабани и чайники-драконы. В изготовлении посуды мастера привлекает сочетание творчества и практичности:
«Мне нравится брать из природы различные формы и текстуры и применять их в декорировании. Посуда мне сейчас интересна своим прикладным характером, что заставляет решать не только художественные, но и утилитарные задачи, такие, как разработка технологии и конструкции удобного использования и различных фишек, типа водного замка».
Желание заниматься чайной посудой возникло не только из-за интереса к этой сфере, но и из-за возможности экспериментировать с рельефами и текстурами.
Каждый вид глины имеет свои свойства: например, чайники из светлой глины, с которой работает ремесленник, необходимо глазуровать из-за высокого коэффициента водопоглощения. В арсенале у Станислава есть и темно-красная, и песчаная, и глина «Соль и перец». В сочетании с различными типами глазури создается большое пространство для творчества, а при разном освещении вид изделия меняется, что делает их уникальными.
Мастер создает и классическую посуду (пиалы, чайники, блюдца), и хранителей чабани для чайных церемоний. Хранители представляют собой фигурки, которые используются, как украшение:
«Хотя, насколько я знаю, можно и тематически использовать для отвлечения внимания или повода для беседы, от типа церемонии зависит».
Таким образом, в ремесле Станислава смешались сразу два его интереса: керамика и чай. Благодаря креативному взгляду на, казалось бы, обычный предмет быта и бережному отношению к чайным традициям керамист успешно развивает любимое дело.
Каменная сказка
Для своих изделий современные ремесленники используют различные материалы. Снежана Дмитриева работает с эпоксидной смолой в мастерской современного декора «ArtСмола»:
«7 лет назад я увидела, как заливают “Срезы камня”. Меня так потрясла игра цветов, что я решила попробовать сделать что-то похожее. В то время я находилась в декретном отпуске и времени для экспериментов было достаточно».
Училась она у мастеров из Петербурга и Казани, но самые важные знания пришли опытным путем.
«Летом, когда отсутствует отопление и температура скачет, повышенная влажность, заливать картины нельзя, иначе на поверхности образуется аминная пленка. И картина будет испорчена. Но это знание ко мне пришло не сразу», – делится мастер.
Больше всего в процессе изготовления декора Снежане нравится заливка картин и формирование композиций цветов для украшений. Ее вдохновляют работы зарубежных мастеров и коллаборации с другими ремесленниками:
«С Линарией Брикнер мы работаем над созданием сувениров с нефтью. С Оксаной Климеровой придумали линейку “Черное золото”. С Полиной Боярко выпустили линейку “Тюменские кошки”».
В рамках общественной деятельности она проводит индивидуальные мастер-классы в кабинете, который ей предоставил Фонд «Путевка в жизнь». Благотворительная организация оказала поддержку Снежане, так как ее муж находится на СВО. Также она ведет групповые занятия по эпоксидной смоле в креативном пространстве «Цех», а в сентябре планирует пройти курс по изготовлению браслетов, чтобы расширить ассортимент бижутерии – сочетать натуральные камни и смолу.
Людям, которые хотят развиваться в творчестве, Снежана Дмитриева дала совет:
«Не бояться что-то изменить в своей жизни. Не держаться за работу, которая не приносит радости. Все возможно – нужно лишь захотеть и приложить усилия, чтобы все получилось».
Разгадать местную роспись
Снежана состоит в «Гильдии мастеров», которая объединяет тюменских ремесленников и помогает продвигать их творчество. В этой же организации состоит Надежда Еремеева, которую еще во время обучения заинтересовала урало-сибирская роспись в художественной школе.
«Если многие росписи для меня были понятны, то роспись, где один цвет плавно переходит в другой, оставалась загадкой и волшебством», – делится Надежда.
Традиционно урало-сибирская роспись выполняется масляными красками, но сейчас, по словам Надежды, все больше используются современные материалы: акриловые краски и лаки. Саму роспись называют маховой.
«На кисть с разных сторон берется два разных цвета, и одним мазком, махом выполняется лепесток или листик», – пояснила мастерица.
Надежда активно участвует в мероприятиях для ремесленников. За 3 года она заняла 7 призовых мест и получила 27 грамот за участие в различных фестивалях и ярмарках. Сейчас она подала заявку на конкурс «Русский стиль» в номинации «Украшения» и ждет результаты. Надежду поддерживает администрация города Тюмень, за что она очень благодарна:
«От Тюмени направляли представлять Тюменскую область в Москву на ярмарку народных промыслов “Ладья” и на “Русское поле”».
Мастерица отмечает, что местную роспись мало изучают в учебных заведениях, поэтому в школах и детских садах необходимо уделять больше внимания знакомству с промыслами родной Тюменской области.
В творчестве местных мастеров сочетается бережное отношение к традициям и стремление к новому, необычному – благодаря этому развивается ремесло. А для совершенствования самих творцов сейчас есть все возможности: от обучения у именитых ремесленников до резидентства в «Гильдии мастеров» или креативных пространствах области.
Автор: Александра Бородкина