Найти тему
Записки москвитянина

МУДАНЬЕВЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ

Часть 2-я: Взгляд из Турции

Переехал в колоритный город-бывший греческий порт – Муданью.

На пляже, где погрязнее, чем в небольшом Алмутру, вот чём подумал: многочисленные приезжие, а особенно россияне в замкнутых отелях «всё включено», вообще не задумываются, что благодатная Турция – страна НАТО, а значит – наш вероятный военный противник.

И я-то задумался потому, что знакомые литераторы вернули к российской реальности под плеск муданьевской волны.

Питерский писатель Дмитрий Каралис, написал ВК: «Тревожный сигнал. Помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан в авторской колонке для газеты The New York Times: «В ближайшие пять лет наши союзники по НАТО в целях модернизации своих военных арсеналов произведут более 650 истребителей пятого поколения F-35, более 1 тыс. систем ПВО, около 50 боевых кораблей и подводных лодок, 1,2 тыс. танков, 11,3 тыс. боевых машин и около 2 тыс. артиллерийских систем».
И что нам теперь? Как говорят в народе: "Обоср.. и не жить"? Или тоже начать пугать врагов наполеоновскими планами и системами "Посейдон"? Как развернуть пляшущую-хохочущую и поющую на английском языке страну с капиталистическим способом производства к реальным делам?».

Вопрос злободневный. Но больше волнуют не политические угрозы и проблемы ВПК, а вся наша культурно-информационная политика. Ну, пропаганда какая-то есть, а на федеральных каналах с железными нотками Скобеевой и буковками на майках Шейнина – навязчивая до раздражения, но вдумчивой, всеохватной культурной политики – нет как нет! И это прямая вина или немощь, администрации президента и министерства культуры. Лично Ольги Любимовой.

Страна не просто поёт по-английски, но и смотрит незнамо что. Критик иоз Вологды Вадим Дементьев написал: «На прошедшем кинофестивале молодого кино в Вологде приз лучшего актера получил француз Рафаэль Кенар, играющий роль гомосексуалиста и продавца наркотиков. Он стал любимцем вологжан.
А ведь я предупреждал, что сей фестиваль неравнодушен к нетрадиционному кино. Обходились, правда, одним извращением. Теперь же удостоились двойной нечисти».

-2

Фестиваль в такой русской когда-то Вологде прошёл в 11-й раз. Он совершенно неуместен сегодня (кстати его не посетил даже и.о. губернатора, который недавно, на Дне молодёжи, зажигал англоязычный рэп. Из названия сняли слово "европейский". Похвастались, что фильмы с претензией посмотрели 5 тысяч зрителей из 300 тысяч вологжан и столько же – Череповца. Капля в море, если брать культурный охват, но ведь это как бы тренд, указание, прощвинциальная г9ордость: мы могём!

Жидковато для фестиваля
Жидковато для фестиваля

Лучшим короткометражным фильмои признан «New» (?), режиссёрши Жени Казанкиной (Россия, Италия, 2024). Почему Италия? Она ведь, вроде, живёт в Москве. В этом году информационный партнер фестиваля The Blueprint («Голубая печать» - глянцевое онлайн-издание о моде и современной культуре). выбрал победителя в собственной номинации, им тоже стал короткометражный фильм Жени Казанкиной «New». Не могу суть – не смотрел. Но прочитал такую характеристику. Актриса Лиза Янковская про Казанкину: «Когда мы встретились с Женей, я сразу поняла, что она сумасшедшая. Что она как бы псих. Мне это очень понравилось! Вещи, которые она мне говорила, были мне по-прежнему непонятны. Я задала Жене один вопрос: слушай, это похоже на греческую волну, ты увлекаешься греческой волной? И она сказала: да. И все, я как‑то с ней вдруг внутри совпала, хотя по-прежнему ничего не понимала.

Внучка Янковского - похожа...
Внучка Янковского - похожа...

Чувствуете, Европа? – «греческая волна». Сама 28-летняя Лиза Янковская — представительница известной актерской династии. Она является единственной дочерью Оксаны Фандеры и Филиппа Янковского, у нее есть старший брат — Иван Янковский. Лиза и Иван — внуки легендарного советского и российского актера Олега Янковского. Кстати, это наша «самобытность». Почему-то с советских времён – у нас династии, только уже не рабочие, а киновшнвые. На западе такого нет.

Ну и в параллель: многие новые медиа написали о фестивале и параллельном судебном процессе. Вот Самолётъ, например: «В Вологде в минувшие выходные завершился очередной фестиваль молодого кино. А в понедельник в Москве за спектакль, победивший на другом конкурсе, театральном, к тюремному сроку приговорили драматурга и режиссёра… Вологда получила праздник для синефилов и просто людей, которым скучно жить в провинции, где, по выражению героя советского перестроечного фильма, посвящённого театру, нет «ни больших радостей, ни больших огорчений».

А тут вдруг съезжается масса столичного народа, показывает кино, какое не увидишь по телевизору, но которое успело отметиться на важнейших европейских фестивалях, устраивает выставки и читает лекции. И возникает атмосфера, о которой приехавший в Вологду киновед Наум Клейман скажет: «Меня поразило, что этот фестиваль входит в как бы обыденную жизнь. Может быть, потому что здесь, в Вологде, дистанция между обыденностью и счастьем, правильной жизнью, небольшая».

Сам Клейман читал платную лекцию (ничего себе – фестиваль! – ведь кто-то давал деньги!) «Об Эйзенштейне и Пушкине». Любимый приём, раньше я иронизировал над лекцией в Иркутском университете «Бродский и Пушкин». Помню остолбенел в фойе возле афиши, а Валентин Распутин, увидев моё удивление, вздохнул: «Да, Саша, у нас так…». Ну, в Вологде Эйзенштейн.

Клеймана снимал на видео для своего нового фильма Андрей Натоцинский -, ученик Сокурова, того самого Александра Сокурова, который год назад летом привозил сюда, в Вологду на VOICES свою «Сказку», а уже в декабре того же 2023 года эта самая «Сказка» впервые в истории современной России не получила прокатного удостоверения Минкульта.

Во всех откликах путается политика и нравственные оценки, нарушения закона и якобы притеснение свободы слова: «Эти молодые ребята должны быть счастливы – не только потому, что получили награды. Но и оттого, что живут так, как должны жить нормальные художники – наблюдая жизнь вокруг себя, рефлексируя по её поводу и передавая нам результаты своих размышлений. Напрямую, без посредников… Так же, как в общем счастливо жили режиссер Евгения Беркович и драматург Светлана Петрийчук, авторы спектакля «Финист Ясный Сокол», посвящённого горькой судьбе некой Марьюшке, которая находясь в трудных жизненных обстоятельствах, в поисках женского счастья знакомится в соцсетях с мужчиной из Сирии. Она влюбляется и намеревается уехать к нему, чтобы построить с ним семью, дом, родить детей. Однако ее новый знакомый оказывается террористом, и Марьюшку приговаривают к семи годам колонии…». Как написала Газета, ру: «Плакали все»: Решение вынес судья Юрий Массин. Последнее слово подсудимых проходило 8 июля в закрытом режиме, на оглашение вердикта в зал запустили несколько десятков журналистов и слушателей. После вопроса судьи, понятен ли приговор, Петрийчук расплакалась, описывали журналисты.

«Да, ваша честь», — всхлипывая, говорит Петрийчук. «О, да!», — бодро отвечает Беркович».

Кроме подсудимых, плакали и слушатели в зале, некоторые выходили из зала, продолжая рыдать. Группа поддержки скандировала на улице имена «Женя» и «Света» и хлопала, когда тех увозили в автозаке».

-5

Как говорят в народе: мудовые рыданья…

«Ужасный приговор.. У меня просто нет слов. Дать срок, да еще и по такой тяжелой статье людям, которые этот самый терроризм своей постановкой вообще-то изобличают, а не оправдывают — это позор для нашего правосудия», — высказалась к неодобрению многих бюзеров журналистка Ксения Собчак. Она много сделала, чтоб приговор был суров: где Собчак - там её зубастый смех и горе…

Многие параллели тут в Сети политикански притянуты за уши, но в них есть нечто общее – кураторство бездарного (или вредительского?) министерства культуры и лично Ольги Любимовой, поскольку она пришла на пост именно из департамента кино и по наводке Никиты Михалкова. При этом всё это проходит при попустительстве властей. Выборочный показательный процесс – дела не меняет.

Ведь и грант давали, и "Золотой маской" лично Любимощва награждала. И такой облом!

Вот о чём думалось в колоритном городке Муданья с непереводимым греческим названием и каким-то созвучьем по поводу этих рыданий.