Если хотите выделить свой товар или компанию на рынке, защитить бизнес от конкурентов и не нарушить ничьи права, то без товарного знака не обойтись. Нужно придумать оригинальное название и зарегистрировать его в Роспатенте. В статье мы расскажем, что такое товарный знак, зачем нужна его регистрация, а также разберем, что такое бренд и какие у него функции.
Товарный знак — это слова или изображения, зарегистрированные в Роспатенте. Зарегистрировать можно практически любое слово или картинку, если они соответствуют определенным требованиям.
Бренд — это весь образ, выработанный за годы существования компании. «McDonald’s» — это не просто название сети ресторанов, но и вся совокупность логотипов, слоганов, цветовых сочетаний, а также репутация корпорации, которая сложилась за все время. В основе любого бренда лежит товарный знак, а у крупных компаний — далеко не один.
Предприниматели и компании регистрируют товарные знаки, чтобы:
- Защитить бизнес от конкурентов. Когда товарный знак зарегистрирован, никто в России, кроме правообладателя, не может вести похожую деятельность под таким же или сходным обозначением. За нарушение права на товарный знак правообладатель может заставить нарушителя уничтожить контрафакт, убрать название из рекламы, документов и вывесок, а также взыскать с него компенсацию до 5 млн рублей.
- Право использовать маркировку ®. Данный символ прямо указывает — товарный знак зарегистрирован. Использовать маркировку без зарегистрированного товарного знака нельзя, иначе последствия могут быть вплоть до уголовной ответственности.
- Продавать франшизу. Суть франшизы заключается в том, что один предприниматель за деньги дает другому право работать под своим брендом. Но когда бренд не зарегистрирован в Роспатенте, продавать по факту нечего. Если предприниматель или компания хотят купить франшизу, то первым делом следует проверить — зарегистрирован ли у собственника товарный знак.
- Продавать на маркетплейсах. С зарегистрированным товарным знаком можно выставлять товар на больших интернет-площадках и открывать точки в торговых центрах, не опасаясь конкурентов.
- Товарный знак — это нематериальный актив. Знак можно оценить и поставить на баланс, чтобы увеличить стоимость компании.
Например, один наш доверитель, компания «Меркурий-Урал» из Ижевска занимается криптографией. Чтобы участвовать в тендерах по поставкам средств защиты информации, компании нужно было получить лицензии ФСБ и ФСТЭК. Мешала нехватка уставного капитала. Тогда мы предложили «Меркурий-Уралу» увеличить стоимость компании за счет интеллектуальной собственности: мы зарегистрировали для компании товарные знаки, оценили их и поставили на баланс.
Таким образом, только регистрация товарного знака дает возможность предпринимателям и компаниям защититься от использования слишком похожих логотипов конкурентами.
Так в чем отличие бренда от товарного знака?
Бренд отличается от товарного знака тем, что является одновременно товарным знаком, однако не каждый товарный знак может стать брендом. Товарный знак является основополагающей составляющей понятия бренда, при этом само понятие бренда значительно шире. Главным в определении бренда является наличие положительных коммуникационных связей между товаром (его производителем) и покупателем.
Товарный знак — основа привлекательного бренда. Теоретически бренд можно выстраивать и вокруг незарегистрированного в качестве товарного знака обозначения. Но на практике это создает серьезные риски. Незарегистрированное обозначение могут использовать и даже зарегистрировать на себя конкуренты. В таком случае с ними придется разделить и репутацию, и клиентов. Регистрация товарного знака — важное условие создания и сохранения ценного бренда.
Из таблицы понятно, какие пункты нужно учесть для регистрации товарного знака или бренда.
Хотите защитить свой бизнес от конкурентов? Зарегистрируйте товарный знак с нашей помощью. Обращайтесь к специалистам по телефону 8 (800) 775-44-96.